12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83390
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Занятие внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4-х классах по теме «Статическое электричество»

Цель: формирование понятия «статическое электричество»

Задачи:

-Образовательные:

Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципами его действия.

-Развивающие:

Развивать познавательную активность учащихся через проведение опытов.

Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления учащихся.

-Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать навыки работы в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащийся научится:

Анализировать различные способы электризации.

Учащийся получит возможность научиться:

Умениям проводить наблюдения, эксперименты, фиксировать результаты экспериментальной деятельности.

Метапредметные:

-Овладение навыками организации экспериментальной учебной деятельности.

-Развитие монологической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

-Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные:

-Воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

-Формирование ценностных отношений друг к другу; к результатам обучения.
Тип урока: урок получения новых знаний

Интеграция: Внеурочная деятельность/окружающий мир/ физика

Технология урока: Проблемное обучение через исследовательско-поисковую деятельность

Средства обучения: Мультимедийное оборудование, доска Padlet, лабораторное оборудование, рабочие листы

Место проведения: НаукоЛаб

Авторы урока: Сорокина Светлана Валерьевна, Мариничева Елена Борисовна, Савко Светлана Валерьевна

Ход занятия:

  1. Мотивационный настрой. Создание проблемной ситуации.

-Сегодняшнее занятие кружка «К вершинам знаний» пройдет в кабинете, который называется НаукоЛаб. Полное название - научная лаборатория. Сегодня каждый из вас попробует себя в роли младшего научного работника. А изучением чего вы будете заниматься, узнаете позднее.

-Для каждого ученого важно вести учет времени, поэтому на занятие я принесла часы. Но вот незадача, стрелка часов неподвижна.

-Почему часы не идут? Ваши предположения?

-Раз села батарейка, ее надо заменить. Тогда часы снова пойдут.

-Ставлю батарейку (неправильно).  Часы снова стоят. Может, я что-то делаю не так? Кто поможет?

-Поставим батарейку, совместив плюс с минусом.

-Что это за плюсы и минусы? Почему надо именно совмещать плюсы и минусы?  На эти и другие вопросы вы получите ответ в ходе нашего занятия.

-Но сначала сделайте предположение, что за сила скрывается в батарейке, которая заставляет часы идти?

-Когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и они заработали.

-Где мы еще встречаемся с электричеством?

-А как появляется в приборах электричество? Кто его создает?

2. Изучение нового материала.

-Электричество может быть создано не только человеком, но и самой природой. Сегодня вы узнаете, что такое статическое электричество. Запишите на рабочих листах тему занятия.

-Все предметы, которые нас окружают, имеют положительный или отрицательный заряд. Более подробно вы узнаете об этом из ролика.

(Видеофрагмент «Что такое электролизация») )

https://www.youtube.com/watch?v=xxSEMLt-bzY&feature=youtu.be&ab_channel=%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0

-Еще раз посмотрим, как все это происходит на практике.

(Опыт с эбонитовой палочкой. Демонстрирует педагог).

- Возьмем эбонитовую палочку и поднесем ее к маленьким кусочкам бумаги. Мы увидим, что ничего не происходит. Это говорит о том, что в обычном состоянии палочка (как и большинство других тел) электрически нейтральна. Если потереть эбонитовую палочку кусочком шерсти, то она электризуется, приобретая отрицательный заряд. Мех получил положительный заряд. При трении электроны переходят с шерсти на эбонитовую палочку, т. е. с того вещества, в котором силы притяжения к ядру атома меньше, на то вещество, в котором эти силы больше.

Предметы при трении могут получать отрицательные и положительные заряды. Могут не иметь разряда.

-Давайте поиграем. Каждый из вас сейчас превратится в положительный или отрицательный заряд. Вы разбегаетесь, а по моему сигналу должны соединиться в пары. Не забывайте о том, что притянуться могут только тела, имеющие разный заряд. Одинаково заряженные тела отталкиваются.

(Звучит музыка, как только она смолкает, учащиеся образуют пары).

https://drive.gybka.com/song/98575554/veselaya_muzyka_dlya_konkursov_-_fon_15/

-Сейчас класс будет поделен на 3 группы, научные лаборатории, каждая из которых будет проводить различные опыты, а результаты работы записывать в карту исследования. Затем каждая группа представит результаты своей работы.

-Руководителем первой лаборатории будет Мариничева Елена Борисовна, второй лаборатории - Сорокина Светлана Валерьевна, третьей - Савко Светлана Валерьевна. Руководители лабораторий полученную в ходе опытов информацию, размещают на доске Padlet/

Рабочие листы

  1. Практическое исследование проблемы.

Лаборатория 1.

Тема занятия____________________________________________________________

Перед вами в коробке: пластиковая линейка,  фольга, вата, бумага, промасленная бумага, кусочек спички, скрепка, скобка, шерстяная тряпочка.

  1. Возьмите пластиковую линейку. Достаньте из коробки тела: фольгу, вату, бумагу, промасленную бумагу, кусочек спички, скрепку, скобку и поочерёдно помещайте на пластиковую линейку, которую держим вертикально.

Наблюдаем за телами, наблюдения заносим в таблицу:

  • если притягивается ( ставим +)
  • если не притягивается (ставим - )


фольга

вата

бумага

промасленная

бумага

кусочек

спички

скрепка

скобка










Вывод, что наблюдаете?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Хорошо протрите шерстяной тряпочкой пластиковую линейку, которую держим  вертикально и поочерёдно помещаем на линейку.

