12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панкрашина Наталья Владимировна30

v

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

Здоровья детей сегодня настолько актуально, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – физическое состояние или обучение”. «Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.» Говорил французский моралист Жан де Лабрюйер.
Такая обеспокоенность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало причин. За последнее время в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам хронических болезней. Большую ответственность за сложившуюся ситуацию несет система образования. Время взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под систематическим, почти каждодневным контролем со стороны педагогов и медиков. По оценкам различных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными десятилетней давности. Считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог спокойно относиться к неблагополучному и прогрессирующему, ухудшающемуся состоянию здоровья своих учеников? Анализируя на этот вопрос, в последние два, три года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

«Школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик–учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, патологии нервной системы, сердечно-сосудистой системы и т. д.

На уроках естествознания, частности -географии можно органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания , как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает: наличие эмоциональных разрядок на уроках;

учитывать физиологические и возрастные особенности ученика на занятиях;

использование релаксационных упражнений;

дозировка домашнего задания;

использование физкультурных пауз на уроках.

На сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе . Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти и развивает психические процессы. Использование ИКТ на уроках географии позволяет ученикам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по разным темам. Сегодня существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Использование их на уроках демонстрационных средств (атласы, слайды, рисунки, картины, анимации, видеоматериалы, киноматериалы, презентации, интернетресурсы) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Очень познавательны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Часто уроки из электронных учебников не соответствуют специфике класса по уровню обученности, психофизических особенностей. Учитель создает и использует самстоятельно разработанные уроки и мероприятия с ИКТ. Часто в работе используется демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеоуроков, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи различных программ. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Типы уроков с использованием презентаций в программах:

1) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

2) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;

3) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;

Продвижение в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной, географической культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Судя по всему, использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Стратегия объединения обучения дает возможность учителю создать условия обучающимся не только для усвоения конкретных знаний и выработки умений, но и овладения способами их применения в различных ситуациях.

Применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке.

Все это, способствует повышению стимула, творческой активности и вместе с этим укреплению здоровья, самочувствия учеников.

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра по силам даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и смекалка, сообразительность и изобретательность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Среда увлеченности, ощущение что реально можно выполнить задания, создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с урочной системой.

Подростков очень увлекают путешествия и странствия. Для них актуально проводить уроки – экспедиции, уроки – путешествия, уроки-виртуальные экскурсии. В 6 классе «Путешествие капельки» (по теме: Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме: Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с учениками 7 класса можно путешествовать по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме: Мировой океан), «Вверх по течению Амазонки» (Южная Америка). «По следам Беллинсгаузена и Лазарева» (Антарктида), «В царстве бурого медведя» (Евразия).

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.



Список литературы:

1. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей.- М.: Просвещение, 1992

2. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа.- М.: Просвещение, 1988.

3. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.