Программа дополнительного образования «Жизнь без опасности» (4–8 классы)

0
0
Материал опубликован 13 October 2020 в группе

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»




РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА

на методическом совещании

«___» ______________________ 20__ г.

Протокол № _____

Председатель методического совета школы

_______________________И.В.Емельянова



УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» _______________ А.Г.Шергина

Приказ № ______

от «___» _________20___г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


Наименование: «Жизнь без опасности»

Направленность: «Социально-педагогическая»

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 10 - 14 лет





Составитель:

Низовцева Н.В.,

заместитель директора

по воспитательной работе



Педагог дополнительного образования,

реализующий программу:

Низовцева Н.В.,

заместитель директора

по воспитательной работе










Котлас

2020 год


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………………………………3

Учебный план…………………………………………………………………………...9

Учебно-тематический план…………………………………………………………….9

Содержание программы………………………………………………………………..11

Оценка результатов программы……………………………………………………….14

Методическое обеспечение программы………………………………………………14

Условия реализации программы………………………………………………………14

Список информационных ресурсов………………………………………………… 15

Приложение №1 Календарный учебный график…………………………………...17

Приложение №2 Диагностический инструментарий……………………………...19

















































t1602599360aa.gif


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Жизнь без опасности»- социально-педагогическая.


Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на образовательную организацию родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.

Это достигается в первую очередь за счет использования тренажеров и макетов максимально приближающих действия обучаемых к реальным условиям. А также с помощью внедрения в образование инновационных технологий.


Актуальность программы

Актуальность программы состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений.

В рамках государственной программы по профильному обучению, данная общеразвивающая программа помогает обучающимся определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык спасательной работы при пожарах и ДТП, стрелковой подготовки каждый обучающийся получит не только уверенность в своих силах, но и возможность ознакомиться с профессиями: спасатель, пожарный, врач скорой помощи, инспектор ГИБДД, сотрудник полиции, что немаловажно для профессионального самоопределения.

Программа «Жизнь без опасности» является важным этапом обеспечения социальной защиты человека. Ее реализация призвана решительно повысить информированность обучающихся в области чрезвычайных ситуаций, дать им практические рекомендации по защите и должна способствовать снижению смертности, заболеваемости и травматизма среди обучающихся от вредных и опасных факторов окружающей среды, помочь выработать у них психологическую устойчивость в чрезвычайных ситуациях, а также бережное отношение к себе и окружающей среде. Актуальность программы «Жизнь безопасности» в том, что ее социально-педагогическая направленность ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике.

Главная цель раздела «Юный пожарный» научить обучающихся правильно действовать в чрезвычайных обстоятельствах, привить навыки осторожного обращения с огнем.

Раздел «Юный инспектор и азбука спасения» - призван научить ориентироваться в дорожных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь человеку, получившему травму в ДТП, до момента прибытия бригады скорой помощи.

Раздел «Юный стрелок» - позволит достичь более высокого качества методики обучения и огневой выучки будущих защитников Отечества за счёт применения лазерного тренажера, который позволяет увеличить количество видов упражнений, значительно повысить результативность тренировочных занятий по стрелковой подготовке, и как следствие добиться более высоких результатов в соревнованиях различного уровня.

Занятия по данной программе одновременно с получением дополнительного образования решают проблему организованного досуга и повышения социального статуса обучающихся.


Педагогическая целесообразность

Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся могли применять полученные знания на практике. Школьники подросткового возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.

Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутриличностные проблемы обучающихся.

Программа дополнительного образования «Жизнь без опасности» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 36 часа учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в социальных условиях, охватывают тренировки в пожарной части и ДОСААФ. Данная программа может быть востребована учителями ОБЖ, педагогами дополнительного образования, развивающих социальное направление личности.


Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают обучающихся в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес обучающихся к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности обучающихся

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у обучающихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов, обучающихся умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.


Ведущая идея программы: формирование принципов безопасности личности путём создания условий для овладения обучающимися умений действовать в чрезвычайных ситуациях и основами оказания первой помощи пострадавшим, а также навыками стрелковой подготовки для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС и ОМВД России.


