Занятие внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4 классах по теме «Статическое электричество»
Занятие внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4-х классах по теме «Статическое электричество»
Цель: формирование понятия «статическое электричество»
Задачи:
-Образовательные:
Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципами его действия.
-Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся через проведение опытов.
Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления учащихся.
-Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать навыки работы в группе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащийся научится:
Анализировать различные способы электризации.
Учащийся получит возможность научиться:
Умениям проводить наблюдения, эксперименты, фиксировать результаты экспериментальной деятельности.
Метапредметные:
-Овладение навыками организации экспериментальной учебной деятельности.
-Развитие монологической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
-Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные:
-Воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
-Формирование ценностных отношений друг к другу; к результатам обучения.
Тип урока: урок получения новых знаний
Интеграция: Внеурочная деятельность/окружающий мир/ физика
Технология урока: Проблемное обучение через исследовательско-поисковую деятельность
Средства обучения: Мультимедийное оборудование, доска Padlet, лабораторное оборудование, рабочие листы
Место проведения: НаукоЛаб
Авторы урока: Сорокина Светлана Валерьевна, Мариничева Елена Борисовна, Савко Светлана Валерьевна
Ход занятия:
- Мотивационный настрой. Создание проблемной ситуации.
-Сегодняшнее занятие кружка «К вершинам знаний» пройдет в кабинете, который называется НаукоЛаб. Полное название - научная лаборатория. Сегодня каждый из вас попробует себя в роли младшего научного работника. А изучением чего вы будете заниматься, узнаете позднее.
-Для каждого ученого важно вести учет времени, поэтому на занятие я принесла часы. Но вот незадача, стрелка часов неподвижна.
-Почему часы не идут? Ваши предположения?
-Раз села батарейка, ее надо заменить. Тогда часы снова пойдут.
-Ставлю батарейку (неправильно). Часы снова стоят. Может, я что-то делаю не так? Кто поможет?
-Поставим батарейку, совместив плюс с минусом.
-Что это за плюсы и минусы? Почему надо именно совмещать плюсы и минусы? На эти и другие вопросы вы получите ответ в ходе нашего занятия.
-Но сначала сделайте предположение, что за сила скрывается в батарейке, которая заставляет часы идти?
-Когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и они заработали.
-Где мы еще встречаемся с электричеством?
-А как появляется в приборах электричество? Кто его создает?
2. Изучение нового материала.
-Электричество может быть создано не только человеком, но и самой природой. Сегодня вы узнаете, что такое статическое электричество. Запишите на рабочих листах тему занятия.
-Все предметы, которые нас окружают, имеют положительный или отрицательный заряд. Более подробно вы узнаете об этом из ролика.
(Видеофрагмент «Что такое электролизация») )
-Еще раз посмотрим, как все это происходит на практике.
(Опыт с эбонитовой палочкой. Демонстрирует педагог).
- Возьмем эбонитовую палочку и поднесем ее к маленьким кусочкам бумаги. Мы увидим, что ничего не происходит. Это говорит о том, что в обычном состоянии палочка (как и большинство других тел) электрически нейтральна. Если потереть эбонитовую палочку кусочком шерсти, то она электризуется, приобретая отрицательный заряд. Мех получил положительный заряд. При трении электроны переходят с шерсти на эбонитовую палочку, т. е. с того вещества, в котором силы притяжения к ядру атома меньше, на то вещество, в котором эти силы больше.
Предметы при трении могут получать отрицательные и положительные заряды. Могут не иметь разряда.
-Давайте поиграем. Каждый из вас сейчас превратится в положительный или отрицательный заряд. Вы разбегаетесь, а по моему сигналу должны соединиться в пары. Не забывайте о том, что притянуться могут только тела, имеющие разный заряд. Одинаково заряженные тела отталкиваются.
(Звучит музыка, как только она смолкает, учащиеся образуют пары).
https://drive.gybka.com/song/98575554/veselaya_muzyka_dlya_konkursov_-_fon_15/
-Сейчас класс будет поделен на 3 группы, научные лаборатории, каждая из которых будет проводить различные опыты, а результаты работы записывать в карту исследования. Затем каждая группа представит результаты своей работы.
-Руководителем первой лаборатории будет Мариничева Елена Борисовна, второй лаборатории - Сорокина Светлана Валерьевна, третьей - Савко Светлана Валерьевна. Руководители лабораторий полученную в ходе опытов информацию, размещают на доске Padlet/
Рабочие листы
- Практическое исследование проблемы.
Лаборатория 1.
Тема занятия____________________________________________________________
Перед вами в коробке: пластиковая линейка, фольга, вата, бумага, промасленная бумага, кусочек спички, скрепка, скобка, шерстяная тряпочка.
