МКОУ «ЛАХДЕНПОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тема урока
«ЗАПОВЕДИ»
Автор:
Кондукторова Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ЗАПОВЕДИ.
Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной религиозной культуры.
Задачи:
-образовательные:
познакомить учащихся с десятью заповедями Моисея;
-воспитательные:
сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали;
-развивающие:
расширить кругозор учащихся;
способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (кроссворд, таблица, карточки с заповедями, с пословицами), толковые словари.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа со справочным материалом, творческая работа.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент. Приветствие детям.
1.1 Рефлексия. Улыбнитесь друг другу. Ведь с улыбки начинается дружба.
2.Повторение пройденного.
Работа в группах.
-Вспомним понятия, с которыми познакомились на прошлых уроках предмета «основы православной культуры».
Каждая группа получает рабочий лист с заданием: «Решите кроссворд так, чтобы по вертикали получилось название одного из важнейших православных праздников». На заполнение данного задания отводится 5-6 минут.
(Дети могут пользоваться учебником и собственными тетрадями)
Вопросы по горизонтали:
Величайший дар Бога человеку
«Книги»
Главный праздник христиан
Новый завет
Ученик Христа
Религиозная культура России
Праздник рождения Иисуса Христа
Праздник Богоявления 19 января
Божий вестник, посланник
То, что имеет большое значение для человека: Бог, Отечество, семья, любовь.
11.Разговор с Богом
12. Союз Бога и человека
1. |
с |
в |
о |
б |
о |
д |
а |
||||||
2 . |
б |
и |
б |
л |
и |
я |
|||||||
3. |
п |
а |
с |
х |
а |
||||||||
4. |
е |
в |
а |
н |
г |
е |
л |
и |
е |
||||
5. |
а |
п |
о |
с |
т |
о |
л |
||||||
6. |
п |
р |
а |
в |
о |
с |
л |
а |
в |
и |
е |
||
7. |
р |
о |
ж |
д |
е |
с |
т |
в |
о |
||||
8. 9. 10. 11. 12. |
к |
р |
е |
щ |
е |
н |
и |
е |
|||||
а |
н |
г |
е |
л |
|||||||||
ц |
е |
н |
н |
о |
с |
т |
ь |
||||||
м |
о |
л |
и |
т |
в |
а |
|||||||
з |
а |
в |
е |
т |
-Какое ключевое слово у вас получилось? ( благовещение)
-Какие слова вызвали затруднения? (если у одной группы затруднения- другая объясняет)
-Молодцы!
Вы сейчас работали в группах. Какие качества человека помогли вам справиться с заданием? Используйте ключевые слова, записанные на доске при ответе на мой вопрос.
-Взаимоуважение
-равенство
-ответственность перед другими
-стремление помочь
-совместное переживание
-умение слышать друг друга
-взаимопомощь
- не перебивать друг друга
(Дети берут для ответа многие слова из написанных)
Учитель: -Что помогает людям дружно жить в коллективе, в
обществе - назовите общим словом? (правила, законы и традиции)
3.Изучение нового материала
Учитель: История возникновения Заповедей.
В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить, людям приходилось переступать законы жизни. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения. Эти заповеди были даны пророку Моисею на горе Синай.
Словарная работа (понятие «заповедь»)
-Работа со словарём Ожегова С.И.Каждая группа работает о одним толковым словарём (ищут понятия и озвучивают)
Толковый словарь Ожегова С.И.
заповедь
1. изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание
2. - правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь
Вывод делает учитель.
-Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник, заповедный?
Слайд №1 История Моисея из Библии:
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.
(Демонстрация слайда, изображающих гору Синай и Моисея со скрижалями)
Слайд №2,3 10 заповедей. Прочитайте все заповеди.
-Какие заповеди, говорят об отношениях человека с Богом, а какие касаются отношений людей между собой?
На листочках обведите цифру заповедей, касающихся отношений между людьми (дети должны правильно обвести № 5,6,7,8,9,10)
Слайд №3. Проверяем! Молодцы!
Физминутка.
-Доброе утро! - птицы запели.
(дети машут руками)
Добрые люди встают с постели ;
(показывают, как просыпаются, подтягиваются)
Прячется вся темнота по углам,
(разбегаются, прячутся за стулом)
Солнце вошло и идет по делам!
(возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)
Работа с учебником стр.40
Учитель: -А сейчас мы прочитаем, разберём и запишем с пятой по 10 заповедь в таблицу.
Чтение заповедей в учебнике (об отношении человека к человеку) с остановками на заповеди и в ходе беседы заполнение таблицы (листок на столе)
ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»
(курсивом выделены предполагаемые ответы детей)
Заповедь |
От чего предостерегает заповедь |
Как заповедь учит поступать |
№5 «Почитай отца твоего и мать твою» |
от неуважения к родителям и вообще к старшим |
слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости |
№6 «Не убивай» |
От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему |
Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей |
№7 «Не прелюбодействуй» |
От предательства ближнего |
Не предавать любимого, быть верным семье |
№8 «Не кради» |
От причинения страданий ближнему, от зависти |
прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть |
№9 «Не лги» |
от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека |
Говорить правду |
№10 «Не завидуй» |
От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим |
не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радости |
В ходе беседы учителя и обучающихся :
Заповедь пятая:
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
-Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?
Заповедь шестая:
Не убивай.
-Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.
Заповедь седьмая:
Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай близких).
Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.
Заповедь восьмая: Не кради.
-Что общего у убийства и воровства?
Заповедь девятая:
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)
-Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? ( Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)
Заповедь десятая:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)
-Как зависть мешает радости, гасит её?
Вывод: для чего же служат заповеди людям? (заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми)
–А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми)
-Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?
4.Закрепление изученного:
4.1.Чтение рассказа Толстого «Лгун» (читает хорошо подготовленный ученик)
4.2. Фрагмент мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки)
К каким заповедям вы отнесёте данные произведения?
(не лги, не завидуй, не укради)
5. Итог урока:
-Благодарю вас за работу. Вы все молодцы. Запомните то, что услышали сегодня на уроке. Старайтесь следовать заповедям и пусть главным правилом в вашей жизни будут слова «Люди, любите друг друга!», живите честно и доброму относитесь к друг другу.
Рефлексия. Если вам понравилось на уроке, улыбнитесь друг другу.
6.Домашнее задание:
Уч. стр.40-41
Доп. задание на карточках «Соотнеси заповедь и пословицу».
Ресурсы:
Учебник по курсу «Основы православной культуры»
Детская библия, Институт перевода Библии, 1983,1990.
Толковые словари Ожегова.
Толстой Л.Н. «Лгун», притча.
Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Шапокляк».
6. Слайдовая авторская презентация.
7. Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html?page=5 -Заповеди
gimnazy16.ru/ORKSE/Yrok_pravoslavie.doc урок abanruo.ucoz.ru/ims/ORKCE/Zapovedi.doc-урокПРИЛОЖЕНИЕ:
ЗАДАНИЕ: «Соотнеси заповедь и пословицу»
Железо ржа съедает, а завист- ливый от зависти погибает |
Почитай отца твоего и матерь твою. |
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. |
Не лги |
Вору потакать – что самому воровать. |
Не убивай |
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. |
Не укради |
Насилие - яд для души. |
Не завидуй |