Занятие внеурочной деятельности по профориентационной работе для 4 класса по теме: «Профессия - повар»
Название работы: «Занятие внеурочной деятельности по профориентационной работе для 4 класса по теме: «Профессия - повар».
Автор работы: Нехлюдова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Средняя школа г. Лузы», высшая квалификационная категория.
Аннотация.
Методологическую основу занятия внеурочной деятельности по ФГОС НОО составляет системно-деятельностный подход обучения. Занятие строится с использованием технологии активных методов обучения, приемов технологии критического мышления и технологии смыслового чтения. Применение данных технологий мотивирует обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала.
Технологическая карта занятия.
Тема занятия | Профессия - повар. |
Цель занятия | Расширение знаний учащихся о профессии повар, формирование интереса к его трудовой деятельности. |
Задачи занятия | Образовательные: Познакомить учащихся с профессиональными качествами повара, расширить знания детей о профессии повар. Развивающие: Развивать коммуникативные умения, познавательную активность учеников. Расширять кругозор учащихся. Воспитательные: Воспитывать уважение к труду повара; доброжелательные отношения друг к другу при работе в паре, группе. |
Используемые технологии, приёмы, методы | Технология активных методов обучения реализуется на занятии через интеллектуальные игры «Филворд», «Кроссворд» и дидактические игры «Бюро находок», «Одень шеф-повара». Игра – это один из эффективных методов в начальной школе, который помогает поддерживать познавательную активность учеников на протяжении всего занятия, уточнять имеющиеся знания и расширять кругозор учеников. Такой прием технологии критического мышления, как активизирующий опросник-игра «Верю-не верю», направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний о профессии повар, мотивацию и активизацию учащихся, а также используется с целью создания проблемной ситуации на уроке. Использование синквейна на этапе самостоятельной творческой работы помогает организовать данный этап продуктивно, обобщить знания учащихся, применить в нестандартной ситуации и способствует формированию собственного отношения к профессии повар. Использование приёма технологии смыслового чтения «Выделение главного» направлено на открытие новых знаний. Разнообразие приемов и методов оправданно тем, что для учащихся начальной школы очень важна смена видов деятельности для поддержания устойчивого интереса на протяжении всего занятия. |
Планируемые метапредметные результаты | Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир. Регулятивные: ставить цель своей деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; формирование умения извлекать необходимую информацию из текста; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умение слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Формы организации познавательной деятельности | - фронтальная - парная - групповая - индивидуальная |
Оборудование и материалы к занятию | -Компьютер, -мультимедийный проектор, -экран, -презентация, -карточки для учащихся с заданиями к играм «Филворд», «Бюро находок», -опросник «Верю - не верю», -текст о расстегае, -вспомогательная карточка со структурой синквейна, |
Межпредметные связи | Окружающий мир, математика, литературное чтение. |
Структура занятия:
1. Самоопределение к деятельности.
2.Актуализация знаний.
3.Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы.
4.Целеполагание.
5.Открытие новых знаний.
Физминутка
6.Самостоятельная творческая работа.
7.Рефлексия.
Содержание занятия:
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Эмоциональный настрой. Самоопределение к деятельности. Слайд 2 Слайд 3 | Учитель приветствует класс. -Прозвенел уже звонок- Начинается урок. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, друзья, и садитесь на места. - Чтобы определить тему занятия, я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру «Филворд». Вам нужно найти 5 слов, соединяя последовательно буквы по горизонтали или вертикали. (Приложение 1) -Что называют эти слова? -По какой теме будем сегодня работать? -Для того, чтобы определить о какой профессии пойдёт речь на занятии, разгадаем кроссворд «Литературные профессии». (Приложение 3) -Какое ключевое слово появилось в кроссворде? -Про какую профессию пойдёт речь на занятии? | Улыбаются соседу по парте, учителю. Учащиеся работают в паре. Находят в филворде 5 слов. Называют разгаданные слова: продавец, портной, строитель, учитель, актёр. Отвечают: «Профессии людей». Разгадывают кроссворд (работа организована фронтально). Отвечают на вопрос учителя. Формулируют тему занятия «Профессия – повар». | Коммуникативные: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), готовность слушать собеседника и вести диалог, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: овладение логическими действиями анализа, обобщения, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир. |
