12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Улыбашева Марина Ивановна18

Муниципальное образование Апшеронский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Методическая разработка

внеклассного занятия

по литературе

«Кубань – земля такая»

«Методическая разработка по использованию этнокультурного компонента в обучении русскому языку»

Учителя русского

языка и литературы

М. И. Улыбашевой

х. Николаенко

2017 г.

Методическая разработка внеклассного занятия по литературе

Класс – 9-11

Тема: «Кубань – земля такая»

Форма – историко-литературная композиция.

Цели:

Привить любовь к малой родине и сопричастность к истории Краснодарского края.

Вовлечь учащихся в активный познавательный процесс.

Привлечь внимание учащихся к краеведческому материалу, не входящему в школьный курс.

Познакомить с лучшими образцами поэзии родного края.

Задачи:

Мотивация поисковой и творческой деятельности учащихся в области краеведения и литературоведения.

Воспитание чувства прекрасного, гордости своей малой родиной, её историей и культурой.

Расширение коммуникативного пространства, развитие кругозора учащихся.

Популяризация чтения среди школьников.

Формирование у школьников интереса к самостоятельному прочтению.

Использование инновационных форм и методов привлечения к чтению.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Дорогие десятиклассники, вы – юные кубанцы, жители Краснодарского края. Вы много знаете о Кубани, её истории и современности, промышленности и сельском хозяйстве, культуре родного края. Как любой житель Краснодарского края, каждый из вас испытывает любовь к своей малой родине, ведь именно с трепетного отношения к Кубани, к Апшеронскому району, к своей семье начинается такое важное чувство, как патриотизм – любовь к Родине – к России.

Историко-литературная композиция.

Ученица читает стихотворение:

Татьяна Дмитриевна Голуб. «В родниковых глазах России…»

В родниковых глазах России

Беспредельная синева.

На крылечках её – резные

Деревянные кружева.

В её косу ржаную лентой

Волга-реченька вплетена.

От частушки, девчонкой спетой,

Смехом полнится тишина.

От берёзовых перелесков

Мелодичный хрустальный звон.

На стенах белокаменных фрески,

Словно эхо далёких времён.

У огней негасимых и вечных

Плещет память суровую грусть.

Слава всем, кто не вышел из сечи,

Заслоняя от ворога Русь.

И какое же это счастье,

Что она на планете есть,

Что к судьбе мы её причастны

Тем, что наши истоки здесь!

Освоение казаками кубанских земель имело большое политическое и экономическое значение для Российского государства. Россия укрепила свои позиции на Кавказе, лишила Турцию выгодных плацдармов на подступах к границам России. Казаки прекрасно обеспечивали безопасность южнорусских земель. Екатеринодар изначально был основан как «войсковой град», и только в 1867 году, с получением статуса городского само-управления, город стал быстро развиваться в экономическом и культурном отношении. Теперь в гражданском городе могли селиться и иметь недвижимость люди невойскового сословия. Начался приток деловых людей, предпринимателей, торговцев, мастеров. Возникают торговые дома и кампании, промышленные предприятия строится железная дорога. Казачеству принадлежало большее количество земли (3/4), которой пользовались станичной общиной, ведь считалось, что частное владение землей противоречит традициям казаков. В кубанской станице был очень пёстрый национальный состав: русские, украинцы, черкесы и многие другие народы.

Ученик читает стихотворение:

Вадим Петрович Неподоба. «Русское сердце»

Свет ли встаёт над землёю,

Гаснет ли в призрачной мгле –

Русскому сердцу покоя

Нет на родимой земле.

Шёл на отца и на брата

Дед мой, забыв о Христе.

Сердце России распято

На кровожадной звезде.

Бесы руками народа

Топчут святыни в грязи

И превращают в болота

Чистые реки Руси.

Жизнь, ты была словно лагерь,

Стала – толкучий базар.

Дёргает молодость шлягер,

Всё превращая в товар.

