Занятие "Внедрение регионального компонента в урок музыки"

1
0
Материал опубликован 9 April в группе

Конспект урока «Региональный компонент на уроке музыки в начальной школе»

Цель: знакомство с региональным компонентом и возможностью его использования в уроках музыки.

Задачи.

Образовательная - научить проектировать и организовывать процесс обучения с точки зрения понятия региональный компонент, проектировать и, выбирать и разрабатывать учебные материалы, систематизировать и оценивать педагогический опыт

Развивающая – развивать активного и осознанного восприятия творчества родного края, развитие критического мышления, творческого подхода к решению задач, эффективно взаимодействовать и работать в коллективе, выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, планировать и реализовывать собственное профессиональное развитие.

Воспитательная – воспитывать чувства патриотизма, интереса и любви к музыкальному наследию родного края

Ход урока.

Представление. Разрешите представиться – преподаватель профессиональных дисциплин Тотемского политехнического колледжа Малыгина Юлия Леонидовна

Междисциплинарный курс теория и методика музыкального воспитания

Распевание приветствие Многая лета.

Слушаем 1 куплет песни о Тотьме .

Вы конечно же услышали в песне о нашем родном городе. Что мы о нем знаем?

Как мы эти данные можем использовать для проведения уроков музыки. А учителя из других регионов могут использовать информацию о родном крае на своих уроках.

Предположите тему занятия.

Тема урока Региональный компонент на уроке музыки в начальной школе.

Цель - знакомство с понятием региональный компонент и способами его внедрения в содержание предмета Музыка.

Задачи.(План на слайде)

1. понятие, нормативная документация.

2. направления

3. содержание

4. включение рк в урок .

Задание Что такое региональный компонент.

Здание на доске. Работа с информационными листами. ДЗ.

Технология Перевернутый класс.

У Вас было задание – познакомиться с теоретическими аспектами внедрения регионального компонента. (дети задают вопросы?)

Что такое региональный компонент.

Какова цель введения

Главная концепция.

Зачем необходимо внедрять региональный компонент в образовательную деятельность

Актуально ли внедрение регионального компонента в урок музыки. Почему?

Какими документами подтверждено использование регионального компонента.

Верно.

Федеральный закон об образовании №273. Статья 8. 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: 1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; учебный план Рабочая программа. (Создание проблемной ситуации)


Обратите внимание у вас на столах есть тематическое планирование рабочей программы по Музыке. Предлагаю проанализировать.

Рассмотрим его. 1 графа – название темы, 2 графа – основное содержание (не изменяется), 3 графа – свободная, Что же мы туда можем внести.??? Мы еще не знаем но нам нужно узнать.

Направления:

Предлагаю рассмотреть направления РК. Вы их видите на слайде. Определить какие из них подходит к содержанию общеобразовательного предмета Музыка. А какие не совсем?

Духовно-нравственное - предполагает осознание высших ценностей, социально значимых процессов и явлений жизни, способность руководствоваться в практической деятельности.

Историко-краеведческое - мероприятия, направленные на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости малой Родины, ее судьбы, формирование гордости и сопричастности к деяниям предков и современников

3. Культурно - историческое - направлено на активизацию культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания..

4.Спортивно-патриотическое - направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Итак. Делаем вывод. О том, что на Музыке может быть раскрыт культурно-исторический и историко-краеведческий региональный компонент.

Содержание.

Мы живем в прекрасном городе Тотьма, имя какого поэта неразрывно связано с этим городом. Говоря о культуре нашего тотемского края мы не можем не рассказать о замечательном поэте, на чьи стихи написано множество песен. Н.М. Рубцова.

Предлагаю ответить на несколько вопросов о творчестве и биографии поэта - земляка

Как называется село в Тотемском районе, где поэт провел детские годы?

Где учился Николай в Тотьме (Тотемский лесотехнический техникум)

Какие слова написаны на памятнике Н.М. Рубцову в Тотьме.

