Занятие-путешествие по станциям на базе Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых (3–4 класс)
Занятие-путешествие по станциям
на базе Вятского художественного музея
имени В. М. и А. М. Васнецовых
Цель: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений. Формирование способности к духовному развитию, укрепление нравственности обогащение и углубление знаний, привитие интереса детей к истории, раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
Образовательные задачи: в увлекательной форме познакомить с коллекций музея Васнецовых.
Развивающие задачи: развивать художественно-эстетический вкус, развить чувство патриотизма и гражданской ответственности, любви к природе.
Воспитательные задачи: воспитать бережное отношение к своей истории, к природе, к культурному наследию нашей Родины.
Форма проведения: игра по станциям.
Возраст детей: 10-12 лет.
Оборудование: компьютеры, экран, мультимедийный проектор.
Действующие лица:
Ведущие – экскурсоводы – 3 человека, дети.
Ход занятия:
Введение.
1 ведущий.
Здравствуйте, ребята.
Мы рады приветствовать вас в Вятском художественном музее имени
В. М. и А. М. Васнецовых.
Сегодня у нас не будет занятий, уроков, экскурсий. Сегодня мы будем путешествовать по станциям нашего музея. Проверим ваши знания, почувствуем себя художниками, поиграем с буквами.
2 ведущий.
В Вятском крае родились братья-художники Васнецовы. Они на многие века своим творчеством прославили нашу малую родину. Родились они в семье священника М. В. Васнецова.
В 1910 году в Вятке открылся художественно-исторический музей, инициаторами создания которого выступили Виктор и Апполлинарий Васнецовы.
С 1936 года музей стал художественным и носил имя М. Горького. В 1980-х годах в Вятском крае решили спроектировать новый музейный корпус. Музей переименовали в честь В. М. и А. М. Васнецовых.
На территории музея установили памятник – бронзовая скульптура Васнецовых на гранитном постаменте.
3 ведущий.
Ребята, давайте сейчас разделимся на 3 команды. Для этого, каждый из вас вытянет листочек с номером команды. Каждая команда получает маршрутный лист. Также каждой команде нужно выбрать капитана, придумать название и записать его в своем маршрутном листе.
Приходя на станцию, вам нужно сказать: «Такая-то команда на такую-то станцию прибыла».
На каждой станции вам нужно будет выполнить определенное задание. Справившись с ним, ваша команда получит определенное количество баллов. За нарушение правил игры баллы будут вычитаться.
1 ведущий.
В конце игры-путешествия мы подсчитаем баллы и определим победителей.
Правила игры-путешествия:
Команда должна быть дружной.
Нельзя шуметь, кричать, толкаться, убегать от своей команды.
Нельзя мешать, запутывать и подсказывать другим командам.
Основная часть.
Приступаем к путешествию по станциям (команды расходятся по станциям с маршрутными листами, выполняют задания).
Станция №1 – «Знатоки»
Экскурсовод 1:
Братья Васнецовы знамениты своими картинами. Они писали в разных жанрах. На этой станции вам необходимо определить к какому жанру относится определенная картина. Это могут быть пейзажи, портреты, натюрморты. Картины созданы с удивительной точностью.
За каждый верно названный ответ команда получает 1 балл. Всего на этой станции вы можете заработать 17 баллов.
Начинаем, не забываем про правила. Не выкрикиваем, не шумим.
1 слайд – Автопортрет. В.М. Васнецов
2 слайд – Берег реки вятки. В.М. Васнецов
3 слайд – Букет. Абрамцево. В.М. Васнецов
4 слайд – Ветки яблони. А.М. Васнецов
5 слайд – Днепр перед бурей. А.М. Васнецов
6 слайд – Дубы. В.М. Васнецов
7 слайд – Крымский пейзаж. А.М. Васнецов
8 слайд – Озеро. А.М. Васнецов
9 слайд – Пионы и вятская игрушка. В.М. Васнецов
10 слайд – Портрет А.М.Васнецова. В.М. Васнецов
11 слайд – Поляна. В.М. Васнецов
12 слайд – Портрет сына. В.М. Васнецов
13 слайд – После дождя. А.М. Васнецов
14 слайд – Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. В.М. Васнецов
15 слайд – Портрет Гошкевича. В.М. Васнецов
16 слайд – Северный край. А.М. Васнецов
17 слайд – Северный пейзаж. А.М. Васнецов
Станция №2 – «Зайцы-буквы»
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых - государственный художественный музей Кировской области. В музее представлены картины великих художников, а каких именно ы с вами постараемся узнать. Ваша задача из представленных букв нужно сложить фамилии художников. У вас есть право использовать подсказку, но в этом случае, ваш балл снизится на 0,25 . Каждая верно названная фамилия оценивается в 3 балла. Максимум на этой станции вы можете заработать 9 баллов.
Не забываем о правилах. Не кричим, не толкаемся, не шумим.
Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) – великий русский художник армянского происхождения. Он был меценатом, а также почетным членом римской, парижской и амтердамской Академий художеств.
Интересные факты
Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский»
Великий художник, которому повезло быт признанными при жизни, знавал нужду. Однажды ему заплатили за работу не деньгами, а колбасой.
Заработанные деньги Иван Константинович тратил не только на свою семью, но и на родной город. На его средства в Феодосии была построена галерея, школа и музей. Также художник способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.
Суриков Василий Иванович (1848— 1916), живописец.
Родился 24 января 1848 г. в Красноярске в семье казачьего офицера. Первые уроки живописи получил от преподавателя гимназии Гребнева.
Тема большинства работ Сурикова — прошлое России. На его полотнах реальные исторические лица соседствуют с людьми самых разных сословий. В основе композиции картин художника находится, как правило, конфликт между изображаемыми персонажами.
Станция № 3 – «Мастерская»
Все великие художники трудились над своими картинами, часть за частью собирали ее по кусочкам, воссоздавали великие пейзажи, портреты, иногда тратя на это несколько десятков лет.
Сейчас и вы почувствуйте себя художниками и соберете воедино картины.
За каждую собранную картину вы можете получить 3 балла.
Максимум на станции вы можете заработать 9 баллов.
Приступаем к заданию. Не забываем о правилах, не толкаемся, не кричим, не шумим.
«Бурное море» Айвазовский, «Витязь на распутье» Васнецов, «Утро в сосновом лемму» Шишкин.
Когда все команды завершат путешествие по станциям, они собираются вместе, сдают маршрутные листы, один из ведущих подсчитывает баллы, определяет победителей, подписывает грамоты.
В это время 2 других ведущих проводят мини-конкурс «Почувствуй себя художником». Каждому из детей раздается частичка общей картины, которую нужно раскрасить, как ему хочется. Затем задача детей собрать целую картину и посмотреть, что же получилось. Цель задания – почувствовать, как это сложно, писать картину.
Когда баллы подсчитаны, ведущий читает стихотворение.
Музей - какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет,
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
Ребята, баллы подсчитаны, сегодня побеждает ……
Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что понравилось больше всего?
Спасибо! До новых встреч!