12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Гусева252
Кандидат исторический наук, магистр юриспруденции, победитель регионального этапа конкурса "Учитель года", победитель конкурса РИО "История в школе: традиции и новации", победитель конкурса ПНПО (2008, 2010, 2018)
Россия, Саратовская обл., Петровск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Петровска Саратовской области»
















Программа родительского просвещения

по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся

«ЗАЖИГАЕМ ЗВЁЗДЫ ВМЕСТЕ»

10-11 класс











Принято на заседании педагогического совета протокол № __ от «___» __________ 2021 г.











Классный руководитель: Гусева О.В.





Жизнь родителей – это книга, которую читают дети.

Аврелий Августин

Актуальность программы, структура, практическая значимость.

Глобальные социально-экономические изменения в стране сделали необходимым поиск новых форм и методов взаимодействия с родительской общественностью, отвечающих новым тенденциям в профессиональной ориентации школьников. Сегодня родители (законные представители) понимают, что выбор профессии не означает выбор на всю жизнь. У выпускников должны быть сформированы навык проектирования образовательно-профессионального пути, а также компетентность, основанная на мобильности, самообразовании, постоянном саморазвитии. Решение данной задачи предполагает включение в процесс сопровождения профессионального самоопределения школьников родительской общественности. Но, чтобы обеспечить качество обоснованного и адекватного выбора образовательно-профессионального пути выпускниками, родителям (законным представителям) необходимо уметь разбираться в экономической ситуации, кластерной политике региона, страны в целом, видах экономической деятельности, владеть информацией о тенденциях развития рынка образовательных услуг, рынка труда, быть мобильными и креативными. Программа «Зажигаем звёзды вместе» (далее – программа) направлена на повышение компетентности родителей (законных представителей) по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся 10 – 11 класса, активизацию и мотивацию деятельности родителей на участие в реализации программ внеурочной деятельности.

Содержание программы определяется: составом (профессиональной деятельностью, уровнем квалификации) родителей (законных представителей), социальным заказом, тенденциями социально-экономического развития региона. Программа структурирована по 5 модулям. Каждый модуль предусматривает информационное обогащение знаний родителей, их практическую (творческую) деятельность: ознакомление с теоретическим материалом; включение в практическую деятельность родителей (законных представителей) (освоение форм и методов, необходимых для поведения занятий по внеурочной деятельности, исследование, ознакомление с информационными материалами, профориентационными сайтами и т.д.); взаимодействие в творческих группах (разработка фрагментов занятий внеурочной деятельности, профессиональных проб, подбор методов и форм проведения мероприятий, планирование деятельности и др.); ознакомление с возможностями семейного досуга (профориентационные игры, просмотр мультфильмов, видеофильмов, экскурсии на выставки, в музеи и др.); проведение занятий внеурочной деятельности, включающих мастер-классы, профессиональные пробы, презентации, видеофильмы и др.

Практическая часть «Зажигаем звёзды вместе» представлена материалами по отраслям профессиональной деятельности. Продолжительность встречи (заседания) – 60 мин. По темам встреч запланированы материалы для самостоятельного ознакомления. Практическая значимость программы:

для родителей (законных представителей): повышение компетентности по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, возможность самореализации;

для обучающихся: наличие профориентационной образовательной среды; информационное, практикоориентированное (через различные виды трудовой деятельности) сопровождение по выстраиванию образовательно-профессионального пути; повышение уровня готовности к выбору профессии.







Цель и задачи программы.

Цель – создание условий, обеспечивающих активное включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, обеспечивающий эффективность сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачи:

Повысить информированность родительской общественности о мире профессий настоящего и будущего, о современном рынке труда, рынке образовательных услуг и др.

Ознакомить с информационно-методическими материалами, интернет-ресурсами по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Ознакомить с современными формами, методами и технологиями сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Создать творческие группы из числа родителей класса по разработке сценариев и проведению занятий внеурочной деятельности, фрагментов уроков по различным предметам с включением в них профессиональных проб, по проведению мастер-классов, заседаний клуба старшеклассников «Профессиональная карьера» и других профориентационных мероприятий.

Создать мотивационные условия, обеспечивающие активное включение родительской общественности в процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

Программа разработана на основании нормативных правовых документов федерального, регионального и школьного уровней в сфере образования, воспитания и профессиональной ориентации обучающихся:

Конвенция «О правах ребёнка»

Семейный кодекс Российской Федерации

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.


Материально-технические условия реализации программы.

С целью осуществления методической поддержки программы будет сформирован методический фонд программы. В методических материалах будут представлены занятия, которые проходят в форме лекций и семинаров с элементами тренинга. Форма семинаров - тренингов выбрана как наиболее подходящая для эффективного достижения поставленных в программе целей. Семинарско-тренинговая форма дает возможность объединить различные методы работы с аудиторией: дискуссии, практические упражнения, ролевые игры, практикумы и т.д. Важно, что на семинаре -тренинге создаются условия для интерактивного обучения. Это означает, что участники процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В такой форме информация усваивается быстрее, участники вовлекаются в процесс, а сам процесс познания становится легче и интереснее.

5. Результаты реализации Программы.

В результате реализации программы родители познакомятся с приоритетными направлениями социально-экономического развития региона; тенденциями развития рынка труда; профессиональной системой образования; профессиями будущего; информационными профориентационными ресурсами и т.д. Ознакомятся с формами и методами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Разработают сценарии занятий внеурочной деятельности, фрагментов уроков. Проведут мастер-классы, профессиональные пробы, примут участие в проведении заседаний «Профессиональная карьера», в профориентационных конкурсах, конференциях.

План реализации программы.

Месяцы

Темы встреч

Содержание встреч

Творческая деятельность


Модуль 1. «От мечты к успеху!»


Сентябрь 2021 г.

«Знакомимся, планируем, обсуждаем вместе»

«Роль родителей и семейного воспитания в формировании личности ребёнка: что можно сделать для оказания помощи детям в их профессиональном самоопределении? Когда и как нужно учить ребёнка выбирать? А нужно ли это ребенку?»

Знакомство родителей друг с другом. Самопрезентация.

Ознакомление с программами внеурочной деятельности.

Октябрь 2021 г.

Взаимодействие в творческих группах сменного состава:

родители

родители + дети

родители + учителя

родители + дети + учителя


Планирование деятельности на учебный год. Формирование творческих групп по реализации модулей программы. Структура занятий внеурочной деятельности (краткое ознакомление). Проф-ориентационные игры: формы, методы, содержание (краткое ознакомление). Профессиональные пробы: структура, основные компоненты.

Разработка профессиональных проб, отдельных этапов занятия внеурочной деятель-ности. Планирова-ние, подготовка и проведение профо-риентационных мероприятий, конкурсов

Ноябрь 2021 г.

«Зажигаем звёзды вместе»

Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии

Проведение занятий внеурочной деятель-ности. Участие в заседании клуба старшеклассников «Профессиональная карьера», проф-ориентационных мероприятиях, конкурсах

Декабрь 2021 г.

Семейный досуг

Ознакомление с формами и методами профориентации

Семейное творчес-тво: хобби, профес-сиональные увлече-ния. Подготовка к фестивалю-выставке семейного творчества.

Модуль 2. «Наши помощники».

Январь 2022 г.

«Расширяем знания, играя»

«Роль родителей и семейного воспитания в формировании личности ребёнка: где можно получить квалифицированную помощь по вопросам сопровож-дения самоопределения ребенка?». Интернет ресурсы по профориен-тации. Профориентационные сайты. https://navigatum.ru /

http://at­ las100.ru / ;

Ознакомление:

- с федеральным образовательным проектом «Навигатум»

- с «Атласом новых профессий»

- с информацией интернет ресурсов

Февраль 2022 г.

Взаимодействие в творческих группах

Информация по теме с элементами дискуссии: «Профессиональная ориентация в новых социально- экономических условиях: пути и средства реализации».

Возможности использования информационно-методических материалов в образовательном процессе, семейном досуге.

Разработка сценария занятия внеурочной деятельности, про-фессиональных проб, подготовка школьной газеты. Детско-взрослая игротека.

Март 2022 г.

«Зажигаем звёзды вместе»

Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии

Проведение занятий внеурочной деятель-ности. Участие в заседании клуба старшеклассников «Профессиональная карьера», профори-ентационных меро-приятиях, конкурсах.

Представление школьной газеты.

Апрель – май 2022 г.

Семейный досуг

Знакомство с идеальной траекторией современной профориентации, этапами и инструментами

https:// www.navigatum.ru/

Traektoria.pdf

Просмотр:

- мультсериала «Навигатум. Калей-доскоп профессий» https://navigatum.ru/kp.html

- фильма «Письмо из будущего» https://www. youtube. com/watch?v=tezkoZhvEGk

- других фильмов о профессиях.

Модуль 3. «Мир труда и профессий».

Сентябрь 2022 г.

«Путешествуем по миру профессий, заглядывая в будущее»

Мир профессий настоящего и будущего. Тенденции возникно-вения новых профессий.


Региональный рынок труда. Приоритетные направления развития экономики. Клас-терная политика Саратовской области.

Октябрь 2022 г.

Взаимодействие в творческих группах

Производственные процессы приоритетных отраслей экономики региона.

Информационные источники, выставки, конкурсы (из опыта родителей)

Разработка сценариев занятий внеурочной деятельности, пла-нирование сопро-вождения обучаю-щихся в подготовке к мероприятиям и конкурсам

Ноябрь 2022 г.

«Зажигаем звёзды вместе»

Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии

Проведение занятий внеурочной деятель-ности. Участие в профориентационных мероприятиях, конкурсах.

Декабрь 2022 г.

Семейный досуг

Ознакомление с формами и методами профориентации

Обсуждение взаимо-связи отраслей

«10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже»

https://vk.com /@ucheba_rus-10-professii-budu­schego-chto-budet-v-2025-godu-i-pozzhe

Модуль 4. «Проектируем вместе».

Январь 2023 г.

«От идеи к реализованной мечте!»

Роль родителей в формировании навыков проектной деятельности обучающихся

Сопровождение обучающихся по разработке проф-ориентационных проектов

Февраль 2023 г.

Взаимодействие в творческих группах

Подготовка к конференциям.

Участие в заседании клуба старшеклас-сников «Профес-сиональная карьера», конференциях, защита проектов.

Март 2023 г.

«Зажигаем звёзды вместе»

Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии

Фестиваль проектов, разработанных обучающимися под руководством родителей (законных представителей).

Фестиваль-выставка семейного творчества

Апрель

2023 г.

Семейный досуг

Консультации по проектированию образовательно- профессиональных маршрутов

Формирование компетенций «Человека успеха» https://proforientator.ru

Модуль 5. «Рефлексия достижений».

Май 2023 г.

«Ждём новых встреч!»

Развитие навыков рефлексии.

Анализ возможности личностного роста.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 07.08.22 в 17:33 1Ответить Пожаловаться
Работа опубликована в сборнике. Указаны другие авторы.
https://nra-russia.ru/pic/projects/2018/10/20/01/sbornik-cprp.pdf



Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.