(«За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»)

Какие песни на стихи Рубцова вы знаете

(Букет, В горнице, Топ да топ, Зимняя песня, Конь, и тд)

Предлагаю вам разучить вместе со мной песню «В горнице».

Кроме того, творчество Н.М. Рубцова нашло отражение и в детском творчестве, это и детские песни, и даже создание мультипликационных фильмов. Мультфильм «Коза»


Тотемские частушки.

Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор: песни, танцы, инсценировки народных песен, игра на музыкальных инструментах).

Обратите внимание на слайд, Перед Вами сборник «Как по Толшме по реке». В 2023 г. Г. Мартюковой, заведующей мемориальным дом музеем Н.М. Рубцова в с. Никольское были собраны и издан сборник толшменских частушек.

Что такое частушка? Это мудрость народа, заложенная в коротком четверостишье. Почему она называется частушка? Потому что когда ее исполняют быстро произносят слоги частят.

Знаете ли вы частушки? Пели когда -нибудь?

Я предлагаю выполнить творческое задание в группах, познакомиться с частушками нашего тотемского края, выбрать 1 или 2 частушки согласно критерию - учет возрастных психолого-педагогических особенностей младших школьников. Почему мы должны учитывать именно это критерий.
Потому что частушки могут быть и не для детей. Они могут быть им не понятны. Далее выбирается 1-2 представителя от группы и частушки исполняются. Вы как будущие учителя должны уметь осуществлять отбор материала.

(исполнение частушек (реквизит: платки, народные инструменты)

Музыкальная Игра Трифон.

Ну и конечно же любимая деятельность детей на уроке – это игра. Я предлагаю разучить народную игру, записаную в Нюксенском районе. До начала 20 века эти территории также относились к Тотемскому уезду.

Правила игры. Выбирается водящий - Трифон, остальные водят вокруг него хоровод. Проговаривая слова

Как у дядюшки у Трифона

Было семеро детей

Семеро, семеро, семь сыновей

Они не пили не ели

Друг на друга все глядели

Они делал вот так. Как?

Водящей показывает действие (например, рубить дрова). Все остальные повторяют, Трифон выбирает кто делает лучше всех. Тот встает на место Трифона.

Большое спасибо, что вы активно участвовали в игре.

Предлагаю обратиться к нашему плану,

Не выполнен последний пункт плана.

Включение РК в урок музыки.

Для его выполнения мы разделимся на команды (команда- красные, команда –синие).

Предлагаю вернуться к тематическому планированию по предмету Музыка. 3-4 класс. 3 графа была свободная, и теперь вы знаете как ее можно заполнить . Включите содержание регионального компонента в тематическое планирование. Время 2 мин. Затем команды берут ручки своего цвета и меняются местами, они могут дописать свои мысли в рабочий лист противоположной команды. Спустя 2 мин возвращаются за свой стол и приходят к единому мнению. Что нужно учесть? Однако, нужно учитывать подходит ли материал к теме и впишется ли он гармонично..

Вывод по занятию

Продолжи фразу

В региональный компонент входит изучение… родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение язык, обрядов, фольклора, народных игр.

Во время работы на уроках с краеведческим материалом…. снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания.

Использование краеведческого материала не только расширяет, развивает …кругозор ребенка, развивает интеллектуальные и творческие способности

Рефлексия. Как обычно в ходе изучения дисциплины мы апробируем различные виды рефлексии, которые можно будет применить на практике в школе.

Рефлексия Чемодан, Мясорубка, Корзина.

У вас есть жетончики. Отпустите их в нужный конверт. Если материал вам пригодится в жизни - откладываем его в багаж, в чемодан.

Если какие то вещи еще остались не усвоены, требуют доработка – в мясорубку.

Если полученные знания вам не пригодятся в вашей профессиональной деятельности – в мусорную корзину.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации