Программа родительского просвещения по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся «Зажигаем звёзды вместе» (10-11 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Петровска Саратовской области»
Программа родительского просвещения
по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся
«ЗАЖИГАЕМ ЗВЁЗДЫ ВМЕСТЕ»
10-11 класс
Принято на заседании педагогического совета протокол № __ от «___» __________ 2021 г.
Классный руководитель: Гусева О.В.
Жизнь родителей – это книга, которую читают дети.
Аврелий Августин
Актуальность программы, структура, практическая значимость.
Глобальные социально-экономические изменения в стране сделали необходимым поиск новых форм и методов взаимодействия с родительской общественностью, отвечающих новым тенденциям в профессиональной ориентации школьников. Сегодня родители (законные представители) понимают, что выбор профессии не означает выбор на всю жизнь. У выпускников должны быть сформированы навык проектирования образовательно-профессионального пути, а также компетентность, основанная на мобильности, самообразовании, постоянном саморазвитии. Решение данной задачи предполагает включение в процесс сопровождения профессионального самоопределения школьников родительской общественности. Но, чтобы обеспечить качество обоснованного и адекватного выбора образовательно-профессионального пути выпускниками, родителям (законным представителям) необходимо уметь разбираться в экономической ситуации, кластерной политике региона, страны в целом, видах экономической деятельности, владеть информацией о тенденциях развития рынка образовательных услуг, рынка труда, быть мобильными и креативными. Программа «Зажигаем звёзды вместе» (далее – программа) направлена на повышение компетентности родителей (законных представителей) по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся 10 – 11 класса, активизацию и мотивацию деятельности родителей на участие в реализации программ внеурочной деятельности.
Содержание программы определяется: составом (профессиональной деятельностью, уровнем квалификации) родителей (законных представителей), социальным заказом, тенденциями социально-экономического развития региона. Программа структурирована по 5 модулям. Каждый модуль предусматривает информационное обогащение знаний родителей, их практическую (творческую) деятельность: ознакомление с теоретическим материалом; включение в практическую деятельность родителей (законных представителей) (освоение форм и методов, необходимых для поведения занятий по внеурочной деятельности, исследование, ознакомление с информационными материалами, профориентационными сайтами и т.д.); взаимодействие в творческих группах (разработка фрагментов занятий внеурочной деятельности, профессиональных проб, подбор методов и форм проведения мероприятий, планирование деятельности и др.); ознакомление с возможностями семейного досуга (профориентационные игры, просмотр мультфильмов, видеофильмов, экскурсии на выставки, в музеи и др.); проведение занятий внеурочной деятельности, включающих мастер-классы, профессиональные пробы, презентации, видеофильмы и др.
Практическая часть «Зажигаем звёзды вместе» представлена материалами по отраслям профессиональной деятельности. Продолжительность встречи (заседания) – 60 мин. По темам встреч запланированы материалы для самостоятельного ознакомления. Практическая значимость программы:
для родителей (законных представителей): повышение компетентности по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, возможность самореализации;
для обучающихся: наличие профориентационной образовательной среды; информационное, практикоориентированное (через различные виды трудовой деятельности) сопровождение по выстраиванию образовательно-профессионального пути; повышение уровня готовности к выбору профессии.
Цель и задачи программы.
Цель – создание условий, обеспечивающих активное включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, обеспечивающий эффективность сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи:
• Повысить информированность родительской общественности о мире профессий настоящего и будущего, о современном рынке труда, рынке образовательных услуг и др.
• Ознакомить с информационно-методическими материалами, интернет-ресурсами по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
• Ознакомить с современными формами, методами и технологиями сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
• Создать творческие группы из числа родителей класса по разработке сценариев и проведению занятий внеурочной деятельности, фрагментов уроков по различным предметам с включением в них профессиональных проб, по проведению мастер-классов, заседаний клуба старшеклассников «Профессиональная карьера» и других профориентационных мероприятий.
• Создать мотивационные условия, обеспечивающие активное включение родительской общественности в процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Программа разработана на основании нормативных правовых документов федерального, регионального и школьного уровней в сфере образования, воспитания и профессиональной ориентации обучающихся:
Конвенция «О правах ребёнка»
Семейный кодекс Российской Федерации
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.
Материально-технические условия реализации программы.
С целью осуществления методической поддержки программы будет сформирован методический фонд программы. В методических материалах будут представлены занятия, которые проходят в форме лекций и семинаров с элементами тренинга. Форма семинаров - тренингов выбрана как наиболее подходящая для эффективного достижения поставленных в программе целей. Семинарско-тренинговая форма дает возможность объединить различные методы работы с аудиторией: дискуссии, практические упражнения, ролевые игры, практикумы и т.д. Важно, что на семинаре -тренинге создаются условия для интерактивного обучения. Это означает, что участники процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В такой форме информация усваивается быстрее, участники вовлекаются в процесс, а сам процесс познания становится легче и интереснее.
5. Результаты реализации Программы.
В результате реализации программы родители познакомятся с приоритетными направлениями социально-экономического развития региона; тенденциями развития рынка труда; профессиональной системой образования; профессиями будущего; информационными профориентационными ресурсами и т.д. Ознакомятся с формами и методами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Разработают сценарии занятий внеурочной деятельности, фрагментов уроков. Проведут мастер-классы, профессиональные пробы, примут участие в проведении заседаний «Профессиональная карьера», в профориентационных конкурсах, конференциях.
План реализации программы.
