12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нехлюдова Ирина Анатольевна1661
Россия, Кировская обл., Луза
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
7

Занятие внеурочной деятельности по профориентационной работе для 4 класса по теме: «Профессия - повар

Название работы: «Занятие внеурочной деятельности по профориентационной работе для 4 класса по теме: «Профессия - повар».


Автор работы: Нехлюдова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Средняя школа г. Лузы», высшая квалификационная категория.


Аннотация.

Методологическую основу занятия внеурочной деятельности по ФГОС НОО составляет системно-деятельностный подход обучения. Занятие строится с использованием технологии активных методов обучения, приемов технологии критического мышления и технологии смыслового чтения. Применение данных технологий мотивирует обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала.

Технологическая карта занятия.

Тема занятия

Профессия - повар.

Цель занятия

Расширение знаний учащихся о профессии повар, формирование интереса к его трудовой деятельности.

Задачи занятия

Образовательные:

Познакомить учащихся с профессиональными качествами повара, расширить знания детей о профессии повар.

Развивающие:

Развивать коммуникативные умения, познавательную активность учеников. Расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду повара; доброжелательные отношения друг к другу при работе в паре, группе.

Используемые технологии, приёмы, методы



Технология активных методов обучения реализуется на занятии через интеллектуальные игры «Филворд», «Кроссворд» и дидактические игры «Бюро находок», «Одень шеф-повара». Игра – это один из эффективных методов в начальной школе, который помогает поддерживать познавательную активность учеников на протяжении всего занятия, уточнять имеющиеся знания и расширять кругозор учеников.

Такой прием технологии критического мышления, как активизирующий опросник-игра «Верю-не верю», направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний о профессии повар, мотивацию и активизацию учащихся, а также используется с целью создания проблемной ситуации на уроке. Использование синквейна на этапе самостоятельной творческой работы помогает организовать данный этап продуктивно, обобщить знания учащихся, применить в нестандартной ситуации и способствует формированию собственного отношения к профессии повар.

Использование приёма технологии смыслового чтения «Выделение главного» направлено на открытие новых знаний.

Разнообразие приемов и методов оправданно тем, что для учащихся начальной школы очень важна смена видов деятельности для поддержания устойчивого интереса на протяжении всего занятия.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.

Регулятивные:

ставить цель своей деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

формирование умения извлекать необходимую информацию из текста;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

умение слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Формы организации познавательной деятельности

- фронтальная

- парная

- групповая

- индивидуальная

Оборудование

и материалы к занятию


-Компьютер,

-мультимедийный проектор,

-экран,

-презентация,

-карточки для учащихся с заданиями к играм «Филворд», «Бюро находок»,

-опросник «Верю - не верю»,

-текст о расстегае,

-вспомогательная карточка со структурой синквейна,

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, литературное чтение.

Структура занятия:

1. Самоопределение к деятельности.

2.Актуализация знаний.

3.Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.

4.Целеполагание.

5.Открытие новых знаний.

Физминутка

6.Самостоятельная творческая работа.

7.Рефлексия.

Содержание занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Эмоциональный настрой.

Самоопределение к деятельности.











Слайд 2






Слайд 3



Учитель приветствует класс.

-Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, друзья,

и садитесь на места.

- Чтобы определить тему занятия, я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру «Филворд». Вам нужно найти 5 слов, соединяя последовательно буквы по горизонтали или вертикали.

(Приложение 1)


-Что называют эти слова?

-По какой теме будем сегодня работать?

-Для того, чтобы определить о какой профессии пойдёт речь на занятии, разгадаем кроссворд «Литературные профессии».

(Приложение 3)


-Какое ключевое слово появилось в кроссворде?

-Про какую профессию пойдёт речь на занятии?







Улыбаются соседу по парте,

учителю.



Учащиеся работают в паре. Находят в филворде 5 слов.


Называют разгаданные слова:

продавец, портной, строитель, учитель, актёр.

Отвечают: «Профессии людей».


