Родительское собрание на тему «Здоровое поколение»
Родительское собрание
Тема: Здоровое поколение.
Цель: Развивать стойкое мнение о вреде алкоголизма и навыки противостоять экзогенному давлению.
Задачи:
Сформировать знания о влиянии алкоголя на организм, стадиях алкоголизма.
Уметь передавать свои знания и навыки по теме близким людям, в том числе детям.
Развивать умение противостоять вредным привычкам.
Воспитывать культуру поведения и родительскую активность.
Описание
Это не занятие и не родительское собрание в традиционном понимании. Скорее – это общение людей по важной теме. Предусмотрены условия для получения новых знаний, тренировки навыков противостоять вредным привычкам, обдумать материал и высказать свое мнение. Если нет желания говорить – слушай и думай.
Уже на этапе подготовки, некоторые участники из числа родителей, активно погружаются в проблему. А также через этот творческий процесс развивают дружеские связи и возможно реализуют себя в новых качествах: выступать, представлять информацию, готовить презентацию или оформление наглядности в виде плакатов, а может быть, и оформлять класс; кто-то с удовольствием продумает музыкальное сопровождение, будет звукооператором. Одновременно с реализацией цели и задач укрепляется платформа, в основе которой взаимоотношения учителя и родителей.
Тема не напрягает и не настораживает. Если заранее объявить, что с родителями будут говорить о алкоголизме, то часть участников родительского коллектива просто не придет. Предложенная формулировка темы нейтральна. А тема здоровья актуальна всегда. В самом начале учитель приглашает к разговору о здоровье. Влияние алкоголя на здоровье прослеживается в содержании всего занятия.
Важно, чтобы участникам было комфортно. Материал предлагается интересный, формы общения творческие. Если присутствующие приобретут новые знания, обогатятся некоторыми навыками поведения, то смогут передать это своим детям. Их дети – новое поколение. Если разговор на собрании получится, то родители сами поговорят с детьми на нужную тему. Об этом их не нужно просить. Мы их подготовили к этому разговору. А если им нужен будет материал, который мы им предлагали (чтобы их разговор с детьми был более убедительным), то возьмут его на нашей общей страничке. Тогда мы скажем: «Удалось!.»
Для усиления восприятия можем использовать: презентации, фотографии, плакаты, музыку, красивое оформление класса и то, что вы еще сами сможете и захотите приготовить.
Технологическая карта родительского собрания
Этап | Деятельностные точки | ||||||
Организатор (учитель, воспитатель, психолог) | Активная группа родителей | Основные участники (родители) | Музыкальное и образное сопровождение | ||||
Целеполагание. Подготовка родителей к работе. Формирование доверительной атмосферы. | Добрый день. Рада вас видеть. Приглашаю к разговору о здоровье… Иногда наши привычки мешают поддерживать наш организм в оптимальном состоянии. Но мы взрослые. Как родители, конечно, вы владеете знаниями и механизмами помогать своим детям, чтобы их привычки не вредили их здоровью. Целая группа ваших коллег, родителей участвовала в подготовке сегодняшнего занятия. | | | Красивая музыка, на экране дети и цветы. | |||
Вступление | | Выступление «Историческая справка». Приложение 1. | Воспринимают информацию. | Активная группа готовит наглядность по своему выбору: плакаты, слайды, записи на доске и т.д. Необходимо, чтобы цифры визуально были видны, это усилит эффект восприятия. Важно, чтобы не было долгого монолога. | |||
Беседа | 1.На доске написано слово - МИФ. Что оно означает? | Информируют присутствующих: «В толковом словаре говорится, что это сказка, вымысел». | | | |||
| 2.Так вот сказками окружена и тема алкоголизма! Перед вами «билеты», будем их вытягивать и обсуждать эти мифы, сказки. | Предлагают «билеты» участникам. | | | |||
| 3.«Дорогой и качественный алкоголь безвредны». | | Высказывают свое мнение | Лучше, если фраза из билета видна визуально. | |||
| | | | Звуковой сигнал, возможно звонок колокольчика. | |||
| | Мерлин Монро спивалась шампанским. Эдит Пиаф – коньяком и ликерами. Не зависимо от того что человек пьет – он вводит в свой организм этиловый спирт. Вкус, цвет, цена – это вопрос десятый. | | | |||
| 4. «Спиваются от стресса, душевной травмы». | | Высказывают свое мнение | | |||
| | | | Тот же звуковой сигнал. Он через некоторое время, действует на уровне условного рефлекса. | |||
| | Мнение психологов: «Даже если не будет причин, пьющий человек придумает их, чтобы оправдать свое пьянство». | | | |||
| 5.«Есть безопасная доза алкоголя, от которой не сопьешься». | | Высказывают свое мнение | | |||
| | | | Звуковой сигнал. | |||
| | Условно безопасная доза 2 единицы алкоголя в день (125 мл. вина крепостью 9%). (Можно пересчитать на водку, но обязательно отметить, разницу фруктового вина и водки!) | | | |||
| 6.«Я не стану алкоголиком, ведь пью только пиво». | | Высказывают свое мнение. | | |||
| | | | Звуковой сигнал. | |||
| | Одна треть всех алкоголиков – это пивные алкоголики! | | | |||
Работа с текстом | Прошу вас прочитать материал, подчеркнуть то, что вы бы хотели рассказать близким людям (друзьям, родственникам, родителям, своим детям). | Раздают листы с текстом «Вред на здоровье» и карандаши. (Приложение 2) | | | |||
Психологический мини-практикум | Приложение 3. Активная работа всех участников, ролевое перевоплощение, наблюдение, осмысление, анализ ситуации, принятие решений. | ||||||
Рефлексия | Приложение 4. (Оно не только включает родителей в ощущение погружения в проблему, через переживание, но настраивает на дальнейшее сотрудничество) | Готовят заранее изображение образов, о которых говорится в приложении 3 (павлин и т.д.). | | Демонстрация изображений. | |||
| | | | |
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Красивая музыка, на экране дети и цветы.
Организатор. Добрый день. Рада вас видеть. Приглашаю к разговору о здоровье… Иногда наши привычки мешают поддерживать наш организм в оптимальном состоянии. Но мы взрослые. Как родители, конечно, вы владеете знаниями и механизмами помогать своим детям, чтобы их привычки не вредили их здоровью. Целая группа ваших коллег, родителей участвовала в подготовке сегодняшнего занятия.
Активная группа родителей готовит наглядность по своему выбору: плакаты, слайды, записи на доске и т.д. Необходимо, чтобы цифры визуально были видны, это усилит эффект восприятия. Важно, чтобы не было долгого монолога.
Выступление: Историческая справка.
В Древней Руси пили очень мало. Крепость напитков составляла 5 – 10 градусов. Чара пускалась по кругу, из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни спиртных напитков не полагалось. Пьянство считалось позором и грехом. Фабричное потребление спирта и потребление крепких напитков широко распространилось с начала 19 столетия. Алкоголь стал средством наживы. Уже в конце 19 века стали появляться общества трезвости. В 1914 году царь Николай II ввел «сухой закон». Через несколько лет провели опрос. 84% опрошенных высказались за сохранение «сухого закона». 70% отметили, что перешли к трезвому образу жизни довольно легко, 20% испытывали сложности лишь поначалу, 2,8% отметили, что тяжело привыкали к трезвости. Потребление спиртных напитков снизилось и составляло 4,7литра на человека – почти самое низкое в Европе и Америке. Между тем в 1906 - 1910 годах душевое потребление алкоголя составляло во Франции – 22,9; Италии – 17,3; Австрии – 7,8 литра абсолютного алкоголя в год.
Душевое потребление алкогольных напитков с 1915-1920 год приблизилось к 3,14 литра и постоянно снижалось.
Сухой закон отменили в 1925 году - стране нужны были деньги. С этого времени потребление алкоголя на душу населения только растет.
2. Беседа.
Организатор. На доске написано слово - МИФ. Что оно означает?
Активная группа родителей: «В толковом словаре говорится, что это сказка, вымысел».
Организатор. Так вот сказками окружена и тема алкоголизма! Перед вами «билеты», будем их вытягивать и обсуждать эти мифы, сказки.
Билет 1. «Дорогой и качественный алкоголь безвредны».
Обсуждение.
Звуковой сигнал, возможно звонок колокольчика.
Активная группа родителей. Мерлин Монро спивалась шампанским. Эдит Пиаф – коньяком и ликерами. Не зависимо от того что человек пьет – он вводит в свой организм этиловый спирт. Вкус, цвет, цена – это вопрос десятый.
Билет 2. «Спиваются от стресса, душевной травмы».