Наблюдаем за телами, наблюдения заносим в таблицу:

  • если притягивается ( ставим +)
  • если не притягивается (ставим - )


фольга

вата

бумага

промасленная

бумага

кусочек

спички

скрепка

скобка










Вывод, что наблюдаете?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Почему это происходит? Запиши вывод_____________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!


Лаборатория 2.


Тема занятия______________________________________________________________


Опыт 1. Перед вами в коробке: две пластиковые полоски и лист бумаги.

Положите на стол, придерживая рукой, несколько раз проведите по полоскам листом бумаги.

Возьмите полоски в разные руки и сблизьте их. Что вы видите?

Запишите вывод:________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему это происходит?__________________________________________________

_______________________________________________________________________

Возьмите в одну руку пластиковую полоску, а в другую лист бумаги. Сблизьте тела.

Что вы наблюдаете?

Запишите вывод:________________________________________________________

________________________________________________________________________

Почему это происходит? Запишите:_________________________________________

_________________________________________________________________________


Опыт 2.Перед вами воздушные шарики.

Потрите шарик о волосы и поднесите к стене, к волосам, к другому шарику: наблюдения заносим в таблицу:

  • если притягивается ( ставим +)
  • если не притягивается (ставим - )


стена

волосы

другой шарик






Вывод, запиши:____________________________________________________________

Почему это происходит?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Потрите оба шарика о волосы и поднесите к другому шарику. Что наблюдаете?

Запишите вывод:_________________________________________________________

Почему это происходит? Запишите:____________________________________

________________________________________________________________________

Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!


Лаборатория 3.


Тема занятия______________________________________________________________

Перед вами в коробке лежат: пластиковая линейка, хлопковая и синтетическая тряпочки, кусочек ваты, «Антистатик», деревянная расчёска, пластиковая расчёска.

1.Возьмите хлопковую тряпочку и хорошо протрите пластиковую линейку. Поднесите к вате.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________


Почему это происходит? Запишите:______________________________________

_________________________________________________________________________


2.Возьмите синтетическую тряпочку, протрите пластиковую линейку. Поднесите к вате.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________


Почему это происходит? Запишите:______________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Синтетическую тряпочку обработайте «Антистатиком». Хорошо протрите пластиковую линейку тряпочкой и поднесите к вате.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:_______________________________________

_________________________________________________________________________


Почему это происходит? Запишите:____________________________________

_________________________________________________________________________


3.Возьмите пластиковую расчёску и расчешите волосы.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________


Почему это происходит? Запишите:__________________________________________

_________________________________________________________________________


4.Возьмите деревянную расчёску и расчешем ею волосы.


Что вы наблюдаете? Запишите вывод:_____________________________________

________________________________________________________________________


Почему это происходит? Запишите:__________________________________________

_________________________________________________________________________

Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!

  1. Презентация результатов практической работы.

(Группы учащихся по очереди знакомят класс с результатами исследований. Руководители лабораторий уточняют, дополняют ответы в случае необходимости).

5. Итог занятия.

-Ребята, в жизни мы постоянно находимся в окружении статического электричества: дома, в школе, на улице. Волосы, прилипшие к расческе, потрескивающая одежда, пылевой слой на телевизоре, резкое покалывание в пальце от  случайного прикосновения к предмету – все это признаки электризации. Данный вид электричества может негативно отражаться на здоровье человека. На следующем уроке вы узнаете, как можно избавиться от статического электричества доступными способами.


Используемые источники

https://quizlet.com/ru/408786227/%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82-9-flash-cards/

https://urok.1sept.ru/articles/672432

Картинки

https://i7.pngflow.com/pngimage/307/291/png-static-electricity-electrostatics-magnetism-energy-purple-violet-cartoon-fictional-character-clipart.png

https://img2.freepng.ru/20181211/zgi/kisspng-magnetism-profaqua-earth-electricity-magnetism-profaqua-5c1015576cde01.6905657215445579114459.jpg

http://reftinskiy.ru/wp-content/uploads/2012/10/%D0%AD%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.png

Музыка для игры

https://drive.gybka.com/song/98575554/veselaya_muzyka_dlya_konkursov_-_fon_15/

Доска Padlet

https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/klgsvh0sd1r1tukk

​​​​​​​

u1607840267.jpg
6
q1607840235.jpg
5
v1607840205.jpg
4
y1607840176.jpg
3
u1607840138.jpg
2
t1607840096.jpg
1


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.12.20 в 09:58 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Сорокина Светлана Валерьевна, 13.12.20 в 11:00 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Марина Юрьевна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 13.12.20 в 14:23 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Владимировна! Детям было очень интересно! Мы провели данное занятие на всей параллели 4-х классов.
Елена Владимировна, 14.12.20 в 16:17 2Ответить Пожаловаться
Очень интересное познавательное мероприятие! Спасибо за публикацию, Светлана Валерьевна!

Отредактировано 14-12-2020 16:18

Сорокина Светлана Валерьевна, 14.12.20 в 18:34 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за приятные слова, Елена Владимировна!
Максакова Наталья Михайловна, 14.12.20 в 19:04 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересное мероприятие.
Сорокина Светлана Валерьевна, 15.12.20 в 17:35 1Ответить Пожаловаться
Очень приятно получать положительные отзывы! Спасибо, Наталья Михайловна!
Трефилова Раиса Поликарповна, 23.03.21 в 14:34 1Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе "Наука - это интересно"!
Сорокина Светлана Валерьевна, 23.03.21 в 14:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Раиса Поликарповна!!! Очень приятно получить поздравление!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.