2.Актуализация знаний Слайд 4 | -Ребята, объясните, кто такой повар? | Объясняют лексическое значение слова. | Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания |
3.Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы. | -Я предлагаю вам самостоятельно ответить на вопросы игры «Верю-не верю», чтобы выяснить, что ещё вам известно про эту профессию. (Приложение 3) Фронтально выясняет, какой ответ дети выбрали на каждое из пяти утверждений. Важно столкнуть два мнения по каждому из утверждений. -Кто по-другому ответил на данное утверждение? -Мнения разделились по каждому утверждению. Возникла проблема, кто же прав? | Самостоятельно отвечают на вопросы активизирующего опросника-игры «Верю-не верю». Дети зачитывают разные ответы на каждое утверждение. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение. |
4.Целеполагание | - На какие вопросы вы захотели получить ответы? | Дети с опорой на опросник формулируют вопросы, т. е. формулируют цели занятия. 1.Носит ли повар китель? 2.Нужна ли повару в работе кисть? 3.Что такое расстегай? 4.Должен ли повар хорошо знать математику? 5.Повар–творческая профессия? | Регулятивные: ставить цель своей деятельности, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности |
5.Открытие новых знаний. Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Физминутка Слайд 8 | -На какой первый вопрос мы получим ответ? -Чтобы ответить на вопрос, оденем шеф-повара. Выясняет, что такое китель, предлагает найти в толковом словаре лексическое значение слова. -Сравните китель военного с одеждой повара. -Кто такой шеф-повар? -Как к нему относится младший персонал? -Внутри любой ресторан или столовую можно сравнить с армией, где все подчиняются шеф-повару, т.е. старшему по званию. Не случайно его одежда по-военному называется «китель». Он характерен традиционным кроем – воротник-стойка, двубортная застёжка, окантованные рельефы. На голове – высокий колпак, отделанный драпировкой. Этот образ пришёл к нам из далёкого прошлого, точно так выглядели королевские повара. -Итак, какой ответ вы дадите на 1 вопрос? | Формулируют вопрос: «Повар носит китель?» В игре «Одень повара» выбирают униформу данной профессии. Работают с толковым словарем. Сравнивают, находят сходство. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Корректируют ответ на 1 утверждение в опроснике. | Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом, аргументировать свою точку зрения и оценку событий Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности |
-Сформулируйте 2 вопрос, о чём вам захотелось узнать? -Сыграем в игру «Бюро находок». Объясните, кто догадался, что вам надо найти? (Приложение 2) 1 строка 4.Слайсер предназначен для тончайшей нарезки продуктов (сыра, колбасы, рыбы…) Слайсеры используют в разных цехах профессиональной кухни. 2 строка 6.Миксер взбивает, соединяет продукты в однородную массу. 7.Весы для взвешивания продуктов. 3 строка 9.Кулинарная кисть, чтобы смазывать кондитерские изделия. 12.Нож для пиццы. 4 строка 14.Шар для варки риса. 16.Кондитерский мешок для украшения пирожных, тортов. -Что ответите на 2 вопрос: «Нужна ли повару в работе кисть?» | С опорой на опросник формулируют вопрос: «Нужна ли повару в работе кисть?» -Найти надо инструменты повара. Работают самостоятельно в паре, затем проверка. При проверке выслушиваются ответы 4 пар по одной строке. Учащиеся называют, как называется инструмент повара, его назначение. При затруднении на помощь приходит класс или учитель. Отвечают на вопрос, делают вывод. Корректируют ответ в опроснике. | Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные: умение строить высказывание, слушать и понимать речь других. Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир. Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | |
-О чём ещё вы хотели узнать на занятии? -Ответ найдёте, поработав с текстом. -Что же такое расстегай, как поняли? -Чем необычен пирожок расстегай? Исторически пирожки стали готовить из остатков еды. Очень часто в домах оставались от обедов и ужинов рыбные или мясные куски, которые и использовали для начинок пирогов. Чаще всего расстегаи готовили из остатков осетровых рыб, блюда из которой были в меню в зажиточных домах почти ежедневно. В более скромных по достатку семьях расстегаи готовили из остатков каш, капусты, овощей, картошки, грибов. Подавали расстегаи к различным супам и похлебкам. Например, рыбные пирожки к ухе, мясные – к бульону. Они не только подчеркивали вкус блюда, но и делали его более сытным. -Как теперь ответите на 3 вопрос: «Что такое расстегай?» Перечисляет продукты: например, мука, свёкла, мясо, репа, белуха, соль, конфета и т. п. | -Что такое расстегай? Дети самостоятельно читают текст и подчёркивают ответ на вопрос, затем отвечают: «Что такое расстегай?» (Приложение 3) Делают вывод, вносят коррекцию в опросник. Ученики анализируют самостоятельно: если продукт берут для приготовления расстегая – хлопают, не берут–приседают. | Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; формирование умения извлекать необходимую информацию из текста; Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | |
-Какое следующее открытие хотите сделать? -Предлагаю решить задачу. -К какому выводу вы пришли: «Нужна ли повару математика?» | -Повару нужно хорошо знать математику? Ученики отвечают на вопросы задачи и делают вывод, что повару важно изучать математику. Вносят коррекцию в лист опросника «Верю-не верю». | Познавательные: установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | |
-Сформулируйте последнее открытие. -Заслушаем рассказ одноклассницы о профессии её мамы с показом фото её работ. -Кто по профессии Катина мама? -Что поняли из сообщения? -Действительно, повар-это не ремесло, а искусство. | -Повар – творческая профессия? Слушают и делают открытие, что повар – очень творческая профессия. Корректируют ответ в опроснике. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | |
6.Самостоятельная творческая работа | -В честь повара вы составите синквейн. (Приложение 3) -Поварам будет приятно услышать ваши синквейны. | На вспомогательных карточках(структура синквейна) ребята работают в группах по 5-6 человек. Составляют синквейн о поваре. Зачитывают ответы. | Коммуникативные: учиться работать в группе, умение слушать и понимать речь других. |
7.Рефлексия Слайд 9 | -О заслугах военных, летчиков, музыкантов, писателей говорят очень часто, а о повседневных профессиях, которые делают нашу жизнь комфортной ежедневно, крайне редко. К такой профессии можно отнести и профессию повара. -Прочитайте стихотворение о важной и нужной повседневной работе повара. Итак, что сегодня было для вас открытием о совершенно, казалось бы, знакомой профессии повар? -Профессия очень нужная, без неё человечество не может обойтись. Как ежедневно вы можете подчёркивать важность их труда? -20 октября повара отмечают свой профессиональный праздник. Поздравляйте их с профессиональным праздником в этот день. Спасибо за работу. | Ученики дают ответ о своих открытиях в знакомой профессии повара: об униформе, качествах повара. -Благодарить. | Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации |
Интернет-ресурсы:
1.Статья «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников.» file:///F:/Профориент/17.08.2013_proforient_1_4.pdf
2. Статья про расстегай. https://food.inmyroom.ru/posts/22440-rasstegai-istoriya-pirozhkov-i-tonkosti-prigotovleniya.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстегай.
4. Картинки поваров. https://yandex.ru/images/search?text=Повар%20работает%20анимации&source=related-duck&lr=20024
5.Униформа на прозрачном фоне https://yandex.ru/images/search?text=униформа%20на%20прозрачном%20фоне&stype=image&lr=20024&source=wiz&p=1&pos=46&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fv1.spb.ru%2Fgallery%2Fkostum%2Fm%2F14.png
6.Картинка человек. https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20на%20прозрачном%20фоне%20человек&stype=image&lr=54&source=wiz
Приложение 1
Филворд -
венгерский кроссворд - интеллектуальная игра.
Найдите 5 слов. Слова располагаются по горизонтали или вертикали.
П | О | Ь | Т | М | С | Ы | У | Р | Е |
М | И | Е | У | В | Т | Ч | Ш | Ж | Э |
Ц | П | Р | О | Д | А | В | Е | Ц | Т |
Й | О | Ч | Я | У | А | В | П | С | Ж |
Ь | Р | К | А | Ч | К | Е | И | В | Р |
С | Т | Р | О | И | Т | Е | Л | Ь | К |
Ю | Н | Ц | А | Т | Ё | П | Т | З | С |
Б | О | Ф | Г | Е | Р | В | Ь | Ж | Д |
Г | Й | Ы | Ь | Л | Ц | И | Ф | Н | И |
Н | Ф | В | Б | Ь | С | М | У | А | Т |
Приложение 2
ИГРА «Бюро находок».
Найдите инструменты, которые принадлежат ПОВАРУ.
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
Приложение 3
Кроссворд «Литературные профессии».
1.Кем работал Печкин в Простоквашино Э. Успенского?
2.Кем по профессии был дядя Стёпа из стихотворения С. Михалкова?
3.Какой профессии был друг Элли, получивший сердце, в сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
4.Профессия одной из сестёр в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
5.Любовь к животным определила профессию Айболита в сказке К. И. Чуковского.
Активизирующий опросник-игра «Верю - не верю».
Утверждения | Верю | Не верю |
1. Повар носит китель | ||
2. В работе повару нужна кисть. | ||
3. Расстегай – это вареник. | ||
4. Повару не нужно хорошо знать математику. | ||
5. Повар – творческая профессия. |
Презентация "Профессия повар"
PPTX / 4.49 Мб
Расстегай.
Русская кухня славится различными видами пирогов.
Расстега́й — печёный пирожок в форме лодочки с отверстием сверху.
Пирожок делают небольшим, но удлинённым, и придают ему форму лодочки, середина которой приоткрыта, не полностью защипана. Этот внешний вид и стал причиной названия — «расстёгнутые пирожки» или коротко — «расстегаи».
Синквейн
1 строка – 1 ключевое слово, тема (существительное)
2 строка – 2 признака предмета (2 прилагательных)
3 строка – 3 действия предмета (3 глагола)
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы
или отношения к ней (выражение из 4 слов)
5 строка – синоним ключевого слова (1 существительное).
Пермякова Ольга Анатольевна
Нехлюдова Ирина Анатольевна