Обсуждение.
Звуковой сигнал, возможно звонок колокольчика.
Активная группа родителей. Мнение психологов: «Даже если не будет причин, пьющий человек придумает их, чтобы оправдать свое пьянство».
Билет 3. .«Есть безопасная доза алкоголя, от которой не сопьешься».
Обсуждение.
Звуковой сигнал, возможно звонок колокольчика.
Активная группа родителей. Условно безопасная доза 2 единицы алкоголя в день (125 мл. вина крепостью 9%). (Можно пересчитать на водку, но обязательно отметить, разницу фруктового вина и водки!)
Билет4. «Я не стану алкоголиком, ведь пью только пиво».
Обсуждение.
Звуковой сигнал, возможно звонок колокольчика.
Активная группа родителей. Одна треть всех алкоголиков – это пивные алкоголики!
3. Работа с текстом.
Организатор. Прошу вас прочитать материал, подчеркнуть в тексте то, что вы бы хотели рассказать близким людям (друзьям, родственникам, родителям, своим детям). Всем раздают листы с текстом.
Вред на здоровье.
Алкоголь – наркотический яд, накапливается в мозгу, медленно разрушает его. Шведские ученые доказали, что у 85% умеренно выпивающих людей через 4 года происходит «сморщивание мозга» из-за гибели клеток. Синдром «грецкого ореха».
«Алкогольный синдром плода»- заболевание детей, рожденных пьющими или пьяными матерями. Пороки сердца, аномалии в умственном развитии, нарушение психики, дефекты зрения, слуха, речи.
Попадая в кровь этиловый спирт, склеивает эритроциты. Они слипаются и образуют комки из кровяных клеток, которые закупоривают сосуды мозга, питание и дыхание к некоторым нейронам мозга прекращается. Через 7 – 9 минут нейроны начинают отмирать. Умственная способность уменьшается на 12-25 %.
В пивное сусло добавляют хмель. Он содержит 14% экстрогенов (женских половых гормонов). Как вы думаете, что произойдет с мужчиной, если в его организм вводить дополнительно женские гормоны? Попадая в мужской организм в большом количестве, они усиливают женские признаки – круглый живот, полная фигура, женский голос, увеличение молочных желез, ранняя импотенция.
Пивной алкоголизм формируется быстрее водочного.
«Пиво – это хорошо или очень плохо?»
В пиве содержатся каннабиоиды. Они есть также в конопле. Поэтому опьянение пивом характеризуется отупляющим действием.
В пиве есть кадаверин (родственник трупного яда). В большом количестве крайне вреден для сосудов, особенно мозга.
При потреблении пива накапливается жидкость в организме. Если почки не справляются, то организм отекает.
3. Психологический практикум.
Организатор. Трудное слово «нет».
1). Научитесь говорить твердое «нет», если требуют того обстоятельства. Даже близким людям иногда нужно говорить «нет». Когда нужно говорить «нет»?
2). Тренируемся перед зеркалом! Задание: научимся говорить «нет» зеркальному отношению, чтобы оно звучало спокойно, но твердо. Чтобы не возникали попытки уговаривать вас. Попробуйте несколько вариантов. Закрепите тот, который вас устраивает.
3). Работа в группе из 2 – 3 человек. «Герою» предлагают конфету, уговаривают, убеждают. Но он принял решение - не есть эту конфету.
Обязательно обсудите, как строил свое поведение «герой». Может быть что – то нужно изменить в его поведении.
4). Екатерина II очень страдала от того, что не могла сказать «нет». Она придумала вот что – набирала в рот воды, и несколько минут гуляла, обдумывая просьбу и принимая решение. А потом только отвечала.
Активная группа родителей. Демонстрация изображений.
4. Рефлексия.
Организатор. « В начале пьяный человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи» - так писал арабский поэт Абдуль Жарадж.
Это его отношение к алкоголикам.
Сегодня наше общение для меня было полезным. Убедилась еще раз, что вы творческие люди. Прошу вас подумать и выразить свое отношение к сегодняшнему разговору. У каждого набор цветной бумаги. Прикрепите к доске лист, какой цвет соответствует вашему настроению сейчас.
Можно включить музыку.
Приложение 1.
Историческая справка.