Страшное что-то случилось:

Чудо быльём поросло,

Сердце давно приучилось

Петь и смеяться назло.

Словно навеки уснули

Опыты мудрой молвы.

Вы ли меня обманули,

Или обмануты вы?

Свет ли встаёт над землёю,

Гаснет ли в призрачной мгле,

Русскому сердцу покоя

Нет на родимой земле!

Тяжёлые страницы истории Кубани – первая мировая и гражданская война. На фронты первой мировой были призваны до половины работоспособных мужчин. Сократились посевные площади, поголовье скота; сбор пшеницы уменьшился на треть. Росла инфляция. Всё больше возникало размежеваний между крестьянами и казаками. Стачки, забастовки, вооруженные выступления в годы революции 1905 – 1907 годов, в которых казачество оставалось верным присяге, данной царской семье. Для казака главное – верность долгу и данной присяге. После революционных событий 1917 года социальные конфликты вклинились в семьи и судьбы простых граждан. Отец, сын, брат могли находиться по разные стороны «баррикады». В декабре 1917 года 39-я пехотная дивизия, после отречения царя от престола, самовольно покинула Кавказский фронт и в полном составе ушла на Северный Кавказ, примкнув к социалистической революции. Её называли «большевистской дивизией». Впоследствии на её основе была сформирована Юго-Восточная армия со штабом в Тихорецке. С тех пор символами гражданской войны на Кубани стали «буденовка» и «папаха». История делила людей на красных и белых, но делить на «правых» и «неправых» мы не имеем права даже по прошествии десятилетий.

Ученица читает стихотворение:

Сергей Никанорович Хохлов. «Дарованная воля»

Кубань влекла нас плодородием,

Безбрежием, трав степных игрой.

И мы её назвали Родиной,

Назвали Матерью родной.

Казак страдал по ней в туретчине,

Страдал, шагая по неметчине,

И плакал, в горькую траву

Роняя буйную главу.

И не просил награды-ордена.

Просил лишь, чтоб в последний миг

Над ним светилось небо Родины,

Где слышен вольной птицы крик.

Кубань всегда славилась зерном, потому и называлась житницей России. Сельское хозяйство в Советской России терпело преобразования и в 20-е, и в 30-е годы. От добро-вольного кооперирования крестьянских и казачьих хозяйств до сплошной коллективизации, от богатых урожаев до кризиса хлебозаготовок в 1928 – 1929 годах, от жалоб казаков в центральные органы на низкие закупочные цены и жестокость репрессий местных властей до утайки зерна и даже террористических действий. Всё пережила Кубань вместе с Россией: завершение коллективизации в 1931 году, хлебразвёрстки в 1932 – 1933, закон «о пяти колосках» и голод. По данным 1937 года в крае было создано 2 433 колхоза. По более поздним данным в Северо-Кавказском крае в 30-е годы погибло от голода примерно 350 тысяч человек, 16 тысяч кубанцев было репрессировано, 63 с половиной тысячи выселены в северные районы.

Ученик читает стихотворение:

Вадим Петрович Неподоба. «Кубань. 1933 год»

Пусть последние их (казаков) останки,

словно евангельские свиньи,

будут сброшены в Чёрное море!

(Л.Д. Троцкий)

До сих пор не вымолвить устами –

Каменеют намертво уста:

Тридцать третий. Голод на Кубани.

Мор пришёл и в райские места.

Я представить край родной без хлеба

Не могу, как море без воды,

Без щемящей сини это небо,

Вечер без мерцающей звезды.

Только это было, было, было:

На костях народа дорвалась,

Казаков за твёрдость невзлюбила

Новая, с акцентом жутким власть.

Троцкого идею расказачить

Каганович взялся претворить,

Что в подтексте неприкрытом значит –

Расстрелять, сослать и уморить!

