Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»

29
1
Материал опубликован 3 November 2019 в группе

Здоровьесберегающие технологии на уроках географ
PPTX / 675.25 Кб

/data/files/g1572776400.pptx (Здоровьесберегающие технологии на уроках географ)Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Быть здоровым - это естественное стремление человека.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса для здоровья школьников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье это благополучное состояние человека.

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Особенно велика роль учителя – предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

В своей работе я использую игровые технологии. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний («физические сказки», кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Также в старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения как мозговой штурм и групповая дискуссия. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона.

Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу. В теме «Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения И.И. Ландо «Будь милосерден человек»

У всех людей –одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.


Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;


Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;


Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

И.И. Ландо


В результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных отступлений служит психологической разгрузкой.

Подростков 11 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 5-7 классах «Путешествие капельки» по теме Гидросфера, «Полет на воздушном шаре» по теме «Атмосфера», «Восхождение на вулкан» по теме «Литосфера», вместе с семиклассниками путешествуем по материкам и океанам во время обобщения изученного материала, совершаем «Географический круиз», «Путешествие в страну карт». Сюда же мы можем отнести использование географических физкультминуток для разгрузки психофизического напряжения.

Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. С особенным удовольствием в таких разминках участвуют пяти и шестиклассники.

Примеры упражнений

Географические координаты

Слоганы :

Раз – два – руки в горизонтали,

Три – четыре – руки по вертикали.

Помни, горизонталь- это широта

А вертикаль- это долгота

Широта и долгота, ребята, - это географические координаты



Движения:

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Руки на пояс, прыжки на месте.

Руки в стороны,

Руки вверх

Руки скрещивают (ножницы)


2. «Флюгер»

Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

Ветер дует с севера.

Ветер юго-восточный.

Штиль.

Ветер переменных направлений и т.п.

3. «Географический театр»

Например при изучении темы «Реки» в 6 классе, предлагаю ученикам изобразить реки, им нужно стать реками и показать: исток реки, устье реки, равнинные реки, горные реки, правые и левые притоки, водосборный бассейн, водопад, дождевое питание, подземное питание, нижнее течение реки. Шестиклассники с упоением показывали все эти термины... Телом извивались, словно танцевали, помогая себе руками, словно плавающие рыбки (это были равнинные и горные реки, исток и устье), и поочерёдно махали руками (левые и правые притоки), и словно загребали руками все сокровища мира (водосборный бассейн), и прыгали на месте (водопад), и словно снимали с неба и поднимали с земли по одной капле дождь (дождевое и подземное питание), а в качестве показа нижнего течения просто сели на стулья. Получается, мы и географию повторили, и отдохнули... Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.

4. Физкультминутки по карте.

Учитель просит посмотреть на карту, найти там глазами север, юг, запад, восток, можно даже "совершить" кругосветное путешествие глазами по океанам из какого-то определённого города, учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами. Вариантов тут много.

Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая, и психологическая релаксация.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Я считаю, что доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.    

 Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Хорошо показала себя практика самооценивания и взаимооценивания. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.

При изучении всех земных оболочек обязательно включаются вопросы о связанных с ними опасных природных явлений и их влиянии на живые организмы.

Личностно ориентированные технологии

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока

2.Использование проблемных творческих заданий

3.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий

4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)

5.Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

В наше время построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием сохранения здоровья обучающегося.

Оно состоит в умении использовать педагогические приемы так, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний. Принцип, которого я придерживаюсь: наши дети должны быть здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их ждут.


Литература.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

Шклярова О.А. Здоровьесберегающее направление в современной школе.- УЦ Перспектива, 2012

Протопопова В.А. Здоровьесберегающее направление в современной школе. – М.Учитель, 2014





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезную публикацию, Анна Сергеевна! С Вашего разрешения взяла в копилочку для МО.

7 July 2020