Занятие внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4 классах по теме «Статическое электричество»

16
10
Материал опубликован 13 December 2020 в группе

Занятие внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4-х классах по теме «Статическое электричество»

Цель: формирование понятия «статическое электричество»

Задачи:

-Образовательные:

Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципами его действия.

-Развивающие:

Развивать познавательную активность учащихся через проведение опытов.

Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления учащихся.

-Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать навыки работы в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащийся научится:

Анализировать различные способы электризации.

Учащийся получит возможность научиться:

Умениям проводить наблюдения, эксперименты, фиксировать результаты экспериментальной деятельности.

Метапредметные:

-Овладение навыками организации экспериментальной учебной деятельности.

-Развитие монологической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

-Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные:

-Воспитание самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

-Формирование ценностных отношений друг к другу; к результатам обучения.
Тип урока: урок получения новых знаний

Интеграция: Внеурочная деятельность/окружающий мир/ физика

Технология урока: Проблемное обучение через исследовательско-поисковую деятельность

Средства обучения: Мультимедийное оборудование, доска Padlet, лабораторное оборудование, рабочие листы

Место проведения: НаукоЛаб

Авторы урока: Сорокина Светлана Валерьевна, Мариничева Елена Борисовна, Савко Светлана Валерьевна

Ход занятия:

  1. Мотивационный настрой. Создание проблемной ситуации.

-Сегодняшнее занятие кружка «К вершинам знаний» пройдет в кабинете, который называется НаукоЛаб. Полное название - научная лаборатория. Сегодня каждый из вас попробует себя в роли младшего научного работника. А изучением чего вы будете заниматься, узнаете позднее.

-Для каждого ученого важно вести учет времени, поэтому на занятие я принесла часы. Но вот незадача, стрелка часов неподвижна.

-Почему часы не идут? Ваши предположения?

-Раз села батарейка, ее надо заменить. Тогда часы снова пойдут.

-Ставлю батарейку (неправильно).  Часы снова стоят. Может, я что-то делаю не так? Кто поможет?

-Поставим батарейку, совместив плюс с минусом.

-Что это за плюсы и минусы? Почему надо именно совмещать плюсы и минусы?  На эти и другие вопросы вы получите ответ в ходе нашего занятия.

-Но сначала сделайте предположение, что за сила скрывается в батарейке, которая заставляет часы идти?

-Когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и они заработали.

-Где мы еще встречаемся с электричеством?

-А как появляется в приборах электричество? Кто его создает?

2. Изучение нового материала.

-Электричество может быть создано не только человеком, но и самой природой. Сегодня вы узнаете, что такое статическое электричество. Запишите на рабочих листах тему занятия.

-Все предметы, которые нас окружают, имеют положительный или отрицательный заряд. Более подробно вы узнаете об этом из ролика.

(Видеофрагмент «Что такое электролизация») )

https://www.youtube.com/watch?v=xxSEMLt-bzY&feature=youtu.be&ab_channel=%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0

-Еще раз посмотрим, как все это происходит на практике.

(Опыт с эбонитовой палочкой. Демонстрирует педагог).

- Возьмем эбонитовую палочку и поднесем ее к маленьким кусочкам бумаги. Мы увидим, что ничего не происходит. Это говорит о том, что в обычном состоянии палочка (как и большинство других тел) электрически нейтральна. Если потереть эбонитовую палочку кусочком шерсти, то она электризуется, приобретая отрицательный заряд. Мех получил положительный заряд. При трении электроны переходят с шерсти на эбонитовую палочку, т. е. с того вещества, в котором силы притяжения к ядру атома меньше, на то вещество, в котором эти силы больше.

Предметы при трении могут получать отрицательные и положительные заряды. Могут не иметь разряда.

-Давайте поиграем. Каждый из вас сейчас превратится в положительный или отрицательный заряд. Вы разбегаетесь, а по моему сигналу должны соединиться в пары. Не забывайте о том, что притянуться могут только тела, имеющие разный заряд. Одинаково заряженные тела отталкиваются.

(Звучит музыка, как только она смолкает, учащиеся образуют пары).

https://drive.gybka.com/song/98575554/veselaya_muzyka_dlya_konkursov_-_fon_15/

-Сейчас класс будет поделен на 3 группы, научные лаборатории, каждая из которых будет проводить различные опыты, а результаты работы записывать в карту исследования. Затем каждая группа представит результаты своей работы.

-Руководителем первой лаборатории будет Мариничева Елена Борисовна, второй лаборатории - Сорокина Светлана Валерьевна, третьей - Савко Светлана Валерьевна. Руководители лабораторий полученную в ходе опытов информацию, размещают на доске Padlet/

Рабочие листы

  1. Практическое исследование проблемы.

Лаборатория 1.

Тема занятия____________________________________________________________

Перед вами в коробке: пластиковая линейка,  фольга, вата, бумага, промасленная бумага, кусочек спички, скрепка, скобка, шерстяная тряпочка.

  1. Возьмите пластиковую линейку. Достаньте из коробки тела: фольгу, вату, бумагу, промасленную бумагу, кусочек спички, скрепку, скобку и поочерёдно помещайте на пластиковую линейку, которую держим вертикально.

Наблюдаем за телами, наблюдения заносим в таблицу:

  • если притягивается ( ставим +)
  • если не притягивается (ставим - )


фольга

вата

бумага

промасленная

бумага

кусочек

спички

скрепка

скобка










Вывод, что наблюдаете?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Хорошо протрите шерстяной тряпочкой пластиковую линейку, которую держим  вертикально и поочерёдно помещаем на линейку.

