Курс тренингов дополнительного образования «Моё самоопределение»
Курс тренингов дополнительного образования
«Моё самоопределение»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей:14 - 17 лет
Составила:
Бабичева Светлана Николаевна,
воспитатель,
соответствие занимающей должности
г. Вельск
2020 г.
Курс для учащихся 9 класса по предпрофильной подготовке.
Пояснительная записка.
В настоящее время массовая общеобразовательная школа переходит на профильное обучение, главной целью которого является самоопределение личности учащегося и выпускника.
Данный курс имеет прямую практическую направленность и предлагается для совместной работы воспитанников и преподавателей по различным аспектам жизненного самоопределения подростков.
Курс содержит много тестов, практических советов и рекомендаций: как понять себя? Как повзрослеть? Как правильно оценить себя и свои поступки? Как сделать правильный выбор направления своего развития, будущей профессиональной ориентации? Рассматриваются самые актуальные проблемы возраста, воспитаннику предлагается активно включиться в разрешение социальных ситуаций-проб, определение своих жизненных планов, позиций и ценностей.
Курс поможет подростку понять себя в период возрастного кризиса, формирования чувства взрослости, социальной активности, когда происходит внутренняя борьба между «Я-так хочу» и «Я-надо». Он должен разобраться в этих противоречиях, найти свою точку зрения, определить свою установку на дальнейший жизненный путь.
В основе курса лежит инновационная технология оптимального самоопределения.
Дидактические материалы могут использоваться как дополнительный материал для подготовки к занятиям в различных формах – групповых (в ходе выполнения практических работ) и индивидуальных.
Цель курса: Создание условий воспитанникам 9-го класса для предварительного самоопределения в будущей жизни, деятельности и выбора профиля дальнейшего обучения.
Исходя из вышеизложенного, определенны задачи курса :
Задачи:
• формирование мотивации самоопределения;
• ознакомление с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;
• формирование понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;
• помощь подростку в определении своих сил и способностей;
• помощь самоопределению индивидуальности личности в различных сферах жизнедеятельности;
• обучение постановке целей своего развития;
• составление индивидуальной программы самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;
• подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.
Количество часов по программе
9 часов в год
1 час в месяц
Тематический план.
Дата | Тема | теория | практика | Кол. часов |
сентябрь | СамоОПРЕДЕЛЕНИЕ | Вводная беседа | Упражнение «само-« Ситуация –проба «Орёл или…» | 1 |
октябрь | Вы- личность | Беседа «Образ вашего я» | Игра»Зеркало» Упражнение «Что такое хорошо, что такое плохо» Упражнение «Какие качества самые важные» | 1 |
ноябрь | Познание себя | Беседа «Самооценка» Рекомендации «Как наблюдать за собой» | Упражнение- тест «Оценка своих физических данных» Упражнение «Адекватная самооценка» | 1 |
декабрь | Сходство и различие ваших «я» | Беседа «Сходства и различия» | Упражнение «Что у нас общего» Упражнение «На канале связи инопланетная цивилизация» Упражнение «Я индивидуальный» | 1 |
январь | САМОвоспитание | Беседа «воспитание характера» | Упражнение «Какой у меня характер» Упражнение «Самооценка воли» Рекомендации «Как победить себя, или Пять «надо»» «Джин» | 1 |
февраль | САМОвоспитание | Беседа «Учитесь дружить» Беседа «Волшебные пятёрки» Беседа «Беречь здоровье» | Памятка «Организуй самого себя» Правила «Пять правил дружбы и товарищества» Ситуация –проба «Крайний виноват» Упражнение-тест «Уровень вашего умения самовоспитания» | 1 |
март | Как поживаете мои «я»? | Беседа «Я- концепция и субличности» | Ситуация –проба «сделка» Ситуация –проба « Жизнь это игра?» | 1 |
апрель | Дорога труда | Беседа «Культура труда» Беседа «О лени» | Упражнение «народная мудрость отруде» Анкета «Труд для вас?» Ситуация –проба «Если уволят» Советы по борьбе с ленью» | 1 |
май | Дорога взросления | Беседа «Ступени взрослости» | Рекомендации «Как повзрослеть» Упражнение «Я в развитии» Ситуация –проба «Оступился или свернул?» | 1 |
Ожидаемый результат:
Курс позволит выпускнику основного общего образования обеспечить владение следующими компетенциями:
уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;
владеть основными навыками саморазвития и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;
владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального или профессионального обучения.
Материально методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Компьютер;
Мультимедиа.
Карточки - задания с ситуациями;
Бумага писчая.
Литература:
Учебное пособие для учащихся "Найди свой путь" Г.К.Селевко;
Методика изучения курса "Найди свой путь": Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки О.Ю.Соловьёва;
Методика изучения курса "Найди свой путь": Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения О.Ю.Соловьёва;
Сборник социально-педагогических ситуаций и проб по самоопределению для учащихся 9 класса О.Ю.Соловьёва;