Возрастные предпосылки успешного обучения средних школьников

1
0
Материал опубликован 24 August 2019

УДК 37.04

ВОЗРАСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ремешивская Е. А.

Проблема формирования у дошкольников умения общаться, слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его всегда вызывала интерес исследователей. Дошкольный возраст – важный этап в становлении личности человека, именно с ним связано совершенствование головного мозга, центральной нервной системы и всех остальных систем человеческого организма [7, с. 142]. Значительные изменения психофизиологического состояния организма ребенка в дошкольном детстве, приводят к преобразованию его психики, развитию его мотивационной и эмоциональной сферы, и оказывают непосредственное влияние на выработку будущего индивидуального стиля учебной деятельности дошкольника.

Возрастными особенностями обучения дошкольников занимались Г. С. Абрамова, Н. Н. Акулина, А. М. Богуш, Л. И. Божович, Л. Ф. Обухова, Э. Г. Эриксон, J. Asher, D. Byrne, P. Robinson, D. Stipek. Тем не менее, многие аспекты психофизиологического, психологического и мотивационного развития средних дошкольников требуют более полного освещения. Вышеизложенное, наряду с необходимостью уточнения особенностей влияния возрастных процессов на обучение средних дошкольников, определило выбор темы статьи и составило ее актуальность.

Цель статьи – уточнить особенности влияния психофизиологических, психологических и мотивационных процессов на обучение средних дошкольников.

В психологии (Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, Н. В. Дубровинская, В. С. Мухина, R. A. Baron, K. Lewin] дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. В этом возрасте заканчивается процесс овладения речью; восприятие становится целенаправленным, анализирующим при помощи таких видов деятельности как наблюдение, опыт, поиск, четко прослеживается рассуждение и решение довольно сложных задач; появляются два важных метода восприятия: индукция и дедукция [2, с. 5-7]. Детей утомляет монотонная однообразная работа, однако при частой смене видов интересной и увлекательной деятельности преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, большая эмоциональность нивелируется [12, с. 196].

Если младший дошкольник решает задачи с помощью внешних ориентировочных действий (наглядно-действенного мышления), то в среднем дошкольном возрасте мышление становится наглядно-образным [5, с. 33-34; 11, с. 45], и уже не связано только с практическими предметными действиями и непосредственным восприятием. Наглядно-образное мышление выступает основой познания действительности, что приводит к осознанию себя как личности и стремлению добиться самостоятельности, независимости от взрослых, вместе с желанием жить с ними совместной жизнью, быть таким, как взрослый [12, c. 170-171]. Этот период нередко знаменуется возникновением так называемого кризиса трех лет и характеризуется рядом симптомов, описанных многими исследователями [7; 15], прежде всего, Л. С. Выготским [4], который не только точно описал этот период, но и дал научное его объяснение с точки зрения «зоны ближайшего развития» [4, с. 89-91], отмечая при этом отрицательные и положительные стороны кризиса.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра [10, с. 58], имеющая значение для психического развития ребенка. Основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый; ребенок способен совершать поступки исходя из интересов другого человека, а не своих собственных, проявлять чувства симпатии, помощи, заботливости [13, с. 57-58]. В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка, связанное в свою очередь с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение взрослого. Наряду с этим к завершению дошкольного возраста у ребенка развивается способность управлять собой, своим поведением и поступками, дальнейшее развитие произвольности происходит в младшем школьном возрасте при переходе ребенка к систематическому обучению в школе [14, с. 13].

Таким образом, в дошкольном детстве ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, чувств и переживаний, связанных с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

Становление мотивации у средних дошкольников является основной проблемой психологии развития. По словам Е. П. Ильина [8] мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Следовательно, развитие мотивационных особенностей обучения приходится именно на дошкольный период. Ведущим видом деятельности в этот период является игра [3], ведь она в той или иной мере помогает ребёнку познавать окружающий мир с помощью абстрактных понятий.