- Возьмите пластиковую линейку. Достаньте из коробки тела: фольгу, вату, бумагу, промасленную бумагу, кусочек спички, скрепку, скобку и поочерёдно помещайте на пластиковую линейку, которую держим вертикально.
Наблюдаем за телами, наблюдения заносим в таблицу:
- если притягивается ( ставим +)
- если не притягивается (ставим - )
фольга | вата | бумага | промасленная бумага | кусочек спички | скрепка | скобка |
Вывод, что наблюдаете?____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Хорошо протрите шерстяной тряпочкой пластиковую линейку, которую держим вертикально и поочерёдно помещаем на линейку.
Наблюдаем за телами, наблюдения заносим в таблицу:
- если притягивается ( ставим +)
- если не притягивается (ставим - )
фольга | вата | бумага | промасленная бумага | кусочек спички | скрепка | скобка |
Вывод, что наблюдаете?____________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Почему это происходит? Запиши вывод_____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!
Лаборатория 2.
Тема занятия______________________________________________________________
Опыт 1. Перед вами в коробке: две пластиковые полоски и лист бумаги.
Положите на стол, придерживая рукой, несколько раз проведите по полоскам листом бумаги.
Возьмите полоски в разные руки и сблизьте их. Что вы видите?
Запишите вывод:________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Почему это происходит?__________________________________________________
_______________________________________________________________________
Возьмите в одну руку пластиковую полоску, а в другую лист бумаги. Сблизьте тела.
Что вы наблюдаете?
Запишите вывод:________________________________________________________
________________________________________________________________________
Почему это происходит? Запишите:_________________________________________
_________________________________________________________________________
Опыт 2.Перед вами воздушные шарики.
Потрите шарик о волосы и поднесите к стене, к волосам, к другому шарику: наблюдения заносим в таблицу:
- если притягивается ( ставим +)
- если не притягивается (ставим - )
стена | волосы | другой шарик |
Вывод, запиши:____________________________________________________________
Почему это происходит?____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Потрите оба шарика о волосы и поднесите к другому шарику. Что наблюдаете?
Запишите вывод:_________________________________________________________
Почему это происходит? Запишите:____________________________________
________________________________________________________________________
Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!
Лаборатория 3.
Тема занятия______________________________________________________________
Перед вами в коробке лежат: пластиковая линейка, хлопковая и синтетическая тряпочки, кусочек ваты, «Антистатик», деревянная расчёска, пластиковая расчёска.
1.Возьмите хлопковую тряпочку и хорошо протрите пластиковую линейку. Поднесите к вате.
Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________
Почему это происходит? Запишите:______________________________________
_________________________________________________________________________
2.Возьмите синтетическую тряпочку, протрите пластиковую линейку. Поднесите к вате.
Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________
Почему это происходит? Запишите:______________________________________
_________________________________________________________________________
- Синтетическую тряпочку обработайте «Антистатиком». Хорошо протрите пластиковую линейку тряпочкой и поднесите к вате.
Что вы наблюдаете? Запишите вывод:_______________________________________
_________________________________________________________________________
Почему это происходит? Запишите:____________________________________
_________________________________________________________________________
3.Возьмите пластиковую расчёску и расчешите волосы.
Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________
Почему это происходит? Запишите:__________________________________________
_________________________________________________________________________
4.Возьмите деревянную расчёску и расчешем ею волосы.
Что вы наблюдаете? Запишите вывод:_____________________________________
________________________________________________________________________
Почему это происходит? Запишите:__________________________________________
_________________________________________________________________________
Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!
- Презентация результатов практической работы.
(Группы учащихся по очереди знакомят класс с результатами исследований. Руководители лабораторий уточняют, дополняют ответы в случае необходимости).
5. Итог занятия.
-Ребята, в жизни мы постоянно находимся в окружении статического электричества: дома, в школе, на улице. Волосы, прилипшие к расческе, потрескивающая одежда, пылевой слой на телевизоре, резкое покалывание в пальце от случайного прикосновения к предмету – все это признаки электризации. Данный вид электричества может негативно отражаться на здоровье человека. На следующем уроке вы узнаете, как можно избавиться от статического электричества доступными способами.
Используемые источники
https://quizlet.com/ru/408786227/%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82-9-flash-cards/
https://urok.1sept.ru/articles/672432
Картинки
Музыка для игры
https://drive.gybka.com/song/98575554/veselaya_muzyka_dlya_konkursov_-_fon_15/
Доска Padlet
https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/klgsvh0sd1r1tukk
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Бойко Светлана Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Максакова Наталья Михайловна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна