12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Танченко Татьяна Владимировна2366
Россия, Калужская обл., Льва Толстого

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена, в 21в. она становится первостепенной. В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.

По мнению специалистов - медиков, причины 75% болезней человека возникают в детские годы. Возраст от 1 года до 15 лет наиболее благоприятен для сохранения будущего здоровья.

По результатам исследований российских психологов учащиеся начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5-3 часов. К этому следует добавить время, проведенное перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучения от сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально- экономические и экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия и т.д. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в школе связаны времени его бодрствования. В тоже время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Результаты изучения состояния здоровья учащихся говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья детей снижаются. Это подтверждают следующие статистические данные:

1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.

3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны.

4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Здоровье школьников год от года ухудшается. Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает частота заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и, как следствие, снижение качества знаний. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз- нарушение осанки, в 4 раза- нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.

Работая учителем начальных классов при организации учебной деятельности, я уделяю внимание следующим факторам:

комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;

соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения ( наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответсвующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д);

проветривание до и после занятий и частичное - на переменах;

правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся);

построение урока с учетом работоспособности учащихся;

благоприятный эмоциональный настрой;

проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Мои требования к уроку с точки зрения здоровьесбережения:

светлый, чистый, просторный класс;

доброжелательный учитель;

урок начинается после вводного слова учителя, с которым устанавливается контакт между учителем и учениками;

урок должен быть четко организован (в нем должны присутствовать различные виды деятельности учащихся, каждым видом деятельности учащиеся занимаются 7-10 минут, таких видов деятельности должно быть не меньше 4-5);

между видами деятельности должны быть разрядки в виде физкультминуток, шуток, отвлекающих моментов (самый трудный вид деятельности идет 2-м, 3-м этапом урока);

авансирование успеха и вера в каждого ученика.

В процессе обучения я соблюдаю следующие условия здоровьесбережения:

включение в жизненный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучении, помощь в «присоединении» нового знания к прежнему знанию и опыту, обеспечение каждому ребенку возможности понимания;

представление научных, в частности математических, понятий и способов действий на языке и средствами, доступными учащимся;

понимание учителем математического знания как источника обогащения речи школьников новыми языковыми средствами и формами;

исключение перегрузки учащихся информацией, её непротиворечивость.

Работая в школе 39 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения. В практике моей деятельности это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, привитие элементарных гигиенических навыков, правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.), чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью, в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий, через обучение педагогического коллектива, в работе с семьей (родительский лекторий). Таким образом, в сфере деятельности находятся все составляющие образовательных технологий: организационно- педагогическая, психолого- педагогическая, информационная и физкультурно- оздоровительная.

Организационно- педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляет сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что обращаю внимание – это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического и статистического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов.

Шкала трудности предметов для младших классов.


п\п

Предмет

балл

1.

Математика

8

2.

Русский язык

7

3.

Окружающий мир

6

4.

Литературное чтение

5

5.

Иностранный язык

7

6.

Изобразительное искусство

3

7.

Музыка

3

8.

Технология

2

9.

Физическая культура

1

Учебные предметы распределяем по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные предметы по возможности распределяем по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планируем как облегченный день. При этом пользуемся «Гигиенически рациональными характеристиками школьного расписания».

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей технологии.

1. Построение урока на основе закономерностей учебно–воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно- воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков,рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Уроки строятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменяется другим. Во время урока уделяется внимание правильной посадке учащихся. Ежемесячно меняется положение каждого ученика в классе по отношению к источнику света. Проводятся специальные физкультминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковая гимнастика для расслабления мышц пальцев рук. Используются массажные коврики, которые помогают разнообразить физкультминутки и динамические переменки. Очень важным является положительный эмоциональный настрой учащихся на работу, предоставление возможности разностороннего восприятия учебной информации (через слух, зрение), атмосфера взаимного уважения в коллективе, психологический комфорт.

Для создания здоровьесберегающей среды на уроке используются специальные приемы и методики.

Режим смены динамических поз (применяется вариант без использования специальной мебели- конторок). Во время урока дети работают то сидя, то двигаясь по классу. Переход из одного положения в другое происходит по команде учителя. Если ученик не испытывает потребности в смене поз, учитель не настаивает. Главное в этой технологии- не продолжительность нахождения в том положении, а сам факт смены позы.

Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, располагаются в любой точке класса. Учащиеся всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом тренируют глазные мышцы.

Методика сенсорно- координаторных упражнений « Четыре угла». В углах кабинета размещаются иллюстрации, схемы, карточки со словами, числами, фигурами, правилами. Предлагается выбрать нужную карточку, составить пары, найти «лишнее», восстановить последовательность. Применение этой методики развивает зрительно- моторную реакцию, скорость ориентации в пространстве. На каждый вопрос учащиеся совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем.

Поступление ребёнка в школу – большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, иному ритму жизни. Для того, чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего особого. Необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести организму пользу.

Приветствие и прощание – этапы каждого урока, которые вырабатываются совместно. На уроке многое решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса и не получится урок. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учащихся. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу .Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведет урок, ответ учащихся – реакция на заявку.

Помогают активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать через нос. Дыхательные упражнения проводятся в зависимости от времени года.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили – встают, кладут прописи, дожидаются остальных. Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы детям после продолжительности чтения или письма. На уроках математики во время выполнения физических упражнений дети больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры. А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования ( игра «Умная лесенка», «Волшебный мяч» и т.д.)! Психологической наукой доказано, что процесс познания другого человека тесным образом взаимосвязан с процессом познания себя. Используя на уроках упражнения на рефлексию , создаётся условие для познания и осознания учеником самого себя. Рефлексия как заключительная часть урока обращает ученика мысленно ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению роста ученика.

Оздоровительные минутки.

Гимнастика для глаз.

Если глаза устали, выполняются упражнения:

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. ( повторяется 5 раз)

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. (повторяется 10 раз)

Вытяните вперёд руку Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отведите обратно. ( повторяется 5 раз).

Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Держи осанку.

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное( 20- 30 с.) .Медленно вернитесь в исходное положение . Встряхните кисти.

Самомассаж ушей.

Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Массаж пальцев рук.

Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

Такой же массаж дети делают дома со стопами.

Деревце.

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. ( выполняется 15-20с.)

Виды рефлексии.

Рисуем настроение.

На общем листе ватмана с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка. Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

Метод пяти пальцев.

М(мизинец) –мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (большой)- близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог,чем порадовал и чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Солнышко.

Моё настроение похоже на :

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку;

тучку с дождиком;

тучку с молнией.

Состояние моей души. Д

Г Комфортно

В Уверен в своих силах

Б Хорошо

А Плохо

Скверно

Учащиеся берут изображение человечка и ставят его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию души.

Выбери утверждение.

Всё понял, могу помочь другим.

Всё понял.

Могу, но нужна помощь.

Ничего не понял.

Интересный, хороший.

Отличный.

Запомню надолго.

Однообразный.

Скучный.

День.

Урок.

Праздник.

Ощущал себя:

Хорошо,

Уверенно,

Смело.

Гордо,

Комфортно,

Глупо,

Неуверенно,

Испуганно,

Грустно.

С целью сохранения здоровья детей рабочий день начинаем с проветривания класса и проведения гимнастики, которая служит организованным и мобилизующим фактором. Комплекс состоит из 6 – 10 общеразвивающих упражнений:

ходьба с носка, руки на поясе;

Основная часть – движение головой: вниз- вверх – на 2 счета, влево- вправо- на 2 счета ( повторить 4 раза);

движение плечами: поочерёдно поднять и опустить плечи – на 4 счёта ( повторить 4 раза);

движение руками: руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны – на 4 счёта ( повторить 4 р.);

упражнения для талии: руки на поясе, наклоны корпуса вперёд, назад, поворот корпуса влево, вправо – на 4 счёта ( повторить 4 раза);

танцевальные шаги под музыку: шаг вправо, левую приставить, хлопок, шаг влево, правую приставить, хлопок; шаг вперед левой ногой, правую приставить, хлопок; шаг вперед правой ногой – левую приставить, хлопок( повторить 2 раза);

упражнения для ступней: плавное движение с носка на пятку и с пятки на носок – на 2 счета(пов-торить 8 раз);

растягивание тела, позвоночника: правую ногу отставить, коснуться рукой правой ступни, вернуться в и.п.; левую ногу отставить, коснуться рукой левой ступни, вернуться в и.п.(повторить 4 раза);

прыжки на месте: ноги в стороны, руки вверх; выдох, руки вниз ( повторить 4 раза);

дыхательные упражнения: вдох, руки вверх; выдох, руки вниз ( повторить 4 раза);

Заключительная часть – творчество детей ( игры малой подвижности, свободные движения под музыку). Выполняется в течение 6 – 8 минут.

