Конспект урока по окружающему миру «Чтобы уши слышали» (1 класс)
| |
Урок 4. Чтобы уши слышали.
I. Беседа по теме.
— Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
— Здравствуй, тетя Катерина!
- У меня яиц корзина.
—Как поживают домашние?
—Яйца свежие, вчерашние!
—Ничего себе вышла беседа!
—Авось распродам до обеда.
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
- Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха — уши.
- На предыдущем уроке мы узнали об органах зрения, сегодня узнаем получше об органах слуха.
Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из животных слух «самый-самый» — трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.
— Слух — большая ценность для человека.
II. Проведение опытов.
Опыт 1
- Заткните уши ватой. Что произошло?
- Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.
Опыт 2
- При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты.
Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет слышно едва заметное тиканье. Измерьте расстояние от часов до уха. Чем больше расстояние звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность. (Далее можно показать рисунок с изображением строения уха.)
Ухо состоит как бы из трех частей. Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова.
От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.
III. Это интересно!
Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей — около 1 млн в секунду Но оказывается, уши — не только орган слуха. На ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.
IV. Оздоровительная минутка.
«Самомассаж ушей» — учитель показывает, а все дети растирают уши.
Повторение слов:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
V. Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
• Защищать уши от сильного шума.
• Защищать уши от ветра.
• Не ковырять в ушах.
• Не сморкаться сильно.
• Не допускать попадания воды в уши.
• Если уши заболели, обратиться к врачу.
• Правильно чистить уши: намыленным пальцем.
• Мыть уши каждый день.