Внеклассное мероприятие «Заступник земли Русской»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
Внеклассное мероприятие
«Заступник земли Русской»
Разработчик: Вытоптова Т. А.,
учитель физики, ОРКСЭ
Шипуново, 2020
Цель: развитие и углубление понимания детьми того, кто такие заступники земли русской, на примере святого благоверного Александра Невского.
Задачи:
- познакомить с великими подвигами Александра Невского;
- формировать у учащихся уважительное отношение к героическому прошлому нашей страны;
- развивать понимание учащимися значения в жизни человека связи поколений и сохранения традиций.
Тип занятия: учебно-воспитательное
Форма проведения внеклассного мероприятия – беседа.
Форма работы учащихся – общение в форме беседы и диалога, групповая работа.
Техническое оборудование – компьютер, проектор.
Раздаточный материал – репродукции картин, карточки с кратким описанием подвигов Александра Невского.
Основные средства наглядности: презентация, фотографии, репродукции картин, видеофильмы.
Ход занятия
Слайд 2
В Санкт-Петербурге есть особенный монастырь. Его построил император Пётр Первый в честь победы над шведами. Долго он с ними воевал. И всё просил одного святого: «Помоги мне! Ведь дал же тебе Бог силы их одолеть. Вымоли и сейчас победу!»
- Догадались, о ком идёт речь? Кого просил о помощи Пётр?
(Дети отвечают)
Слайд 3
- Непобедимого воина, доброго и кроткого правителя. Благоверного князя Александра Невского.
Слайд 4
А монастырь тот называется Александро-Невской лаврой.
Слайд 5
Жил князь Александр давно – в 13 веке.
Тяжелое это было врем для Русской земли. Со всех сторон – опасность. Татаро-монголы покоя не дают. Вот и шведы собрали множество кораблей и двинулись к пределам Новгородского княжества.
Слайд 6
Плывут-усмехаются: «Князь-то их, Александр, совсем мальчишка! И двадцати лет не исполнилось. Кто он против нашего Биргера-победителя? Заставим их слушаться нас, да ещё добра всякого домой привезём».
Но не знали они, каков на самом деле молодой новгородский князь.
Слайд 7
Малым ребёнком ещё был, а уже правил в Переяславле, старался стать самым смелым и справедливым. А уж учился-то как прилежно! Каждое слово своих мудрых наставников слушал. И силу тренировал – будто заранее готовился Родину защищать.
Слайд 8
От усталости падал, бывало, но занятий своих не оставлял, не ленился. И во всём на Бога надеялся, постов не боялся, да и часто вместо беготни детской молитву и чтение духовное выбирал. Юный был, а лучше всех понимал – без Бога любой смельчак и силач беззащитен.
Слайд 9
Приплыли шведы, палатки на берегу Невы поставили и пируют, победу заранее празднуют. А Биргер к Александру гонцов послал с запиской: «Если можешь, сопротивляйся. Я уже здесь и пленяю твою землю». [1.с. 289]
- Как вы думаете, князь наш в бой сразу бросился, или испугался?
(Дети отвечают)
Слайд 10
Пошёл он в храм и долго молился. А потом вышел к своей маленькой дружине и твёрдо сказал: «Братья мои! Не убоимся мы вражьей рати, ведь с нами Господь! Не в силе Бог, а в правде! А правда - наша!»
- Ребята, как вы понимаете смысл слов «Не в силе Бог, а в правде»?
(Дети отвечают)
За блистательную победу над шведами молодого князя Александра с того времени прозвали Невским.
Слайд 11
Научил Господь Александра, вразумил, как против самодовольных захватчиков воевать.
Святой благоверный Александр Невский был бесстрашным полководцем, истинным хранителем православной веры, защитником земли русской.
Большим количеством побед знаменательна жизнь Александра Невского.
- Ребята, мы сейчас с вами посмотрим мультипликационный фильм «Святой благоверный Александр Невский», в котором рассказано о ратных подвигах Александра Невского.
После просмотра фильма вам предстоит работа в группах.
Слайд 12
М/ф «Святой благоверный Александр Невский»
Для того чтобы продолжить работу, учащимся необходимо разделиться на группы, для этого каждый ученик должен выбрать одну понравившуюся репродукцию картины, что и будет соответствовать номеру группы.
(На экране показаны картины, дублируются эти картины печатными репродукциями на столах, учащийся подходит к столу, на котором лежит та картина, которую он выбрал).
Работа в группах:
Ответить на вопросы, изучив текст и репродукцию.
Слайд 13
Групповая работа с раздаточным материалом. [Приложение]
Задания для групп: прочитать текст и ответить на вопросы:
Какой период жизни Александра Невского изобразил художник?
Какое историческое значение имеет ратный подвиг Александра Невского?
1 группа – «Бой Александра Невского с ярлом Биргером. Художник А. Кившенко;
2 группа – Диорама ледового побоища. Художник Е. Емельянов;
3 группа – Князь Александр Невский в Орде. Художник В. Курдюмов;
4 группа – Святой Александр Невский. Художник В. Шебуев.
Как вы считаете, почему князь Александр Ярославович вошел в историю России, как величайший заступник земли Русской?
(Дети отвечают)
Вывод:
Он сохранил для России северо-западные земли.
Сберёг русские земли от карательных нашествий монголов.
Сохранил для России православную веру.
Сохранил национальную культуру, не приняв предложение папы Иннокентия .
Слайд 14
«Щит и слава России!» - так мы можем именовать защитника нашего Отечества славного князя Александра Невского. И до настоящего времени – это самое славное имя в российской истории.