Цель программы: Создание оптимальных условий для развития и самореализации личности, социально адаптированной к современным условиям жизни, готовой к действиям по спасению и самоспасению при аварийно-спасательных работах в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ДПП, а также к осуществлению защиты Родины.


Задачи программы:

Обучающие:

- Сформировать систему знаний и умений, составляющих основное содержание теории спасательного дела.

- Сформировать у обучающихся устойчивые позитивные поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

- Сформировать навыки оказания доврачебной медицинской помощи.

- Обучить практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, лазерным оружием;

- Углубить знания обучающихся по правилам дорожного движения.

- Обучить формам и приемам пропаганды безопасности дорожного движения и пожарной безопасности среди сверстников.


Развивающие:

- Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

- Способствовать развитию у обучающихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

- Развивать аналитическое и критическое мышление, воображение, рефлексивную культуру.

- Развивать положительные качества характера воспитанников (внимание к себе и ближним, коммуникативность, нравственное поведение).


Воспитательные:

- Воспитать грамотных участников дорожного движения.

- Воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия.

- Повысить правовую культуру обучающихся.


Отличительные особенности программы

«Жизнь есть дар, великий дар, и тот,

кто ее не ценит, этого дара не заслуживает».

Леонардо да Винчи

Программа «Жизнь без опасности » - это общеразвивающая программа для обучающихся подросткового и раннего юношеского возраста. Во всем мире главной социальной проблем является проблема обеспечения безопасности. Угрозу жизни и здоровью человека могут представлять многие ситуации. Это и дорожное движение, и пожары, и стихийные бедствия, военные действия и сам человек.

В статье 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» Предусмотрено «... обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».

Особое внимание специалистов противопожарной пропаганды во всем мире уделяется детям и молодежи, т.к. это одна из наименее защищенной от пожаров групп населения, не владеющая знаниями и навыками в области пожарной безопасности. В настоящее время одна из важнейших задач - обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях - важнейшая составляющая воспитания и социализации подростков. Самое важное - научить детей правилам жизни во взрослом мире.

Речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение правил безопасного поведения без осознания механизма возникновения чрезвычайного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности.

Ещё одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детского дорожно-транспортного травматизма.

Анализ сложившегося положения с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о недостаточной эффективности системы профилактики дорожно- транспортного травматизма, воспитания и обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения.

Помочь ребенку избежать опасностей на дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, в роли пешехода или водителя. В настоящее время общеобразовательные учреждения решают проблему обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах. В общеобразовательных учреждениях изучению правил дорожного движения уделяется 10 часов внеурочной деятельности. Этого недостаточно для того, чтобы воспитать грамотного участника дорожного движения. Нерадостную ситуацию на дорогах подтверждает анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей, проводимый сотрудниками ГИБДД. Рост детского дорожно-транспортного травматизма постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы. Увеличение количества несчастных случаев с детьми на дорогах во многом происходит потому, что за такой короткий срок обучения, как предлагает школа, правила дорожного движения детьми не усваиваются на уровне навыка. Увеличение количества несчастных случаев с детьми во многом происходит потому, что учащиеся нарушают правила, не осознавая возможных опасных последствий своих действий, т.к. не в полной мере владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице и дороге, или имеют необходимые знания, но не всегда их используют.

К тому же, требования к качеству знаний учащихся по безопасности дорожного движения постоянно повышаются в связи с возрастанием интенсивности движения на дорогах.

Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия, а также проведение и участие в массовых мероприятиях. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков.

Также сегодня, когда терроризм приобретает международный характер нарастают риски дестабилизационных процессов в обществе, повышаются требования к владению стрелковым оружием. Необходимость внедрения новых технологий в процесс обучения огневой подготовки продиктована как стремлением повысить качество обучения, так и значительной экономией материальных средств.

Все это стало предпосылками к созданию программы социально - педагогической направленности «Жизнь без опасности».

Программа рассчитана на 36 часов учебного времени и состоит из теоретических и практических занятий, являясь дополнительной подготовкой школьных отрядов «Юнармии» и «ЮИД», а также групп обучающихся, не состоящих в данных объединениях.

