Публикация «Проблемы профориентации, профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»
ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
М.А.Пазлиева,
ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г.Каменск-Уральский
Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как А.А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина.[3]
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья– это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.
Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.[2]
Социальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:
1. Выбор образовательного учреждения.
2. Подбор образовательных программ и методик.
3. Личностно-ориентированный процесс обучения.
4. Психолого-медико-социальное сопровождение.
5. Предпрофессиональное и профессиональное самоопределение в целях социальной интеграции и самореализации личности.
Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов – дворников, сантехников, вахтеров, санитарок и других.
Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.
Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья она должна охватывать учеников во всех типах учебных заведений. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями. В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и конечно же медицинском диагнозе субъекта профессионального выбора.
Для этого специалисты ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1» определяют следующие этапы:
1. Предварительный – решаются следующие задачи:
- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
- развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;
- формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;
- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.
Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии. Для реализации данного этапа подключаются все педагоги школы: классные руководители, воспитатели, учителя технологии.
2. Диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его индивидуальных особенностей. Реализует данный этап педагог-психолог нашей школы, она подбирает адекватные, адаптированные для детей с ОВЗ методики и опросники.
3. Третьим этапом является формирующий, на котором происходит:
- развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности;
- развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности;
- сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка тему). На протяжении нескольких лет на этом этапе подключаем медицинский персонал, специалистов Городского Центра занятости: психологи, социологи.
В рамках Программы воспитания и социализации в ОУ реализуется социальный проект.
Соц. проект «Мой выбор»
Участники проекта: обучающиеся 9 класса
Цель проекта: Включение обучающихся в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка.
Задачи:
Обогащение представлений детей о мире профессий;
Выявление интересов, склонностей, способностей;
Развитие свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности;
Стимулирование размышления детей о перспективах личностного и профессионального самоопределения;
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков;
Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Планируемые результаты:
У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
- о видах профессий;
- о медицинских и профессиональных требованиях;
- о повышении квалификации и профессионального роста;
- о состоянии рынка труда.
В течение учебного года 9 классники посещали Городской Центр занятости. Специалисты Центра социологи и психологи проводили с обучающимися анкетирование, тестирование, компьютерную диагностику, были организованы встречи с людьми востребованных рабочих специальностей.
Элективный курс « Я и моя профессия», автор Г.В.Резапкина
Задачи курса:
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Цели программы:
• Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ;
• Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры;
• Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Литература
1. Аверчиев, Ю. П. О совершенствовании трудового обучения воспитания и профориентации школьников Текст. / Ю. П. Аверчиев // Школа и производство. 1978. -№ 5. - С. 16-21.
2. вместе-для-детей.рф/tinybrowser/files/biblioteka/met.../prof-samoopredelenie.doc Проблемы профориетации детей с ОВЗ
3. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во
вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.
4. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
5. Поставская В. А. Воспитание самостоятельности на уроках
естествознания. Учпедгиз. 1953.
6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог.школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР.-М. :Педагогика, 1979.-176с.
7. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.