Разгадывают кроссворд (работа организована фронтально).


Отвечают на вопрос учителя.

Формулируют тему занятия «Профессия – повар».

Коммуникативные:

учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя),

готовность слушать собеседника и вести диалог,

осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

овладение логическими действиями анализа, обобщения,

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Личностные:

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.

2.Актуализация

знаний

Слайд 4

-Ребята, объясните, кто такой повар?

Объясняют лексическое значение слова.

Коммуникативные:

осознанное построение речевого высказывания

3.Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.


-Я предлагаю вам самостоятельно ответить на вопросы игры «Верю-не верю», чтобы выяснить, что ещё вам известно про эту профессию. (Приложение 3)

Фронтально выясняет, какой ответ дети выбрали на каждое из пяти утверждений.

Важно столкнуть два мнения по каждому из утверждений.

-Кто по-другому ответил на данное утверждение?

-Мнения разделились по каждому утверждению. Возникла проблема, кто же прав?

Самостоятельно отвечают на вопросы активизирующего опросника-игры «Верю-не верю».


Дети зачитывают разные ответы на каждое утверждение.


Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение

Коммуникативные:

признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение.

4.Целеполагание
















- На какие вопросы вы захотели получить ответы?













Дети с опорой на опросник формулируют вопросы, т. е. формулируют цели занятия.

1.Носит ли повар китель?

2.Нужна ли повару в работе кисть?

3.Что такое расстегай?

4.Должен ли повар хорошо знать математику?

5.Повар–творческая профессия?

Регулятивные:

ставить цель своей деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

5.Открытие новых знаний.


Слайд 5


































Слайд 6































Слайд 7




































Физминутка








Слайд 8











-На какой первый вопрос мы получим ответ?

-Чтобы ответить на вопрос, оденем шеф-повара.

Выясняет, что такое китель, предлагает найти в толковом словаре лексическое значение слова.

-Сравните китель военного с одеждой повара.

-Кто такой шеф-повар?

-Как к нему относится младший персонал?

-Внутри любой ресторан или столовую можно сравнить с армией, где все подчиняются шеф-повару, т.е. старшему по званию. Не случайно его одежда по-военному называется «китель». Он характерен традиционным кроем – воротник-стойка, двубортная застёжка, окантованные рельефы. На голове – высокий колпак, отделанный драпировкой. Этот образ пришёл к нам из далёкого прошлого, точно так выглядели королевские повара.

-Итак, какой ответ вы дадите на 1 вопрос?

Формулируют вопрос: «Повар носит китель?»

В игре «Одень повара» выбирают униформу данной профессии.

Работают с толковым словарем.

Сравнивают, находят сходство.

Отвечают на вопросы.
















Делают вывод. Корректируют ответ на 1 утверждение в опроснике.

Регулятивные:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом,

аргументировать свою точку зрения и оценку событий Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности

-Сформулируйте 2 вопрос, о чём вам захотелось узнать?

-Сыграем в игру «Бюро находок». Объясните, кто догадался, что вам надо найти? (Приложение 2)

1 строка

4.Слайсер предназначен для тончайшей нарезки продуктов (сыра, колбасы, рыбы…) Слайсеры используют в разных цехах профессиональной кухни.

2 строка

6.Миксер взбивает, соединяет продукты в однородную массу.

7.Весы для взвешивания продуктов.

3 строка

9.Кулинарная кисть, чтобы смазывать кондитерские изделия.

12.Нож для пиццы.

4 строка

14.Шар для варки риса.

16.Кондитерский мешок для украшения пирожных, тортов.

-Что ответите на 2 вопрос: «Нужна ли повару в работе кисть?»

С опорой на опросник формулируют вопрос: «Нужна ли повару в работе кисть?»


-Найти надо инструменты повара.

Работают самостоятельно в паре, затем проверка.

При проверке выслушиваются ответы 4 пар по одной строке. Учащиеся называют, как называется инструмент повара, его назначение. При затруднении на помощь приходит класс или учитель.