Слайд 15
В самый трудный период для нашей страны, в переломный 1942 год, ровно через 700 лет после разгрома немцев на Чудском озере, в наградной системе страны была учреждена награда – орден Александра Невского.
Слайд 16
Орден Александра Невского считается младшим из «полководческих» наград. Многие специалисты называют его самой красивой наградой СССР, а у красноармейцев он пользовался большим уважением.
Согласно статуту, орден вручали офицерам, «проявившим в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием, обеспечившим успешные действия своих частей.
Слайд 17
В период Великой Отечественной войны за боевые подвиги и заслуги орденом награждено более 40 тыс. человек и около полутора тысяч воинских частей и соединений советской Армии и Военно-Морского Флота.
Слайд 18
Хорошим примером, иллюстрирующим героические поступки, за которые производилось награждение орденом, могут послужить выписки из наградных листов кавалера ордена Александра Невского, командира роты 857-го стрелкового полка (294-я стрелковая Черкасская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия, 52-я армия, 2-й Украинский фронт), лейтенанта Николая Арсентьевича Тарасова.
Слайд 19
Тарасов Николай Арсентьевич родился 30 ноября 1915 года в селе Завертная, ныне Советский район Кировской области в семье крестьянина. С 1932 года жил в поселке Михайловка Шипуновского Алтайского края, после окончания четырёх классов школы работал в колхозе.
Слайд 20
В 1936 был призван в армию на действительную службу, а в 1939 году демобилизовавшись, вернулся в родной колхоз, а затем – работал в районном отделении милиции участковым уполномоченным. Параллельно с работой окончил семилетнюю вечернюю школу.
5 января 1942 года Николай Тарасов повторно был призван в армию и направлен на фронт.
Слайд 21
Весь боевой путь Николая Арсентьевича мы можем проследить на сайтах посвященных Великой Отечественной войне. [4]
Слайд 22
Из наградного листа:
20 августа 1944 года при прорыве обороны противника в районе деревни Редиу Метрополия, находясь в боевых порядках батальона, искусно сосредоточил на рубеже атаки свои стрелковые подразделения и, как только был дан сигнал о переносе артогня, поднял батальон в атаку. В результате стремительного удара противник был выбит из траншей, при этом было убито до 600 и взято в плен свыше 300 солдат и офицеров противника.
Слайд 23
21 августа 1944 года, преодолевая сопротивление противника, со своими подразделениями первым ворвался в город Яссы. В уличных боях, умело применяя фланговые обходы, расчленял силы противника на мелкие группы и решительно продвигался вперёд.
Слайд 24
Смелые и решительные действия батальона обеспечил быстрое продвижение противника и его изгнание из города Яссы. За период наступательных боёв с 20 по 30 августа 1944 года батальоном товарища Тарасова уничтожено до 3000 солдат и офицеров и взято в плен более 1000 солдат и офицеров.
Слайд 25
За храбрость и умелое руководство подразделением в боях по взятию г. Яссы Н.А. Тарасов награждён орденом Александра Невского.
Во время Великой Отечественной войны воевал на Западном, Волховском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.
За боевые заслуги перед Отечеством Николай Тарасов в период с 1942 по 1945 годы был награждён орденами:
24 марта 1945 г – орден Ленина
29 сентября 1944 г. – орден Александра Невского
22 января 1944 г. – орден Красной Звезды
Медалями:
11 октября 1942 г. – медаль «За отвагу»
14 октября 1943 г. – медаль «За боевые заслуги»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Тарасову Николаю Арсентьевичу присвоено звание героя Советского Союза.
Герою не довелось получить высокую награду. Во время Берлинской наступательной операции в ожесточённых боях в районе города Вайсенберг, примерно в 50 километрах северо-восточнее Дрездена 23 апреля 1945 года командир батальона 857-го стрелкового полка капитан Н.А. Тарасов был убит.
Слайд 26
Видеоклип «Офицеры»
Слайд 27
- Вот смотрю я на изображение ордена Александра Невского, и вспоминаю знаменитое изречение Великого князя, заступника земли Русской: «Кто с мечом придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет земля русская».
- Ребята. Как вы понимаете смысл высказывания Великого князя Александра Невского?
- Что вы расскажете родным о сегодняшнем занятии?
Задание на дом
Подготовить сообщения о кавалерах ордена Александра Невского Шипуновского района в годы Великой Отечественной войны, используя материал школьного и районного музеев, а также электронные ресурсы «Подвиг народа», «Память народа».
Используемые материалы:
Книги:
1. Коршунова Т. Святцы для детей: избранные жития святых [Текст]/ Т. Коршунова, М Тряпкина.- Москва: Никея, 2017. – 336 с.
2. Основы православной культуры. 4 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [Текст]. – Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2012. – 228 с.
Электронные ресурсы:
1. Герои страны. [Электронный ресурс]. - http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11530
2. Златоустовский В. «От героев былых времен» песня из к/ф «Офицеры». [Электронный ресурс]. - https://ru.sefon.pro/mp3/22608-vladimir-zlatoustovskij-ot-geroev-bylyh-vremen/
3. Мульткалендарь.12сентября. Благоверный князь Александр Невский. [Электронный ресурс]. - https://www.youtube.com/watch?v=3I50O5UJOQ0
4, Подвиг народа. Тарасов Николай Арсентьевич. [Электронный ресурс]. - http://podvignaroda.ru/?#id=11905475&tab=navDetailManAward
5, Сборник хроники Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. - https://www.youtube.com/watch?v=0Qb6fxRGRIU