По мнению А. Н. Леонтьева [9, с. 122], в структуре мотивов можно разграничить шесть групп: учебно-познавательные, позиционные, оценочные, внешние, значимости и необходимости учения, игровые. Все эти мотивы, так или иначе, проявляются при развитии умений среднего дошкольника, и оказывают влияние на характер его учебной деятельности. Вместе с тем, основным мотивом все же остаётся игровой мотив [11, с. 48], сочетаемый у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другой важной группой мотивов, которой руководствуются дети, является установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, в детском саду, что делает ребенка особенно чувствительным к мнению окружающих, вызывает желание выполнить их требования, правила, устанавливаемые ими [1, c. 114-116]. Положение ребенка, эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию, уважение тех, кто им нравится.

Выводы. Наиболее существенными особенностями психофизиологического развития средних дошкольников следует считать преобладание возбуждения над торможением, определяющее неустойчивость внимания, повышенную эмоциональность, неспособность выдерживать интенсивные длительные монотонные нагрузки, что необходимо приводит к быстрой смене деятельности, и вынуждает привлекать обучающие игры для повышения мотивации деятельности ребенка.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более целенаправленным, анализирующим, складывается произвольное запоминание, развивается наглядно-образное мышление ребенка, заканчивается процесс овладения речью. В его игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия, которые помогают разделять реальный мир и игровой, происходит развитие произвольного поведения ребенка.

Мотивационная готовность является системообразующим фактором способности дошкольников к обучению. Основным мотивом выступает игровой мотив, сочетаемый со стремлением к схожести со взрослыми и установлению и сохранению положительных взаимоотношений. Именно игра в среднем дошкольном возрасте позволяет успешно обеспечить равные возможности ребенка в получении качественного образования.

Литература

    Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. – 6-е изд. – Санкт Петербург : Питер, 2006. – 1056 с.

    Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 5-10.

    Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – Москва : МГУ,1990. – 288 с.

    Выготский, Л. С. Из записных книжек. Инструментальный метод. К проблеме воли. О локализации психических функций в мозге. Психология и физиология / Л. С. Выготский // Вестник МГУ. – 1977. – № 2. – С. 89-95.

    Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 2004. – 224 с.

    Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : АСТ, 2005. –  671 с

    Ермолаева, М. В. Психология развития : метод. пособ. для студ. заоч. и дистанц. форм обучения / М. В. Ермолаева. – Москва : МОДЭК, 2003. – 376 с.

    Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы : учеб. пособ. / Е. П. Ильин. – Санкт Петербург : Питер, 2000. – 512 с.

    Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2003. – 439 с.

    Мейман, Э. Лекции по экспериментальной педагогике : в 3 ч. / Э. Мейман ; пер. с нем. ; под ред. Н. Д. Виноградова. – Ч. 1. Физическое и духовное развитие детей. – 3-е изд. – Москва, 1914. – ХI, 659 с.

    Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С.  Мухина. – 9-е изд. – Москва : Академия, 2004. – 608 с.

    Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6-ти т. / К. Д.Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. – Т. 2. – Москва : Педагогика, 1998. – 494 с.

    Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. – Москва : Тривола, 1994. – 168 с.

    Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – Москва : Просвещение, 1969. – 317 с.

    Baron, R. A. Social Psychology / R. A. Baron, N. R. Branscombe. – 13th ed. – New Jersey : Pearson, 2015. – 509 p.

    Lewin, K. A. Dynamical Theory of Personality / K. A. Lewin. – New York : McGraw-Hill, 1935. – 534 p.

Аннотация. В статье уточнены возрастные предпосылки успешного обучения средних дошкольников, к наиболее существенными из которых относится преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, повышенная эмоциональность, неспособность выдерживать интенсивные длительные монотонные нагрузки; целенаправленный, анализирующий характер восприятия, складывающееся произвольное запоминание, развивающееся наглядно-образное мышление ребенка, завершение процесса овладения речью, развитие произвольного поведения на основе ролевого взаимодействия, базирующегося на игровом мотиве. Обучающие игры в среднем дошкольном возрасте позволяют успешно обеспечить равные возможности ребенка в получении качественного образования.

Ключевые слова. Возрастные предпосылки обучения, средние дошкольники, мотив, обучающие игры,


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.