Отвечают на вопрос, делают вывод. Корректируют ответ в опроснике.

Познавательные:

овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения.


Коммуникативные:

умение строить высказывание,

слушать и понимать речь других.


Личностные:

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.





Регулятивные:

формирование умения

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-О чём ещё вы хотели узнать на занятии?

-Ответ найдёте, поработав с текстом.

-Что же такое расстегай, как поняли?

-Чем необычен пирожок расстегай?

Исторически пирожки стали готовить из остатков еды. Очень часто в домах оставались от обедов и ужинов рыбные или мясные куски, которые и использовали для начинок пирогов.

Чаще всего расстегаи готовили из остатков осетровых рыб, блюда из которой были в меню в зажиточных домах почти ежедневно. В более скромных по достатку семьях расстегаи готовили из остатков каш, капусты, овощей, картошки, грибов.

Подавали расстегаи к различным супам и похлебкам. Например, рыбные пирожки к ухе, мясные – к бульону. Они не только подчеркивали вкус блюда, но и делали его более сытным. 

-Как теперь ответите на 3 вопрос: «Что такое расстегай?»

Перечисляет продукты:

например, мука, свёкла, мясо, репа, белуха, соль, конфета и т. п.

-Что такое расстегай?

Дети самостоятельно читают текст и подчёркивают ответ на вопрос, затем отвечают: «Что такое расстегай?»


(Приложение 3)





















Делают вывод, вносят коррекцию в опросник.

Ученики анализируют самостоятельно: если продукт берут для приготовления расстегая – хлопают, не берут–приседают.

Познавательные:

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

формирование умения извлекать необходимую информацию из текста;





















Регулятивные:

формирование умения

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-Какое следующее открытие хотите сделать?

-Предлагаю решить задачу.


-К какому выводу вы пришли: «Нужна ли повару математика?»

-Повару нужно хорошо знать математику?

Ученики отвечают на вопросы задачи и делают вывод, что повару важно изучать математику. Вносят коррекцию в лист опросника «Верю-не верю».

Познавательные:

установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


-Сформулируйте последнее открытие.

-Заслушаем рассказ одноклассницы о профессии её мамы с показом фото её работ.

-Кто по профессии Катина мама?

-Что поняли из сообщения?

-Действительно, повар-это не ремесло, а искусство.

-Повар – творческая профессия?


Слушают и делают открытие, что повар – очень творческая профессия.

Корректируют ответ в опроснике.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других,

аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

6.Самостоятельная творческая работа


-В честь повара вы составите синквейн. (Приложение 3)





-Поварам будет приятно услышать ваши синквейны.

На вспомогательных карточках(структура синквейна) ребята работают в группах по 5-6 человек. Составляют синквейн о поваре.

Зачитывают ответы.

Коммуникативные:

учиться работать в группе,

умение слушать и понимать речь других.

7.Рефлексия












Слайд 9

-О заслугах военных, летчиков, музыкантов, писателей говорят очень часто, а о повседневных профессиях, которые делают нашу жизнь комфортной ежедневно, крайне редко.

К такой профессии можно отнести и профессию повара.

-Прочитайте стихотворение о важной и нужной повседневной работе повара.

Итак, что сегодня было для вас открытием о совершенно, казалось бы, знакомой профессии повар?


-Профессия очень нужная, без неё человечество не может обойтись. Как ежедневно вы можете подчёркивать важность их труда?

-20 октября повара отмечают свой профессиональный праздник. Поздравляйте их с профессиональным праздником в этот день.

Спасибо за работу.













Ученики дают ответ о своих открытиях в знакомой профессии повара: об униформе, качествах повара.


-Благодарить.

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

осознание своей этнической и национальной принадлежности,

формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные:

осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации



Интернет-ресурсы:

1.Статья «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников.» file:///F:/Профориент/17.08.2013_proforient_1_4.pdf

2. Статья про расстегай. https://food.inmyroom.ru/posts/22440-rasstegai-istoriya-pirozhkov-i-tonkosti-prigotovleniya.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстегай.

