Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе.
Цель: создание игровой ситуации, способствующей развитию речевых способностей детей, обогащению словарного словаря, формированию устойчивого интереса к народному фольклорному наследию.
Образовательные задачи: вовлекать детей в инсценировку народной сказки, расширять знания фольклорных форм, учить ребят импровизации.
Развивающие задачи: развивать устойчивое произвольное зрительное, слуховое внимание и память, развивать речь детей, побуждая проговаривать знакомые фразы из сказки.
Воспитывающие задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помочь, дружеское, заботливое отношение к окружающим.
Образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Методические приемы: эмоциональный настрой, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение, динамическая пауза, релаксация.
Материалы и оборудование: ноутбук с подборкой музыки, резиновый мяч среднего размера, подарочная коробка для посылки, большой головной платок, театральный реквизит, телефон.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель вводит детей в группу. (Звучит спокойная, расслабляющая музыка)
Воспитатель (далее В.): Ребята, сегодня к нам пришли гости (указывает на взрослых). Давайте с ними поздороваемся! (музыка замолкает, звучат приветствия) Я предлагаю вам познакомиться с гостями!
Игра с мячом «Будем знакомы»: Все присутствующие (начиная с педагога) по кругу передают мяч, называя своё имя.
В.: Как хорошо, теперь все знакомы. Мы с ребятами всегда рады гостям! У нас даже есть игра такая… Хотите поиграть? (ответы детей)
Речевая игра с движениями: «Рады всегда»: (дети стоят лицом к гостям, педагог рядом):
Тук – тук – тук (3 удара кулаком об кулак)
Да – да – да (3 хлопка в ладоши)
Можно к вам? (3 удара кулаком об кулак)
Рады всегда! (3 хлопка в ладоши)
В.: Отлично! Давайте присядем на коврик. Ребята, подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей) Правильно - зима, и совсем скоро мы будем встречать весну. Но Зимушка не хочет уходить, уступать место Весне – Красавице! Днём на улице теплеет, солнышко светит и греет, снег тает, сосульки капают, а вечером и ночью становится морозно, холодно.
Звонит телефон. Педагог отвечает на звонок приглушённым голосом, выходит за дверь и заносит в группу большую коробку (посылку).
В.: Очень странно, нам с вами пришла посылка. Интересно, от кого? (дети рассматривают коробку и находят письмо от Зимушки-Зимы)
В.: Давайте я прочту, что здесь написано (читает): Дорогие ребята, пишет вам Зимушка – Зима. Мне очень грустно с вами расставаться! Я совсем не хочу уходить, но солнышко греет всё сильнее, становится слишком тепло, и мне пора прощаться. Чтобы вы про меня не забывали, я дарю вам мою любимую сказку. Попробуйте узнать ёё по главным героям! До встречи, Зима!
В.: Давайте посмотрим, что Зимушка прислала нам в корзинке! (дети достают из корзинки зайчика, лисичку и две избушки – ледяную и деревянную) Кто может сказать, какую сказку нам загадала Зима? (ответы детей)
В.: Правильно, это сказка «Заюшкина избушка»! Давайте её расскажем вместе! Я начну, а вы мне будете помогать. Вставайте на ножки и приготовьте ладошки!
Мы большой построим дом. (3 удара кулаком об кулак)
Заживём все вместе в нём. (руки над головой в виде крыши)
Дети собираются – (дети становятся в хоровод и берутся за руки)
Двери закрываются (круг смыкается, дети подходят ближе)
Двери открываются – (круг расширяется)
сказка начинается! (хлопки в ладоши)
Театр на платке: «Заюшкина избушка» на новый лад
Жили-были Лиса и Заяц. С приходом холодов построили они себе избушки. Лиса построила избушку ледяную (изо льда), а Заяц – лубяную (из дерева). Лиса часто хвасталась перед Зайцем, что у неё светлая, красивая избушка, а у Зайца тёмная.
Пришла весна, а с ней и тепло. Светлая, красивая избушка Лисы растаяла. Стала Лиса проситься в избушку к Зайцу
— Пусти меня, Заюшка, хотя бы к себе во двор!
— Нет, Лиса, не пущу: зачем ты меня обижала?
Просилась-просилась Лиса и Заяц пустил её к себе во двор.
На другой день Лиса попросилась на крыльцо.
На третий день — в избушку.
На четвёртый день — на печку.
А потом и совсем Зайца из его избушки выгнала.
Сел Заяц и заплакал.
Шёл мимо Волк:
— О чём, Заюшка, плачешь?
— Обидела меня Лиса! Была у меня избушка лубяная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка Лисы растаяла. Попросилась она в мою избу, а потом меня и выгнала.
— Не плачь, Заюшка, — сказал Волк, — я её выгоню.
— Нет, не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Подошёл Волк к избе и закричал страшным голосом:
— Уыыы... Уыыы... Уходи, Лиса!
А Лиса отвечает Волку:
— Как выскочу,
Как выпрыгну —
Пойдут клочки
По закоулочкам!
Испугался Волк и убежал.
Опять заплакал Заяц.
В.: Ой, ребята, а сказка у Зимушки отличается от той, что мы знаем! Давайте посмотрим, как наша сказка изменится, если Зайчик повстречает девочку Наташу!
Сидит наш Заяц и плачет. Вдруг идёт девочка Наташа.
— Почему ты, Заюшка, плачешь?
— Обидела меня Лиса! Была у меня избушка лубяная, а у Лисы — ледяная. Пришла весна, избушка Лисы растаяла. Попросилась Лиса в мою избу, а потом меня и выгнала.
— Не плачь, Заюшка, — сказала девочка, - пойдём к Лисе, поговорим.
Подошли они к избушке, постучались в дверь.
- Кто там? – спрашивает Лиса
- Это мы – девочка Наташа и Заяц! Пусти нас в избушку, мы с миром пришли!
Открыла Лиса дверь и впустила Наташу и Зайца в избушку.
- Дорогая Лисичка, а тебе не скучно одной жить в такой просторной избушке? Утром одна, днём одна, вечером тоже одна… Я вот компанию люблю! Мне с друзьями веселее!
- Наташа, - отвечает Лиса,- я бы и рада с кем-нибудь дружить, да нет рядом никого.
- А Зайчик? Ведь он сидит возле избушки и плачет.
- Ничего он не плачет! Он ко мне злого Волка приводил, кричал, пугал меня. Я их боюсь!
-Да ведь ты меня, хозяина, из дома выгнала!- закричал Заяц.
- Не хотела я тебя выгонять, просто сильно расстроилась и рассердилась. Ведь моя избушка растаяла, а ты меня к себе не пускал. Вот я и погорячилась. Потом жалела очень.
- Вот и хорошо, - сказала Наташа,- живите тогда вместе, только дружно! Друг друга не обижайте!
Стали Заяц с Лисой вместе жить-поживать да добро наживать! Вот и сказочке – конец, а кто слушал – молодец! (Педагог завязывает платок с «театром»)
В.: Ребята, понравилась вам сказка с таким концом? Чем именно? (Релаксация - ответы детей) Я думаю, что не нужно никого обижать, пугать, выгонять. Лучше дружно жить, помогать друг другу. Вот и Зимушка наша, хоть и злилась, не хотела уходить, но уступает место Весне – Красавице. Давайте поможем Весне поскорее дорогу к нам найти - позовём Солнышко, чтобы оно снег растопило, дорогу Весне показало!
Солнышко-вёдрышко, (вытянутые руки описывают полный круг)
Выгляни в окошко! (руками изображаем окно)
Солнышко, нарядись, (отхлопываем количество слогов у правого уха)
Красное, покажись! (отхлопываем количество слогов у левого уха)
В.: Молодцы, ребята. Пришла нам пора прощаться с гостями! Давайте скажем им «До свидания»! (педагог выводит детей из группы)