Материал программы охватывает вопросы БДД, оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП, пожарной безопасности, стрелковой подготовки.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа – 10 – 14 лет.


Условия отбора обучающихся на обучение по данной программе.

На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Школа безопасности» принимаются все желающие из числа обучающихся МОУ «СОШ № 5», достигшие возраста 10 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей) или заявления обучающихся, достигшего возраста 14 лет.

Сроки реализации программы: 1 год

Программа реализуется в модульной форме:

1 модуль – 01сентября 2020 г. – 31 ноября 2020 г.

2 модуль – 01 декабря 2020 г. – 28 февраля 2020 г.

3 модуль – 1 марта 2021 г. – 31 мая 2021 г.


Организационно - педагогические условия реализации программы

Наполняемость группы – 15 человек.

Количество групп – 4


Режим занятий:

- Количество учебных часов за учебный год – 36 часов

- Количество занятий и учебных часов в неделю – 1 занятие в неделю

- Продолжительность занятия – 45 мин.

- Форма обучения: очная.

- Форма организации деятельности: групповая.

- Форма проведения занятий: аудиторные или внеаудиторные практические занятия.

- Формы аудиторных занятий:

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, занятие-игра, мастерская, конкурс, практикум и т.д.;

по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий.


Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной общеразвивающей образовательной программы и возраста воспитанников:

Деловые и ролевые игры.

Упражнения на взаимодействия в группе.

Объектовые тренировки

Отработка сигналов ГО

Конкурсы (участие в городских, областных и всероссийских).

Встречи со специалистами и интересными людьми.

КТД.

Беседы.

Программа предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли граждан России. Обучение по общеразвивающей программе представляет собой систему взаимосвязанных заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в моделировании спасательных ситуаций и оказании первой помощи.


Методы, используемые в обучении

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы обучающихся.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность обучающихся.

Исследовательская деятельность помогает развить у обучающихся наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Диагностические:

- педагогическое наблюдение, интервьюирование;

- тестовая диагностика: «Метод недописанного тезиса»


Планируемые результаты освоения программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет способствовать:

- расширению сети объединений, учреждений и организаций, занимающихся воспитанием и подготовкой детей и подростков к действиям в экстремальных ситуациях;

- обеспечению непрерывного образовательного и воспитательного процесса в рамках социума;

- значительному увеличению числа детей - участников общественных детско-юношеских движений таких как РДШ, Юнармия, ЮИД и других;

- оздоровлению и физическому развитию молодежи, а также профессиональной ориентации участников движения.


В конце обучения обучающийся должен знать:

функции спасательной службы и законодательную базу по ней;

специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;

способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;

основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;

приемы и средства оказания первой медицинской помощи;

особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;

основы передвижения по различной местности;

основы выживания в различных климатических и природных условиях;

свои индивидуально-психологические особенности;

методы и приемы управления собственным состоянием;

особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.


В конце обучения обучающийся должен уметь:

ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;

применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;


В конце обучения обучающийся должен иметь представление:

об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;

о природных явлениях региона;

о процессе горения, пожаре и его развитии;

об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;

об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.


Формы подведения итогов реализации программы: Практические занятия, КТД, экскурсии, беседы, просмотр фильмов, акции, выступления агитбригад, социальные проекты, тренировка, соревнование.

Итоги программы подводятся в виде самопрезентации, вступлении в различные детские общественные организации: РДШ, Юнармия, ЮИД и другие


Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80-100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50-70%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины;

программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

высокий уровень – обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами спасательного дела;

свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать и активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

средний уровень – у обучающихся объём усвоенных умений и навыков составляет 50-70%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в тренировках ГО и ЧС.

низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Наименование разделов

Количество часов обучения

1

Юный пожарный

9

2

Юный инспектор и азбука спасения

18

3

Юный стрелок

9


Всего

36


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика


1


Юный пожарный



9


5


4


1.1

Цели и задачи пожарной охраны. Правила пожарной безопасности. Эвакуация при пожаре из здания школы

2

1

1


Объектовая

тренировка №1

1.2

Причины пожаров в жилых домах и открытых пространствах. Опасности при пожаре, поражающие факторы.