4. Картинки поваров. https://yandex.ru/images/search?text=Повар%20работает%20анимации&source=related-duck&lr=20024

5.Униформа на прозрачном фоне https://yandex.ru/images/search?text=униформа%20на%20прозрачном%20фоне&stype=image&lr=20024&source=wiz&p=1&pos=46&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fv1.spb.ru%2Fgallery%2Fkostum%2Fm%2F14.png

6.Картинка человек. https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20на%20прозрачном%20фоне%20человек&stype=image&lr=54&source=wiz

Приложение 1

Филворд -

венгерский кроссворд - интеллектуальная игра.

Найдите 5 слов. Слова располагаются по горизонтали или вертикали.



П

О

Ь

Т

М

С

Ы

У

Р

Е

М

И

Е

У

В

Т

Ч

Ш

Ж

Э

Ц

П

Р

О

Д

А

В

Е

Ц

Т

Й

О

Ч

Я

У

А

В

П

С

Ж

Ь

Р

К

А

Ч

К

Е

И

В

Р

С

Т

Р

О

И

Т

Е

Л

Ь

К

Ю

Н

Ц

А

Т

Ё

П

Т

З

С

Б

О

Ф

Г

Е

Р

В

Ь

Ж

Д

Г

Й

Ы

Ь

Л

Ц

И

Ф

Н

И

Н

Ф

В

Б

Ь

С

М

У

А

Т


                                                                                                                     Приложение 2

ИГРА «Бюро находок».

Найдите инструменты, которые принадлежат ПОВАРУ.

1

t1668263075aa.png

2

t1668263075ab.jpg

3

t1668263075ac.jpg

4t1668263075ad.jpgt1668263075ae.gift1668263075ae.gif

5

t1668263075af.jpg

6

t1668263075ag.jpg

7t1668263075ah.jpg

8

t1668263075ai.jpg

9

t1668263075aj.jpg

10

t1668263075ak.jpg

11

t1668263075al.jpg

12t1668263075am.jpg

13

t1668263075an.jpg

14

t1668263075ao.jpg

15

t1668263075ap.jpg

16

t1668263075aq.jpg


                                                                                                                    Приложение 3

Кроссворд «Литературные профессии».

1.Кем работал Печкин в Простоквашино Э. Успенского?

2.Кем по профессии был дядя Стёпа из стихотворения С. Михалкова?

3.Какой профессии был друг Элли, получивший сердце, в сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»?

4.Профессия одной из сестёр в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

5.Любовь к животным определила профессию Айболита в сказке К. И. Чуковского.

Активизирующий опросник-игра «Верю - не верю».

Утверждения

Верю

Не верю

1. Повар носит китель



2. В работе повару нужна кисть.



3. Расстегай – это вареник.



4. Повару не нужно хорошо знать математику.



5. Повар – творческая профессия.




Презентация "Профессия повар"
PPTX / 4.49 Мб

Расстегай.

Русская кухня славится различными видами пирогов.

Расстега́й — печёный пирожок в форме лодочки с отверстием сверху.

Пирожок делают небольшим, но удлинённым, и придают ему форму лодочки, середина которой приоткрыта, не полностью защипана. Этот внешний вид и стал причиной названия — «расстёгнутые пирожки» или коротко — «расстегаи».


Синквейн

1 строка – 1 ключевое слово, тема (существительное)

2 строка – 2 признака предмета (2 прилагательных)

3 строка – 3 действия предмета (3 глагола)

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы

или отношения к ней (выражение из 4 слов)

5 строка – синоним ключевого слова (1 существительное).



Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (2)

Пермякова Ольга Анатольевна, 25.07.23 в 07:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отличный ресурс, добавила в избранное, буду использовать!
Нехлюдова Ирина Анатольевна, 02.08.23 в 20:55 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ольга Анатольевна, рада, что разработка оказалась полезной.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.