Занятие-тренинг по самоопределению подростков «Активизирующая профориентация»

1
0
Материал опубликован 17 April 2023 в группе


Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект классного часа по профориентации




Занятие – тренинг по самоопределению подростков

«Активизирующая профориентация»





Разработано: социальным педагогом

ГАУ ВО ЦППМС Кольчугинский филиал

Рысевой А.А.



Цель занятия: создание условий для активизации инициативы учащихся, развитие чувства «мы».

Задачи занятия:

  • способствовать повышению самооценки учащихся;
  • формировать навыки взаимодействия в команде;
  • развивать внутреннее единство класса;
  • способствовать развитию благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе;
  • способствовать формированию личностных мотивов и целей в выборе будущего профессионального пути.

Оборудование: мяч, одноразовые стаканчики, МАК-карты «Тотемное животное» или картинки с изображением животных (по желанию), листочки с названиями профессий, листы бумаги, ручки/карандаши/фломастеры.

Аудитория: учащиеся 8-9 класса

Время проведения занятия: 40 минут


Ход занятия


Этап 1 «Знакомство» (примеры упражнений).

Упражнение №1

«Снежный ком»

Цель: знакомство ведущих с участниками и участников между собой.

Время: 5 минут

Материалы: мяч

Инструкция: «Вам нужно по очереди назвать свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Например, Николай – надежный. Анна – активная.

Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными».

Упражнение №2

«Три любимых качества»

Цель: познакомить участников тренинга

Время: 5 минут  

Материалы: мяч

Инструкция: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы запомнить все имена. Наше представление будет организовано так: мы будем кидать мячик друг другу. Тот, кто ловит мячик называет свое имя и на первую букву имени придумывает три качества, с которыми себя ассоциирует, и говорит их.

Упражнение №3

«Путешествующий стаканчик»

Цели: снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми; поддержать открытое выражение положительных эмоций; способствовать развитию нестандартного, творческого мышления участников.

Материалы: стул для каждого из участников и несколько разовых пластиковых стаканчиков (чтобы была возможность заменить испорченный или загрязнившийся в ходе игры стакан).

Время: до 10 минут

Инструкция: Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик.

Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Завершение: обсуждение упражнения и выступления «штрафников».


Этап 2 «Активизация» (примеры упражнений).

Упражнение №4

«Счетная машинка»

Цель: сплочение коллектива, построение эффективного командного взаимодействия, а также создание эмоционального напряжения.

Время: 7 минут

Ход упражнения: Ведущий предлагает поиграть в игру «счетная машинка». У нее есть правила: Если число- 3, если оно делится на 3, и если в его написании есть цифра 3, то это число не называем, вместо этого хлопаем в ладоши. Так считаем до 40.


Упражнение №5 ­

«До десяти»

Цель: развивает скорость реакции и активизирует внимание всех присутствующих на тренинге.

Время: 10 минут

Инструкция: Ведущий, не спеша, поворачивается на месте в центре круга и вслух считает до 10. Остановившись, указывает на одного из группы и называет любое число до 10. Тот, кого назвали, быстро показывает его на пальцах, а его соседи справа цепочкой изображают остальные числа до 10

по восходящей. Тот, кто ошибется или промедлит, становится новым водящим.


Упражнение №6

«Коллективный счет»

Цель: формирование навыков взаимодействия участников и снижение эмоциональной напряженности в группе.

Время: 5 минут.

Инструкция: Все стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.

При этом должны выполняться три условия:

во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);

во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.

Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.


Этап 3 «Основной» (примеры упражнений).

Упражнение №7

«Идентификация с любимым животным»

Цель: научиться отождествлять себя с кем – либо или с чем – либо. Так ускоряются мотивационные превращения личности. Отождествляя себя с животным, вы способны актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения.

Материал: МАК-карты «Тотемное животное» или картинки с изображением животных (по желанию)

Время: до 15 минут

Ход упражнения: Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы стремитесь развить в своей будущей профессии. Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее 5 минут преодолевать воображаемые трудности, стремясь достичь своего.

Ответьте на вопросы:

- С каким животным вы отождествлялись?

- Какие ситуации, связанные с достижением цели, вы воображали?

- Что вы ощущали, переживали в этот момент?

Упражнение №8

«Поступь профессионала»

Цель: развитие навыков невербального общения, формирование навыков взаимодействия.

Время: до 15 минут

Материалы: бумага, ручки.

Инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощи походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.п. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.

Список профессий: Продавец, учитель, программист, журналист (корреспондент), блоггер, швея, таксист, космонавт, балерина, дирижёр, парикмахер, повар, фотограф, художник.

Упражнение №9

«Автобус»

Цель: научиться не вербальному общению

Время: 10 минут

Инструкция: Группа делится на две подгруппы. Им нужно представить, что они едут в разных автобусах. На дороге произошла пробка, и автобусы останавливаются рядом (при этом участники сидят напротив друг друга парами). Каждый увидел в соседнем автобусе своего знакомого, которому срочно нужно передать информацию, причём не вербально. Задача первой подгруппы передать информацию, задача второй – понять её. Затем участники меняются ролями. В конце обсуждается, смогли ли пары понять друг друга.


Этап 4 «Рефлексия» (примеры упражнений).

Упражнение №10

«Рисунки с воображением»

Цель: показать участникам возможности командного взаимодействия, подведение итогов.

Время: 10 минут

Материалы: листы формата А4, ручки/карандаши/фломастеры.

Инструкция:

Участники сидят по кругу. Каждый из них получает лист бумаги, задумывает какой – либо целостный рисунок на тему «Ценности жизни» и изображает его, но не полностью, а только какую – то главную деталь, по которой можно было бы догадаться, какой рисунок планируется (2-3 минуты). Потом каждый участник передает свой рисунок соседу справа, а сам получает рисунок того, кто слева от него. На полученных изображениях быстро дорисовывается еще по одной детали на тему «Ценности жизни» (1 минута), после чего по команде ведущего листы опять передаются правым соседям. Так продолжается до тех пор, пока каждый рисунок не пройдет полный круг и вновь не вернется к тому, кто его начал изображать.

Далее участники демонстрируют рисунки и комментируют, какие мысли и чувства они хотели выразить изначально в нем, и насколько точно получившийся в конце рисунок отвечает их замыслу. ​​​​​​​

Упражнение №11

«Рефлексия»

Цель: получение обратной связи по тренингу, подведение итогов тренинга.

Время: 5 минут

Материалы: мячик.

Инструкция: «А теперь давайте сделаем небольшие заключения по нашему занятию. Я бы хотела попросить каждого из вас высказаться и рассказать, что больше всего запомнилось, что понравилось, а что нет» (передавать мяч по кругу).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.