Наблюдаем за телами, наблюдения заносим в таблицу:

  • если притягивается ( ставим +)
  • если не притягивается (ставим - )


фольга

вата

бумага

промасленная

бумага

кусочек

спички

скрепка

скобка










Вывод, что наблюдаете?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


Почему это происходит? Запиши вывод_____________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!


Лаборатория 2.


Тема занятия______________________________________________________________


Опыт 1. Перед вами в коробке: две пластиковые полоски и лист бумаги.

Положите на стол, придерживая рукой, несколько раз проведите по полоскам листом бумаги.

Возьмите полоски в разные руки и сблизьте их. Что вы видите?

Запишите вывод:________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Почему это происходит?__________________________________________________

_______________________________________________________________________

Возьмите в одну руку пластиковую полоску, а в другую лист бумаги. Сблизьте тела.

Что вы наблюдаете?

Запишите вывод:________________________________________________________

________________________________________________________________________

Почему это происходит? Запишите:_________________________________________

_________________________________________________________________________


Опыт 2.Перед вами воздушные шарики.

Потрите шарик о волосы и поднесите к стене, к волосам, к другому шарику: наблюдения заносим в таблицу:

  • если притягивается ( ставим +)
  • если не притягивается (ставим - )


стена

волосы

другой шарик






Вывод, запиши:____________________________________________________________

Почему это происходит?____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Потрите оба шарика о волосы и поднесите к другому шарику. Что наблюдаете?

Запишите вывод:_________________________________________________________

Почему это происходит? Запишите:____________________________________

________________________________________________________________________

Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!


Лаборатория 3.


Тема занятия______________________________________________________________

Перед вами в коробке лежат: пластиковая линейка, хлопковая и синтетическая тряпочки, кусочек ваты, «Антистатик», деревянная расчёска, пластиковая расчёска.

1.Возьмите хлопковую тряпочку и хорошо протрите пластиковую линейку. Поднесите к вате.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________


Почему это происходит? Запишите:______________________________________

_________________________________________________________________________


2.Возьмите синтетическую тряпочку, протрите пластиковую линейку. Поднесите к вате.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________


Почему это происходит? Запишите:______________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Синтетическую тряпочку обработайте «Антистатиком». Хорошо протрите пластиковую линейку тряпочкой и поднесите к вате.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:_______________________________________

_________________________________________________________________________


Почему это происходит? Запишите:____________________________________

_________________________________________________________________________


3.Возьмите пластиковую расчёску и расчешите волосы.

Что вы наблюдаете? Запишите вывод:________________________________________


Почему это происходит? Запишите:__________________________________________

_________________________________________________________________________


4.Возьмите деревянную расчёску и расчешем ею волосы.


Что вы наблюдаете? Запишите вывод:_____________________________________

________________________________________________________________________


Почему это происходит? Запишите:__________________________________________

_________________________________________________________________________

Подготовьтесь к отчёту группы по экспериментам!

  1. Презентация результатов практической работы.

(Группы учащихся по очереди знакомят класс с результатами исследований. Руководители лабораторий уточняют, дополняют ответы в случае необходимости).

5. Итог занятия.

-Ребята, в жизни мы постоянно находимся в окружении статического электричества: дома, в школе, на улице. Волосы, прилипшие к расческе, потрескивающая одежда, пылевой слой на телевизоре, резкое покалывание в пальце от  случайного прикосновения к предмету – все это признаки электризации. Данный вид электричества может негативно отражаться на здоровье человека. На следующем уроке вы узнаете, как можно избавиться от статического электричества доступными способами.


Используемые источники

https://quizlet.com/ru/408786227/%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82-9-flash-cards/

https://urok.1sept.ru/articles/672432

Картинки

https://i7.pngflow.com/pngimage/307/291/png-static-electricity-electrostatics-magnetism-energy-purple-violet-cartoon-fictional-character-clipart.png

https://img2.freepng.ru/20181211/zgi/kisspng-magnetism-profaqua-earth-electricity-magnetism-profaqua-5c1015576cde01.6905657215445579114459.jpg

http://reftinskiy.ru/wp-content/uploads/2012/10/%D0%AD%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0.png

Музыка для игры

https://drive.gybka.com/song/98575554/veselaya_muzyka_dlya_konkursov_-_fon_15/

Доска Padlet

https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/klgsvh0sd1r1tukk

​​​​​​​

u1607840267.jpg
6
q1607840235.jpg
5
v1607840205.jpg
4
y1607840176.jpg
3
u1607840138.jpg
2
t1607840096.jpg
1


Комментарии

Спасибо за интересную работу!

13 December 2020

Спасибо за комментарий, Марина Юрьевна!

13 December 2020

Очень интересно!!!!

13 December 2020

Спасибо, Светлана Владимировна! Детям было очень интересно! Мы провели данное занятие на всей параллели 4-х классов.

13 December 2020

Очень интересное познавательное мероприятие! Спасибо за публикацию, Светлана Валерьевна!

14 December 2020

Благодарю за приятные слова, Елена Владимировна!

14 December 2020

Спасибо за интересное мероприятие.

14 December 2020

Очень приятно получать положительные отзывы! Спасибо, Наталья Михайловна!

15 December 2020

Светлана Валерьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе "Наука - это интересно"!

23 March 2021

Спасибо большое, Раиса Поликарповна!!! Очень приятно получить поздравление!

23 March 2021