Это значит – ничего не стоит

Грабить нищих, гнать на смерть в колхоз,

Ну а тех, кто хоть зернинку скроет,

С детворой, босыми – на мороз!

На никто не мог понять, отколе

Взялся голод, как пришёл туда,

Где живёт под снегом даже поле,

Слаще мёда майского вода.

Это было: рядом сёмгу жрали,

В то же время робким ветерком

Груднички слепые умирали,

Стиснув грудь тугую кулачком.

Мор косил не хуже, чем на Волге,

Где полынь да чёрствые пески.

Стаями, голодные как волки,

Беглые скитались казаки.

Убежать мечтали за курганы,

В Грузию, где соль и хлеб везде,

Но встречали казаков наганы

И винтовки войск НКВД.

Не понявши, что же есть свобода,

Втянутый в гражданскую войну,

Лучший цвет славянского народа

Выморен жестоко на корню.

«Прах несчастных поразвиял витэр,

Память их забвенье замело…»

В том году пришёл ко власти Гитлер,

Чтоб умножить этих жертв число!

Год 1941. Великая Отечественная война. Горе в России, горе на Кубани, горе в каждой семье. С самого начала войны в крае объявлена массовая мобилизация. К июлю 1941 года в армию ушло более 600 тысяч жителей края. В городах создаются комитеты обороны, организуются отряды народного ополчения и истребительские батальоны. «Всё для фронта, всё для победы!» - и всем миром собирали вещи и продовольствие для солдат, деньги на технику (танковая колонна «Кущёвский колхозник» построена на средства жителей района). И при огромном сокращении рабочих рук и техники оставшиеся в тылу героически ковали победу вместе с фронтом. В 1942 году, когда возникла угроза фашист-ской оккупации из казаков непризывных возрастов был сформирован Казачий кавалерийский корпус, прошёл боевое крещение в боях под Кущёвской, и уже в августе корпусу было присвоено звание «Гвардейский». 283 Героя Советского Союза – уроженцы нашего края.

Ученица читает стихотворение:

Кронид Александрович Обойщиков. «По длинной улице села…»

По длинной улице села

Мужчины на войну шагали.

Дорога пыльная вела

В чужие грозовые дали.

А слева, справа от солдат

Печалью выбелены хатки.

И у плетней

В слезах стоят

Уже не жёны,

А солдатки.

Взяла всех пахарей война.

А в поле греча расцветала.

Бойцы шли тихо и устало,

И улица была длинна

И долго их не отпускала.

Страшное слово – оккупация. Немцы вывезли 1,5 миллиона тонн продуктов сельского хозяйства, 36 тысяч тонн промышленного сырья, угнали в Германию свыше 32 тысяч юношей и девушек, уничтожили более 61 тысячи жителей Кубани. В Краснодаре впервые появились машины смерти-душегубки. В горных районах и плавнях возникло партизанское движение, в городах и станицах – подполье. Но только в 1943 сложились условия для освобождения края от немецко-фашистских захватчиков.

Ученица читает стихотворение:

Татьяна Дмитриевна Голуб. «В родниковых глазах России…»

В родниковых глазах России

Беспредельная синева.

На крылечках её – резные

Деревянные кружева.

В её косу ржаную лентой

Волга-реченька вплетена.

От частушки, девчонкой спетой,

Смехом полнится тишина.

От берёзовых перелесков

Мелодичный хрустальный звон.

На стенах белокаменных фрески,

Словно эхо далёких времён.

У огней негасимых и вечных

Плещет память суровую грусть.

Слава всем, кто не вышел из сечи,

Заслоняя от ворога Русь.

И какое же это счастье,

Что она на планете есть,

Что к судьбе мы её причастны

Тем, что наши истоки здесь!

 

Разруха, беда, слёзы не испугали кубанцев после войны, и край стал восстанавливать и развивать промышленность и сельское хозяйство, города, станицы, хутора. Снова Кубань стала главной житницей России. Несмотря на бюрократизацию партийного и советского аппарата, экологически безграмотные кампании типа «миллион тонн кубанского риса», так называемый «человеческий фактор» в управлении сельским хозяйством края, Кубань продолжала развивать своё сельское хозяйство и промышленность, культуру и духовность.

