Предварительный просмотр презентации
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии с использованием игровых форм обучения Зайцева Светлана Дмитриевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ ВСШ № 27, г. Новосибирск
Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья. Н.Г. Чернышевский
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки в повседневной жизни
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
В организации и проведении уроков применяю: Частые смены одной деятельности другой; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, дискуссия, семинары); наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов; интерактивные и игровые технологии; физкультминутки, музыкальные паузы и другие оздоровительные моменты на уроке
Работа в группах по теме «горные породы» План описания горных пород 1. Плотная или рыхлая горная порода? 2. Кристаллическая или землистая? 3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен): крупнозернистая – более 2 мм; среднезернистая – 1-2 мм; мелкозернистая – менее 1 мм. 4. Текстура (строение породы) массивная; слоистая; со следами течения; волокнистая. 5. Твёрдость – твёрдая или мягкая? 6. Масса – лёгкая или тяжёлая? 7. Наблюдаются ли остатки организмов? 8. Где используется горная порода? 9. К группе каких относится по происхождению?
Работа в группах по теме «Лесные ресурсы мира»
Географические загадки на уроках Послушай, друг, Бывает круг- Кружок обычный просто, А есть иной на карте круг, Как этот круг зовётся? Подскажем, что на Севере, За этим самым кругом Олени в тундре бегают Вдогонку друг за другом. (полярный круг) Магма по жерлу рвётся наружу, Выход из кратера очень ей нужен. Если проход на поверхность ей дан, Значит проснулся грозный… (вулкан)
Географические шарады Я к углеводам отношусь, Сластёнам нужен я всегда. Но я в пустыню превращусь, Едва ко мне прибавишь «А» (Сахар - Сахара) А А А А А
игровые задания на уроках: Найди свою половинку, тема «Африка» 1. НИ 2. ВИК 3. САХА 4. НА 5. КОН 6. ВА 7. МИБ 8. ГЕР 9. ТОРИЯ 10. РА 11. ДИ 12. ГО
« Найди лишнее» Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку). Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия, острова) Гималаи, Пиренеи¸ Аппалачи, Анды, Калахари (Калахари, горы) Игра «Лови ошибку географа». Учитель показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся исправляют.
игровые задания с картой Топографический диктант «Поход»
Игра «Узнай контур» Игра «Узнай контур» Контурная карта разрезается на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки раздаются учащимся, которые должны узнать указанные на них объекты. Игра «Знаешь ли ты эту страну?» Учитель называет какую-либо страну, ученики на специальных листочках должны ответить на ряд вопросов. Страна__________________________________________ Столица_________________________________________ Река(и)__________________________________________ Представители растительности_____________________ Представители животного мира____________________ (Параметры ответов могут изменяться и составляться заранее учителем, а также учениками).
Получены сигналы SOS, известны их координаты. Определите, где терпят бедствие люди. Географическая широта Географическая долгота Название географического района 12 с. ш. 65 в. д. Аравийское море 75 с. ш. 38 в. д. Баренцево море 24 с. ш. 160 з. д. Гавайские острова
уроки-экспедиции, уроки-путешествия. «По волнам, по морям» (6класс, тема «Мировой океан»), «Путешествие по Австралии (7класс), «Путешествие капельки» (6класс, тема «Круговорот воды в природе»), «Лесные следопыты» (8класс, тема «Лесные зоны России»).
Формирование экологической культуры ( Будь милосерден человек У всех людей –одна планета: И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим не скупясь… И.И. Ландо Или: Пора бы человечеству понять, Богатство у Природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять: Она, как мы, такая же - живая!.. …Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса!
Эмоциональный климат урока «Хороший смех дарит здоровье» Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, не меньше физкультминутки Это мощный противовес состояния утомления.
Слоганы Движения Посмотри на полушария Поочередно поднять вверх сначала левую, потом правую руку Вспомни Африку с Австралией Поочередно поднять вверх сначала левую, потом правую руку К ним потом прибавь уверенно Руки поочередно к плечам Антарктиду и Америку Руки поочередно на пояс А не знать Европу с Азией Руки вниз, 2 хлопка Это просто безобразие Руки вверх, 2 хлопка над головой Вот и части света названы Руки на пояс, по 2 наклона влево-вправо Все далекие и разные Ходьба на месте Физкультминутка «Материки и части света»
7класс- «Мировой океан». А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно, Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою. (Выполнять движения, иммитирующие реальность)
6 класс « Ветер» Осторожно ветер. За калитку вышел(руки вверх, махи руками) Постучал в окошко(по парте) Пробежал по крыше(перебирать пальчиками по парте) Покачал тихонько ветками черёмух, Пожурил за что-то воробьев знакомых.
Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса