Занятие-игра «От чего бывает грустно?» (дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с особенностями психофизического развития и трудностями социальной адаптации)
Занятие «От чего бывает грустно?»
Форма проведения: большая психологическая игра
Целевая группа – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с особенностями психофизического развития и трудностями социальной адаптации.
Рекомендуемое количество участников 5-6 человек.
Задачи занятия:
Знакомство с эмоцией грусть.
Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
Расширение эмоционального опыта.
Обучение адекватным способам реагирования на различные жизненные ситуации.
Материалы и оборудование: наборы карточек с изображением эмоциональных состояний (сюжетные изображения; изображение ситуаций), флипчат, цветные карандаши, плакат «Лабиринт», изображение лабиринта по количеству участников, цветные карандаши.
Ход занятия.
Приветствие.
Упражнение «Имя шепчет ветерок»
Представьте себе, что с Вами хочет подружиться… ветерок. Он зовет Вас по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Сла-ваа-а, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик, или камешки на дороге.
Введение в игровую ситуацию.
От чего можно грустить?
От чего Вам бывает грустно?
А как меняется наше лицо, когда нам грустно?
Посмотрите на картинки и найдите те, на которых дети грустят (комплект карточек с изображением лиц). Молодцы! А от чего им может быть грустно?
А эти дети от чего расстроились (комплект карточек с изображением сюжета)?
Упражнение «Развесели девочку, подари ей шарики» (карточка 3).
Детям предлагается помочь девочке, у которой улетели шарики, дорисовав им ниточки.
Обсуждение эмоций и ситуации.
Игра «Зеркало».
Детям предлагается стать зеркалами и повторять за ведущим движения и эмоции, которые он показывает.
Вот так я радуюсь
а так я грущу
вот так я обижаюсь
а сейчас мне интересно
а так я злюсь
а так я удивляюсь
вот так я боюсь и др.
Задание «Маски клоунов».
Детям предлагается подобрать настроение к изображению клоунов, в соответствии с позой фигуры. (комплект 4). Работа проводится фронтально, на флипчате. Дети соединяют линией изображение маски и соответствующую ей фигуру клоуна.
Проблемная ситуация. Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением лабиринта.
Почему котенок грустный? Каждый бы расстроился, если бы потерял свою маму, правда?
Давайте поможем котенку добраться до мамы, надо найти нужную дорожку. Будьте аккуратней с дорожки сходить нельзя, а то можно еще больше заблудиться.
Проводится фронтальная работа с плакатом «Лабиринт»
После этого каждому участнику предлагается нарисовать картинку для своего котенка.
Молодцы, вы настоящие помощники! Вы сегодня хорошо поработали и помогли нашим героям. Теперь давайте отдохнем и превратимся в зайчиков, Вы умеете прыгать как зайчики?
«Ритуал прощания»
Упражнение «Зайки на полянке»
"Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Слава прилег, и пушистый зайчик Полина прилегла, и шустрый зайчонок Глеб прилег. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжелые, теплые: и у зайки Полины теплые, и у зайчика Славы теплые, и у зайчонка Глеба теплые и тяжелые, никак не поднять. Ласковый теплый ветерок нежно гладит зайчишек: и зайчика Глеба, и заиньку Полину, и зайчонка Славу. Закрываются глазки зайчат: заснул зайчонок Слава, слипаются глазки у заиньки Полины. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка... Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"
мягкими пушистыми лапками медленно пошли домой на цыпочках аккуратно еле слышно. – До свидания, зайчик Полина, превратись в девочку, до свидания, зайчик Глеб дай пожму твою мягкую лапку, превратись в мальчика….
Используемая литература:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2011.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012г.
приложение