1

1

-

Тест

1.3

Виды пожаров. Виды и причины возникновения лесных пожаров. Способы устранения лесных пожаров.

1

1

-

Тест

1.4

Огнетушащие средства. Правила пользования, классификация и область применения.

2

1

1

Игра «Знатоки»

1.5

Пожарно-прикладной вид спорта. Экскурсия в пожарную часть

1

-

1


Объектовая тренировка №2

1.6

Противопожарная профилактика. Социальный проект. «Действия населения при пожарах»

2

1

1

Социальный проект


2


Юный инспектор и азбука спасения



18


7


11


2.1.

Юный инспектор

9

4

5


2.1.1

Дорожные знаки.

2

1

1

Викторина

2.1.2

Светофор и регулировщик.

2

1

1

Решение проблемных задач

2.1.3

Перекресток.

2

1

1

Решение проблемных задач

2.1.4

Азбука дороги.

1,5

0,5

1

Социальный проект

2.1.5

Опасность на дороге.

1,5

0,5

1

Тест

2.2.

Азбука спасения

9

3

6


2.2.1

Служба скорой медицинской помощи. Аптечка первой помощи – автомобильная.

1,5

0,5

1

Игра

2.2.2

Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях.

1,5

0,5

1

Медицинская практика

2.2.3

Кровотечения. Переломы.

1,5

0,5

1

Медицинская практика

2.2.4

Травмы при ДТП.

1,5

0,5

1

Медицинская практика

2.2.5

Шок. Обморок. Нарушение дыхания.

1,5

0,5

1

Медицинская практика

2.2.6

Остановка сердца.

1,5

0,5

1

Тест


3


Юный стрелок


9



1


8


3.1

Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб. Теоретические основы стрельбы. Правила проведения

соревнований.

1

1


Тест

3.2

Специальная физическая подготовка стрелка. Психологическая подготовка стрелка.

1

-

1

Тестовое упражнение

3.3

Правила прицеливания и

приемы стрельбы.

1

-

1

Тестовое упражнение

3.4

Изучение и совершенствование

техники стрельбы

5


5

Стрелковая практика

3.5

Соревнования по имитационной (лазерной)

стрельбе.

1


1

Соревнование


ВСЕГО

36


14

22



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1: «Юный пожарный»

Теория:

Правила пожарной безопасности. Цели и задачи пожарной охраны. Огнетушащие средства. Способы прекращения горения. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Классификация и область применения огнетушителей. Опасности при пожаре, поражающие факторы. Виды пожаров. Лесные пожары: верховой пожар, низовой пожар, торфяной пожар. Причины лесных пожаров: связанные с деятельностью человека; связанные с природными факторами (молния, засуха). Способы устранения лесных пожаров. Причины пожаров в жилых домах и открытых пространствах.

Практика:

Действия населения при пожарах. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.


Раздел 2: «Юный инспектор и азбука спасения»


Раздел 2.1: «Юный инспектор»


Теория:

Дорожные знаки: группы, значение. Обозначение знаков в Правилах дорожного движения. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Знаки особых предписаний. Знаки – исключения. Знаки для пешеходов и водителей.

Назначение и виды светофоров. Транспортные светофоры: с вертикальным, горизонтальным расположением сигналов, с дополнительной секцией, реверсивные, для регулирования движения через железнодорожные пути, для трамваев и других маршрутных транспортных средств, для регулирования движения в определенных направлениях. Пешеходные светофоры: со звуковым сигналом, вызывной кнопкой, с электронным табло. Сигналы светофора. Регулирование дорожного движения с помощью светофора и регулировщика. Регулировщик дорожного движения. Сигналы регулировщика. Жезл.

