С днем учителя!

Статья «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

3
0
Материал опубликован 12 August 2019

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

В связи с устойчивой тенденцией ухудшения физического состояния детей, проблемы оптимизации здоровья стали особенно актуальными, возникла необходимость поиска новых методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой является речь. Именно речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Известно, что хорошо развитая речь дошкольника является необходимым условием успешного обучения в школе. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Возросший уровень нарушений развития речи объясняется и медицинскими факторами, и изменившимися социальными условиями. Следует расматривать логопедическую работу не только как коррекцию речевых расстройств, но как коррекцию личности. Зачастую у детей с проблемами в речевом развитии наблюдаются и проблемы с развитием памяти, внимания, моторики, мышления.

Поэтому для таких детей необходима комплексная оздоровительно-коррекционная работа, включающая:

 -дыхательную гимнастику;

- артикуляционную гимнастику;

- развитие общей моторики;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);

- физкультминутки;

- упражнения для профилактики зрения;

- логоритмику.

Дыхательная гимнастика.


 

своей симптоматике многие речевые нарушения имеют неправильное физиологическое и речевое дыхание. Комплексная работа по преодолению нарушений речи заключается в постановке правильного физиологического и речевого дыхания. Для этой цели используются дыхательные упражнения, направленные на выработку носового дыхания, на развитие ротового выдоха, навыка дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент речи. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:


 

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной  клетки и позвоночника;

- повышает общую сопротивляемость организма.

Артикуляционная гимнастика

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует:

- улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации (нервной проводимости);

- улучшению подвижности артикуляционных органов;

- укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;

- уменьшению спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

Для детей с нарушениями речи физминутки имеют особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.


 

Существует множество методов для развития мелкой моторики:

- массаж и самомассаж кисти рук,

- пальчиковая гимнастика,

- занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);

- игры и действия с крупами, семенами, бусинками; пуговицами, палочками;

- лепка из теста, пластилина и глины;

- рисование- раскрашивание картинок, обведение контура, штриховки, рисование различными материалами нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками);

- работа с ножницами.

 

К числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста принадлежит Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Таким образом, рассмотрев некоторые здоровьесберегающие методы, можно понять, что их использование в коррекционной работе с дошкольниками даёт несомненный положительный результат, т.к. способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.