Месяцы | Темы встреч | Содержание встреч | Творческая деятельность | |
Модуль 1. «От мечты к успеху!» | ||||
Сентябрь 2021 г. | «Знакомимся, планируем, обсуждаем вместе» | «Роль родителей и семейного воспитания в формировании личности ребёнка: что можно сделать для оказания помощи детям в их профессиональном самоопределении? Когда и как нужно учить ребёнка выбирать? А нужно ли это ребенку?» | Знакомство родителей друг с другом. Самопрезентация. Ознакомление с программами внеурочной деятельности. | |
Октябрь 2021 г. | Взаимодействие в творческих группах сменного состава: родители родители + дети родители + учителя родители + дети + учителя | Планирование деятельности на учебный год. Формирование творческих групп по реализации модулей программы. Структура занятий внеурочной деятельности (краткое ознакомление). Проф-ориентационные игры: формы, методы, содержание (краткое ознакомление). Профессиональные пробы: структура, основные компоненты. | Разработка профессиональных проб, отдельных этапов занятия внеурочной деятель-ности. Планирова-ние, подготовка и проведение профо-риентационных мероприятий, конкурсов | |
Ноябрь 2021 г. | «Зажигаем звёзды вместе» | Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии | Проведение занятий внеурочной деятель-ности. Участие в заседании клуба старшеклассников «Профессиональная карьера», проф-ориентационных мероприятиях, конкурсах | |
Декабрь 2021 г. | Семейный досуг | Ознакомление с формами и методами профориентации | Семейное творчес-тво: хобби, профес-сиональные увлече-ния. Подготовка к фестивалю-выставке семейного творчества. | |
Модуль 2. «Наши помощники». | ||||
Январь 2022 г. | «Расширяем знания, играя» | «Роль родителей и семейного воспитания в формировании личности ребёнка: где можно получить квалифицированную помощь по вопросам сопровож-дения самоопределения ребенка?». Интернет ресурсы по профориен-тации. Профориентационные сайты. https://navigatum.ru/ http://atlas100.ru/ ; | Ознакомление: - с федеральным образовательным проектом «Навигатум» - с «Атласом новых профессий» - с информацией интернет ресурсов | |
Февраль 2022 г. | Взаимодействие в творческих группах | Информация по теме с элементами дискуссии: «Профессиональная ориентация в новых социально- экономических условиях: пути и средства реализации». Возможности использования информационно-методических материалов в образовательном процессе, семейном досуге. | Разработка сценария занятия внеурочной деятельности, про-фессиональных проб, подготовка школьной газеты. Детско-взрослая игротека. | |
Март 2022 г. | «Зажигаем звёзды вместе» | Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии | Проведение занятий внеурочной деятель-ности. Участие в заседании клуба старшеклассников «Профессиональная карьера», профори-ентационных меро-приятиях, конкурсах. Представление школьной газеты. | |
Апрель – май 2022 г. | Семейный досуг | Знакомство с идеальной траекторией современной профориентации, этапами и инструментами https:// www.navigatum.ru/ Traektoria.pdf | Просмотр: - мультсериала «Навигатум. Калей-доскоп профессий» https://navigatum.ru/kp.html - фильма «Письмо из будущего» https://www. youtube. com/watch?v=tezkoZhvEGk - других фильмов о профессиях. | |
Модуль 3. «Мир труда и профессий». | ||||
Сентябрь 2022 г. | «Путешествуем по миру профессий, заглядывая в будущее» | Мир профессий настоящего и будущего. Тенденции возникно-вения новых профессий. | Региональный рынок труда. Приоритетные направления развития экономики. Клас-терная политика Саратовской области. | |
Октябрь 2022 г. | Взаимодействие в творческих группах | Производственные процессы приоритетных отраслей экономики региона. Информационные источники, выставки, конкурсы (из опыта родителей) | Разработка сценариев занятий внеурочной деятельности, пла-нирование сопро-вождения обучаю-щихся в подготовке к мероприятиям и конкурсам | |
Ноябрь 2022 г. | «Зажигаем звёзды вместе» | Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии | Проведение занятий внеурочной деятель-ности. Участие в профориентационных мероприятиях, конкурсах. | |
Декабрь 2022 г. | Семейный досуг | Ознакомление с формами и методами профориентации | Обсуждение взаимо-связи отраслей «10 профессий будущего: что будет в 2025 году и позже» https://vk.com/@ucheba_rus-10-professii-buduschego-chto-budet-v-2025-godu-i-pozzhe | |
Модуль 4. «Проектируем вместе». | ||||
Январь 2023 г. | «От идеи к реализованной мечте!» | Роль родителей в формировании навыков проектной деятельности обучающихся | Сопровождение обучающихся по разработке проф-ориентационных проектов | |
Февраль 2023 г. | Взаимодействие в творческих группах | Подготовка к конференциям. | Участие в заседании клуба старшеклас-сников «Профес-сиональная карьера», конференциях, защита проектов. | |
Март 2023 г. | «Зажигаем звёзды вместе» | Информирование родителей (законных представителей) о мероприятии | Фестиваль проектов, разработанных обучающимися под руководством родителей (законных представителей). Фестиваль-выставка семейного творчества | |
Апрель 2023 г. | Семейный досуг | Консультации по проектированию образовательно- профессиональных маршрутов | Формирование компетенций «Человека успеха» https://proforientator.ru | |
Модуль 5. «Рефлексия достижений». | ||||
Май 2023 г. | «Ждём новых встреч!» | Развитие навыков рефлексии. Анализ возможности личностного роста. |
Легоцкая Вера Сергеевна