Виды перекрестков: четырехсторонние, Х-образные, Т-образные, У- образные, многосторонние. Перекресток равнозначных дорог. Регулируемые, нерегулируемые перекрестки. Граница перекрестка. Принцип приоритетности регулирования дорожного движения: регулировщик – светофор – дорожные знаки – дорожная разметка – дорожное покрытие – правило правой руки. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Подземные, надземные пешеходные переходы. Движение пешеходов через регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Понятие «дорога». Экскурс в историю – история дорог. Строение дорог. Дорожное покрытие: бетон, асфальт, булыжник, щебенка, гравий. Проезжая часть дороги. Дорожная разметка. Виды, значение. Горизонтальная дорожная разметка. Вертикальная дорожная разметка. Постоянная и временная дорожная разметка. Дороги с односторонним, двусторонним движением; с разделительной полосой, с одной и двумя проезжими частями; с одной и более полос движения. Главная, второстепенная дорога. Равнозначные дороги. Пересечение дорог, примыкание дорог. Пешеходные переходы и места остановки маршрутных транспортных средств.

Дорожно-транспортные происшествия, их причины и последствия. Столкновение. Наезд: на препятствие, на пешехода, велосипедиста, на стоящее транспортное средство, гужевой транспорт, на животных. Причины дорожно-транспортных происшествий. Статистика дорожно-транспортных происшествий – общая, детский дорожно-транспортный травматизм. Виды происшествий. Предупреждение и профилактика дорожно-транспортных происшествий. Средства безопасности: ремни безопасности, преднатяжители, подголовники, подушки безопасности. Расположение, состав, скорость движения подушек безопасности. Детские удерживающие устройства.

Практика:

Викторина «Узнай знак». Посещение автогородка.

Отработка навыков регулирования дорожного движения на световом оборудовании «Дорожные светофоры», электронных стендах в соответствии с сигналами светофора. Моделирование дорожных ситуаций. Разводка транспорта на макете. Творческий конкурс «Три сигнала светофора».

Решение логических задач «Проезд перекрестка» Разводка транспорта на макете.

Проект «Маршрут безопасного движения». Дорожное домино.

Просмотр видеофильмов. Отработка алгоритма действий при дорожно-транспортном происшествии.


Раздел 2.1: «Азбука спасения»


Теория:

Принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях. Служба скорой медицинской помощи. Телефоны экстренного вызова. Автомобильная аптечка ФЭСТ. Содержание автомобильной аптечки. Применение средств, входящих в автомобильную аптечку при ДТП.

Ушиб. Признаки ушиба. Первая помощь при ушибах различного характера.

Растяжения связок. Первая помощь при растяжениях. Вывих. Симптомы вывиха. Типичные вывихи при дорожно-транспортном происшествии. Оказание первой доврачебной помощи при вывихах.

Виды кровотечений. Методы временной остановки наружного кровотечения. Правила наложения жгута. Сгибание конечности, наложение давящей повязки. Виды переломов. Признаки и симптомы переломов. Первая доврачебная медицинская помощь. Общая характеристика транспортной иммобилизации. Виды шин.

Типичные травмы при дорожно-транспортном происшествии. Транспортировка пострадавшего. Особенности транспортировки при различных повреждениях: ранения головы, носовые кровотечения, повреждение челюсти, переломы позвоночника, перелом ребер, ключицы, перелом костей таза, повреждение верхних и нижних конечностей в шоковом состоянии, кровопотери. Виды повязок и приемы их наложения.

Шок. Признаки и симптомы шока. Первая помощь при шоковом состоянии. Обморок. Признаки и симптомы. Первая помощь при обмороке с использованием средств из автомобильной аптечки. Причины, вызывающие непроходимость дыхательных путей. Признаки и симптомы удушья. Первая помощь при дыхательных расстройствах и удушье. Асфиксия.


Практика:

Просмотр документальной хроники «Деятельность Красного креста в годы ВОВ». Ролевые ситуации «Вызов скорой помощи». Игра «Собери аптечку».

Оказание первой медицинской доврачебной помощи при ушибах, вывихах, растяжениях.

Просмотр учебного фильма «Раны. Кровотечения. Переломы». Оказание первой медицинской доврачебной помощи при наружном кровотечении, переломах с помощью подручных средств и средств из автомобильной аптечки.