При составлении комплекса физических упражнений учитывается, с какого урока начинается учебный день. Если первый урок – русский язык, включаются упражнения для развития мышц кисти; если литературное чтение, то в комплекс следует включить упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. В течение урока должны 4- 6 раз меняться виды учебной деятельности, причем средняя их продолжительность не должна превышать 8 минут. На 8-й и 20-й минутах урока необходимо провести физкультурную минутку, которая поможет снять утомление. Виды физкультминуток: упражнения для снятия утомления; упражнения для кистей рук ( пальчиковая гимнастика ); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.

Кроме этого полезны динамические паузы. Их, как правило, проводят на третьем уроке в хорошо проветренном классе, а в хорошую погоду на школьном дворе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры. Каждое упражнение выполняется 4 – 6 раз.

Мяч по кругу.

Играющие стоят по круг лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч соседу вправо или влево. Водящий находится за кругом и старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснется мяча, становится водящим, а водящий занимает его место .Выигрывают играющие, которые не были водящими. Можно образовывать два – три круга и назначать соответственно столько же водящих.

Особенно эффективны физкультминутки, которые проводят сами дети. Физкультминутки с использованием стихотворений способствуют ещё и развитию памяти. Как показывает практика, большой эффект дает проведение подвижных перемен. Они помогают снять усталость и способствуют физическому развитию. Дети после активных перемен сплачиваются, изменяется статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Некоторые упражнения, психологическое назначение которых – развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу.

Близнецы.

Дети встают между партами , кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

присесть;

встать;

встать на пальчики;

наклониться влево;

наклониться вправо;

прогнуться назад;

постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.

Клоуны.

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

брови свести и развести;

глаза прищурить, затем широко открыть;

губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать;

шею максимально вытянуть, затем опустить;

плечи максимально свести и развести;

руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учебе.

Упражнения выполняются один – два раза.

Непоседливым, не умеющим ни на чем сосредоточиться полезна релаксация « Поза покоя» (дети находятся в удобных для них позах). Учитель медленно, тихим голосом произносит:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.

Методика зрительно-координационных упражнений.

На стене находится схема-тренажер: красный наружный овал, зеленый внутренний, коричнево-золотистый крест, ярко-голубая восьмерка. Учащиеся несколько раз пробегают по разноцветному тренажеру глазами. При этом они осуществляют непроизвольные движения головой, шеей, туловищем, в результате снимается статическое мышечное напряжение. По мнению В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение за учебный год.

Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата используется дыхательная гимнастика, успокаивающее (вдох-выдох-пауза) и мобилизующее дыхание (вдох-пауза-выдох).

Самомассаж, в том числе, точечный, улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний. Проводится массаж рук, ушей, головы, крыльев носа.

Элементы цветотерапии и музыкотерапии. Оформляются таблицы и схемы разных цветов. На доске школьники пишут мелом разного цвета. Известно, что красный цвет усиливает мышечную деятельность, укрепляет память, желтый – стимулирует зрение, тонизирует нервную систему, улучшает умственные способности, зеленый – лечит простудные заболевания, снимает нервозность и раздражительность, обостряет слух, синий – успокаивает утомленные глаза и нервы.

Прослушивание музыки также благоприятно воздействует на организм: человек меньше устает и выполняет больший объем нагрузки. Классическая музыка избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка В.А. Моцарта. Все его произведения рекомендуются для прослушивания при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения учебного материала. Определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации (в том случае она должна звучать тихо).

Я стараюсь в своей практике предвидеть возможный характер понимания школьниками учебного материала, доступность изучения, проверяю на непротиворечивость и корректность тексты описаний математических понятий и их свойств, правил, заданий и т.д., стараюсь предвидеть последствия влияния содержания учебного материала и формы его представления на психологическое состояние учащегося, в частности эмоциональное и физическое.