Ученица читает стихотворение:

Валентина Григорьевна Саакова. «Родина»

О родине – негромко говорю:

Ведь о большой любви кричать не надо.

Она – моя отрада и ограда,

Скажу о ней – молитву сотворю:

Будь вечно в благоденствии и славе,

Дай сил тебе Всевышний мир хранить,

Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво

И пред тобой себя не уронить!

Кубань, моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно,

Да будет прошлое твоё нетленно,

В трудах своих о будь благословенна,

Кубань, моя родная сторона, -

Пусть новые взрастают семена

И вечно житница твоя полна!

 

Творческое задание учащимся.

Что можно назвать символом края? Постарайтесь изобразить его в своей группе. (Работа учащихся в группах, демонстрация работ).

Что для вас показалось наиболее важным, настолько, чтобы стать символом края? Сноп пшеничных колосьев или дубовую ветку, горную вершину или морскую волну, тополь на степном шляхе или жёлто-оранжевый солнечный цветок…

Ученица читает стихотворение:

Иван Фёдорович Варавва. «Подсолнухи»

Напились солнца жёлтые подсолнушки

И, как от крепкой браги захмелев,

Повесили тяжёлые головушки,

Всё ниже, ниже кланяясь земле.

От солнца отвернулись, отбоярились –

Его теплынь им больше не нужна.

Всё думают, тревожно колыхаясь,

Куда бы им посеять семена?

Чтоб новые весёлые подсолнушки –

Подсолнухов склонённых сыновья –

Испили солнца красного до донышка,

Познав душою радость бытия.

А солнце под небесным лёгким пологом,

Оранжевыми искрами пыля,

Скатилось дозревающим подсолнухом

За травы, за вечерние поля.

4. Заключение.

Малая родина... Да не такая уж она и малая. Такого разнообразия не встретишь, пожалуй, больше нигде. Степи и леса, поля и горы, реки и моря, крупные города и маленькие хуторки – всё это Кубань, место, где мы живём, занимаемся спортом, помним о прошлом, строим настоящее, мечтаем о будущем.

Ученица читает стихотворение:

Кронид Александровия Обойщиков. «Кубань – земля такая»

Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнёт –

И поле оживает,

И гром земной плывёт,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что-то засевают,

И что-то убирают,

И что-нибудь цветёт.

Кубань – земля такая:

От края и до края

Две Дании войдёт.

Омытая морями,

Укрытая в леса.

Пшеничными полями

Глядится в небеса.

А снежные вершины –

Как воина седины,

Как мудрость старины.

Кубань – земля такая:

В ней слава боевая

И слава трудовая

Цементом скреплены.

Цветёт в Новороссийске

Священная земля.

И, словно обелиски,

Застыли тополя.

Кубань – земля такая:

От хлеба золотая,

Степная сторона.

Гостей она встречает,

И песни запевает,

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань – земля такая:

Однажды приласкает –

Полюбишь навсегда!

 
 

Две ученицы исполняют песню о Кубани.

 

Пролетели дни – ночи летние,

Осень красная всё листвой зажгла.

Это ты, Кубань моя светлая,

Моя Родина, жизнь тобой полна!

Ой, да на Кубани вольное раздолье:

Горы снеговые, хлебные поля.

Я сама не знаю, не найду ответа,

Где всего прекрасней

Родина моя.

Говорливых рек воды быстрые,

Шум лесных дубрав и разлив морей,

Житница России, южная столица.

А всему основа – доброта людей.

Ой, да на Кубани вольное раздолье:

Горы снеговые, хлебные поля.

Только я-то знаю, всем скажу об этом:

Ты всего прекрасней, Родина моя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.