12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гаврилова Анна Сергеевна30160 Россия, Ставропольский край, Ставрополь Материал размещён в группе «Методические разработки» |
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Здоровьесберегающие технологии на уроках географ
PPTX / 675.25 Кб
/data/files/g1572776400.pptx (Здоровьесберегающие технологии на уроках географ)Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Быть здоровым - это естественное стремление человека.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье это благополучное состояние человека.
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Особенно велика роль учителя – предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения
В своей работе я использую игровые технологии. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний («физические сказки», кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Также в старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения как мозговой штурм и групповая дискуссия. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона.
Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу. В теме «Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения И.И. Ландо «Будь милосерден человек»
У всех людей –одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой;
Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
И.И. Ландо
В результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных отступлений служит психологической разгрузкой.
Подростков 11 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 5-7 классах «Путешествие капельки» по теме Гидросфера, «Полет на воздушном шаре» по теме «Атмосфера», «Восхождение на вулкан» по теме «Литосфера», вместе с семиклассниками путешествуем по материкам и океанам во время обобщения изученного материала, совершаем «Географический круиз», «Путешествие в страну карт». Сюда же мы можем отнести использование географических физкультминуток для разгрузки психофизического напряжения.
Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. С особенным удовольствием в таких разминках участвуют пяти и шестиклассники.
Примеры упражнений
Географические координаты
Слоганы : Раз – два – руки в горизонтали, Три – четыре – руки по вертикали. Помни, горизонталь- это широта А вертикаль- это долгота Широта и долгота, ребята, - это географические координаты | Движения: Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево; Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз. Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево; Руки на пояс, прыжки на месте. Руки в стороны, Руки вверх Руки скрещивают (ножницы) |
2. «Флюгер»
Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:
— Ветер дует с севера.
— Ветер юго-восточный.
— Штиль.
— Ветер переменных направлений и т.п.
3. «Географический театр»
Например при изучении темы «Реки» в 6 классе, предлагаю ученикам изобразить реки, им нужно стать реками и показать: исток реки, устье реки, равнинные реки, горные реки, правые и левые притоки, водосборный бассейн, водопад, дождевое питание, подземное питание, нижнее течение реки. Шестиклассники с упоением показывали все эти термины... Телом извивались, словно танцевали, помогая себе руками, словно плавающие рыбки (это были равнинные и горные реки, исток и устье), и поочерёдно махали руками (левые и правые притоки), и словно загребали руками все сокровища мира (водосборный бассейн), и прыгали на месте (водопад), и словно снимали с неба и поднимали с земли по одной капле дождь (дождевое и подземное питание), а в качестве показа нижнего течения просто сели на стулья. Получается, мы и географию повторили, и отдохнули... Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.
4. Физкультминутки по карте.
Учитель просит посмотреть на карту, найти там глазами север, юг, запад, восток, можно даже "совершить" кругосветное путешествие глазами по океанам из какого-то определённого города, учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами. Вариантов тут много.
Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая, и психологическая релаксация.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Я считаю, что доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Хорошо показала себя практика самооценивания и взаимооценивания. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.
При изучении всех земных оболочек обязательно включаются вопросы о связанных с ними опасных природных явлений и их влиянии на живые организмы.
Личностно ориентированные технологии
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока
2.Использование проблемных творческих заданий
3.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий
4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
5.Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
В наше время построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием сохранения здоровья обучающегося.
Оно состоит в умении использовать педагогические приемы так, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний. Принцип, которого я придерживаюсь: наши дети должны быть здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их ждут.
Литература.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Шклярова О.А. Здоровьесберегающее направление в современной школе.- УЦ Перспектива, 2012
Протопопова В.А. Здоровьесберегающее направление в современной школе. – М.Учитель, 2014