Соблюдение данных условий позволяет обеспечить положительное эмоциональное состояние школьников в процессе обучения. Эмоциональное состояние служит катализатором и индикатором общего состояния здоровья.

В своей работе стараюсь избегать приемов, форм и методов, которые приводят к отрицательным последствиям, таким как:

физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения;

отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом и к однообразной учебной работе по математике;

повышенная тревожность и незащищенность из-за непонимания изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможности подготовиться к этой работе.

Для преодоления указанных последствий я применяю соответствующие средства:

1-я группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения математике. К этой группе отношу физические упражнения. Это различные физкультминутки, не содержащие обучающих математике элементов, например: «перемена поз» и упражнений для глаз; упражнения, стимулирующие биологически активные точки; комплекс физических упражнений – наклонов, приседаний, вращательных движений рук и т.д. Я убедилась в том, что реальную пользу физкультминутки приносят только тогда, когда упражнения действительно способствуют оздоровлению детей; они сгруппированы по влиянию на определенные органы и системы организма.

Обучаясь в школе, ребенок вынужден длительное время сидеть за партой. Это влечет за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушение осанки. Одним из приемов активизации организма является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя».

Очень эффективны специальные упражнения для глаз. Это упражнения на движение глаз по специальной схеме «зрительно-двигательных траекторий». Схема содержит пять траекторий для движения глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке. Упражнения выполняются стоя 10-15 раз.

Важное место в системе «физкультминуток» должна занять психогимнастика – упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики, на развитие умения общаться со сверстниками, выражать свои чувства и др. Психогимнастика поможет сформировать положительные черты характера, изжить страхи. Применение данных средств позволяет формировать положительные черты характера. Дети стали уравновешеннее, ушла агрессивность в общении со сверстниками, изжит страх перед учителем на уроках.

2-я группа включает средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие. К этой группе относятся физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий. Например, учащиеся, выполняя двигательные упражнения, сопровождают их определенными дополнительными действиями: выполняют измерения ногами; проговаривают правила или ряды чисел и т. д. Здесь можно выполнять «живые построения», когда учащимся предлагается изобразить, взявшись за руки, какую-либо геометрическую фигуру. Этот же прием использую при знакомстве с задачами на движение. Кроме физического и математического развития при соприкосновении рук возникает чувство защищенности, единства, близости.

3-я группа включает средства, которые называются «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. Такие задания по математике представляются с помощью ярких картинок, включаются в занимательный сюжет. Вначале детей привлекает яркая изобразительная или словесная форма. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на математическое содержание заданий. Например, предлагаются задачи в рифмованной форме, задания – игры и т.д.

Свою работу я организую так, чтобы каждый ученик получил возможность работать в зоне своего ближайшего развития, т.к. у различных учащихся различные возможности, но есть возможность выбора заданий. Поэтому я лишь регламентирую время выбора заданий. Такая организация самостоятельной работы повышает производительность учебного труда многократно. Здесь уместна взаимопроверка или совместная проверка учащимися, сидящими рядом, задания. Тогда дети получают дополнительные обучающие возможности и возможность лучше узнать своего товарища по парте.

Сюда же можно отнести задания творческого характера, в которых требуется что-либо открыть (например, закономерность, новые свойства и т. д.), сделать прогноз. Такие задания заставляют ученика размышлять, пробовать, ошибаться и все-таки находить варианты правильных ответов, выражать свое мнение.

Здесь же даю задания с практической направленностью. Например, подсчитать пульс и количество дыхательных движений в покое. Повторить измерения после пяти (2 кл.) или десяти (4 кл.) приседаний. Ответить на вопрос: на сколько и почему увеличились показатели. Сделать вывод: человек работает не столько ногами, сколько легкими и сердцем.

Положительное влияние на здоровье учащихся оказывает интерес с применением увлекательного материала. Я воспитываю этот интерес через целеполагание и отбор интересного материала.

Физкультурные минутки и паузы во время уроков

Например, гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.

1. Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

5. Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа.

Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

6. Часики. Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке,

а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону. Поочередно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем – правой.

Упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление).

1. И.П.- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать ладошки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

2. И.П.- дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).

Упражнения для кистей рук.

1. Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

2. Здравствуйте. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки. Подушечками пальцев одной руки дети поочерёдно касаются подушечками пальцев другой руки.

3. Лепим снежки. Дети показывают, как они лепят снежки и бросают только в цель.

4. Деревья. Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки»- опускаются пальчики. Потом «веточки»- кисти, «ветви» - предплечья; « деревья уснули» - опускаются руки.

Физкультурную минутку для учащихся можно провести и таким образом:

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох).

Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой).

Покрутили головой и усталость вся долой;

Прочь прогоним лень и скуку,

Разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);

Встали дружно. Наклонились

Раз - вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим (ходьба на месте).

По местам пора садиться

И опять начать учиться (дети садятся за парты).

Нестандартные типы уроков

1. Аукцион знаний

2. Использование сказочного сюжета

3. Круглый стол

4. Межпредметный интегрированный урок

5. Ролевая игра

6. Смотр знаний

7. Урок – викторина

8. Урок – игра

9. Урок – КВН

10. Урок – конкурс

11. Урок – лекция

12. Урок – путешествие

13. Урок – соревнование

14. Урок – состязание

15. Урок – спектакль

16. Урок – турнир

17. Урок творчества

18. Урок фантазирования

Комплекс упражнений.

Упражнения для психологической разгрузки.

Изобразите своё настроение.

Изобразите состояние своего внутреннего «Я».

Где бы вы сейчас хотели оказаться – изобразите это место.

Упражнения для профилактики утомления глаз.

(Если устали глаза, стали плохо различать текст, появились неприятные ощущения, «песок в глазах»):

1. Пальминг (упражнение Бейтса).Наложить 2 руки ладошками вверх так, чтобы первые фаланги мизинцев были соединены. Согнуть ладошки в пригорошни и наложить на глаза, опираясь на костную (не хрящевую) часть носа. Глаза должны свободно открываться под ладонями. Света не должно быть видно. Представить себе что-то бархатно-чёрное (муравья, ползущего по розе; точку не белой бумаге; чёрную букву. Если это удаётся, то глаза отдохнули.

2. Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребёнком самостоятельно, на саморегуляции.

3. Широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.

4. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

5. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

6. Вытянув правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

7. Потрите ладони друг о друга и прикройте ими закрытые глаза на 1 минуту. Откройте глаза, повторите 5-7 раз.

Упражнения, корректирующие осанку.

1. «Память тела». Хоть бы раз в день подходить к стенке, прижаться к ней спиной так, чтобы к ней прикасались пятки, ягодицы, лопатки, затылок, а между поясницей и стеной свободно проходила ладонь. Закрыть глаза, запомнить ощущения тела. Сохраняя эти ощущения, поднять одну ногу, постоять на ней одну-две минуты. Повторить с другой ногой.

2. «Физкультура сидя». Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке.

Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом – обе.

3. Глубокое дыхание. Представить, что в животе надувается мячик на счёт 1-3, на 4 – сдувается выдох.

4. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.

5. «Огонёк». Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнять вращательные движения вверх-вниз.

6. «Постукивание». Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясём руками. «Массаж подушек пальцев».

7. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

8. Ходьба обычная.

9. Ходьба на пятках, руки на поясе.

10. Ходьба на носках, руки за головой.

11. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Требования к организации и проведению физкультминуток

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки). Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, в парах, в группах.

Примеры физкультминуток:

1. На регуляцию психического состояния.

«Не боюсь» В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

2. Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

3. Физкультминутки на общее развитие организма детей (конечностей и туловища).

«Петрушка»

Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.

«Потягивание кошечки»

Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)

4. Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(Дети медленно разгибают пальцы из кулаков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).

«Божьи коровки»

Божьей коровки папа идет,

Следом за папой мама идет,

За мамой следом детишки идут,

Вслед за ними самые малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками черненькими.

Папа семейку учиться ведет.

А после школы домой заберет.

(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу,

на вторую – то же левой рукой.

На третью и четвертую – обеими руками вместе.

На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.

На шестую – постучать указательными пальцами по столу.

На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.)

Наши пальцы так трудились,

Хорошо писали.

Они так старались,

А теперь устали.

Мы немного отдохнем,

С силой кулаки сожмем.

Пальцы разжимаем

И опять сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно ими помахать.

Мы в ручей руки опускаем,

И усталость с пальцев

Мы водой снимаем.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.