В Древней Руси пили очень мало. Крепость напитков составляла 5 – 10 градусов. Чара пускалась по кругу, из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни спиртных напитков не полагалось. Пьянство считалось позором и грехом. Фабричное потребление спирта и потребление крепких напитков широко распространилось с начала 19 столетия. Алкоголь стал средством наживы. Уже в конце 19 века стали появляться общества трезвости. В 1914 году царь Николай II ввел «сухой закон». Через несколько лет провели опрос. 84% опрошенных высказались за сохранение «сухого закона». 70% отметили, что перешли к трезвому образу жизни довольно легко, 20% испытывали сложности лишь поначалу, 2,8% отметили, что тяжело привыкали к трезвости. Потребление спиртных напитков снизилось и составляло 4,7литра на человека – почти самое низкое в Европе и Америке. Между тем в 1906 - 1910 годах душевое потребление алкоголя составляло во Франции – 22,9; Италии – 17,3; Австрии – 7,8 литра абсолютного алкоголя в год.
Душевое потребление алкогольных напитков с 1915-1920 год приблизилось к 3,14 литра и постоянно снижалось.
Сухой закон отменили в 1925 году - стране нужны были деньги. С этого времени потребление алкоголя на душу населения только растет.
Приложение 2.
Вред на здоровье.
Алкоголь – наркотический яд, накапливается в мозгу, медленно разрушает его. Шведские ученые доказали, что у 85% умеренно выпивающих людей через 4 года происходит «сморщивание мозга» из-за гибели клеток. Синдром «грецкого ореха».
«Алкогольный синдром плода»- заболевание детей, рожденных пьющими или пьяными матерями. Пороки сердца, аномалии в умственном развитии, нарушение психики, дефекты зрения, слуха, речи.
Попадая в кровь этиловый спирт склеивает эритроциты. Они слипаются и образуют комки из кровяных клеток, которые закупоривают сосуды мозга, питание и дыхание к некоторым нейронам мозга прекращается. Через 7 – 9 минут нейроны начинают отмирать. Умственная способность уменьшается на 12-25 %.
В пивное сусло добавляют хмель. Он содержит 14% экстрогенов (женских половых гормонов). Как вы думаете, что произойдет с мужчиной, если в его организм вводить дополнительно женские гормоны? Попадая в мужской организм в большом количестве, они усиливают женские признаки – круглый живот, полная фигура, женский голос, увеличение молочных желез, ранняя импотенция.
Пивной алкоголизм формируется быстрее водочного.
«Пиво – это хорошо или очень плохо?»
В пиве содержатся каннабиоиды. Они есть также в конопле. Поэтому опьянение пивом характеризуется отупляющим действием.
В пиве есть кадаверин (родственник трупного яда). В большом количестве крайне вреден для сосудов, особенно мозга.
При потреблении пива накапливается жидкость в организме. Если почки не справляются, то организм отекает.
Приложение 3.
Психологический практикум.
Трудное слово «нет».
1). Научитесь говорить твердое «нет», если требуют того обстоятельства. Даже близким людям иногда нужно говорить «нет». Когда нужно говорить «нет»?
2). Тренируемся перед зеркалом! Задание: научимся говорить «нет» зеркальному отношению, чтобы оно звучало спокойно, но твердо. Чтобы не возникали попытки уговаривать вас. Попробуйте несколько вариантов. Закрепите тот, который вас устраивает.
3). Работа в группе из 2 – 3 человек. «Герою» предлагают конфету, уговаривают, убеждают. Но он принял решение - не есть эту конфету.
Обязательно обсудите, как строил свое поведение «герой». Может быть что – то нужно изменить в его поведении.
4). Екатерина II очень страдала от того, что не могла сказать «нет». Она придумала вот что – набирала в рот воды, и несколько минут гуляла, обдумывая просьбу и принимая решение. А потом только отвечала.
Приложение 4.
Рефлексия.
« В начале пьяный человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи» - так писал арабский поэт Абдуль Жарадж.
Это его отношение к алкоголикам.
Сегодня наше общение для меня было полезным. Убедилась еще раз, что вы творческие люди. Прошу вас подумать и выразить свое отношение к сегодняшнему разговору. У каждого набор цветной бумаги. Прикрепите к доске лист, какой цвет соответствует вашему настроению сейчас.
Источники информации
Информация об алкоголизме https://ru.wikipedia.org/wiki, https://ped-kopilka.ru/
Научный центр психического здоровья https://www.psychiatri.