Отработка навыков по транспортировке пострадавших: в сидячем положении, лежа; с одним, двумя сопровождающими на «руках», «на спине», «на плече», способом друг за друга, «сиденье» из трех рук; с помощью одеяла, носилок. Отработка навыков наложения различных повязок.

Просмотр учебного фильма «Шок. Обморок». Оказание первой доврачебной медицинской помощи при шоке, обмороке. Приемы оказания первой помощи самому себе при удушье. Оказание первой помощи при полной непроходимости дыхательных путей взрослому, ребенку, младенцу, находящимся в сознании и без сознания.

Причины, вызывающие остановку сердца. Признаки и симптомы остановки сердца. Сердечно-легочная реанимация (взрослый, ребенок, младенец) одним спасателем, двумя спасателями. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот- устройство-рот», «изо рта в нос».

Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца «рот в рот», «рот-устройство-рот», «изо рта в нос» на манекене. Просмотр учебного фильма «Удушье, остановка сердца, потеря сознания». Решение тестовых заданий.


Раздел 3: «Юный стрелок»


Теория:

Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле. Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули. Прикрытое, поражаемое и мёртвое пространство. Способы определения расстояния до цели. Элементы наводки.

Причины, влияющие на кучность и меткость стрельбы. Изготовка стрелка- спортсмена для производства выстрела из положения сидя с руки с опорой локтями о стол. Изготовка к стрельбе стоя. Изготовка к стрельбе лежа.

Допуск участников к соревнованиям. Обязанности и права стрелков. Меры безопасности при обращении с оружием при проведении соревнований.

Практика:

Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям.

Упражнение с оружием (или макетом оружия), наведённым в район прицеливания, на длительное удержание в изготовке для повышения выносливости. Упражнение с оружием на длительное удержание в изготовке для медленных стрельб из винтовки стоя, с колена из пистолета по мишени с чёрным кругом до утомления. Упражнение с оружием по многократному подъёму оружия в район прицеливания (сериями 10 вскидок, с отдыхом между сериями 1 мин.) до ощутимого утомления спортсмена. Упражнения с утяжелённым спуском курка.

Преодоление своих отрицательных эмоций. Отключение от внешних и внутренних раздражителей. Создание эмоционального подъема перед стрельбой. Мобилизация сил. Уверенность в себе. Надежность стрельбы в любых условиях. Самостоятельность действий. Анализ ошибок.

Тренировка в удержании винтовки. Сущность прицеливания. Выбор точки прицеливания. Режим дыхания. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка.

Тренировка в прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Тренировка в изготовке без выстрела. Стрельба на кучность. Стрельба с корректировкой. Стрельба из винтовки по мишени П, дистанция 5 метров, 5 раз из положения сидя с упора. Стрельба из винтовки по мишени П, дистанция 10 метров, 10 раз из положения сидя с упора. Освоение стрельбы из положения стоя.

Участие в соревнованиях на личное первенство среди обучающихся. Участие в городских соревнованиях по стрельбе из лазерной винтовки на личное и командное первенство. Анализ соревнований. Подготовка и участие в районных соревнованиях по стрельбе из лазерной винтовки. Анализ соревнований


Итоговое занятие

Теоретические знания: Подведение итогов за год.

Практическая деятельность: участие в детских общественных движениях: РДШ, Юнармия, ЮИД и других.


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ


Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Текущий контроль успеваемости обучающихся в ОУ осуществляется педагогом дополнительного образования.

Формы проведения текущего контроля: наблюдение, самостоятельные работы репродуктивного характера; срезовые работы; вопросники, тестирование, выпуск газеты, подготовка КТД и другие.

Промежуточная аттестации проводится проводиться в форме участия в мероприятиях детских общественных организаций, проектной деятельности.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Жизнь без опасности» в форме самопрезентации личных достижений в течение года, в том числе учитывается деятельность в детских общественных движениях.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма контроля

1

Юный пожарный

Модели огнетушителей, демонстрационные таблицы, учебные фильмы и презентации

Доска магнитно-маркерная, проектор с экраном, ноутбук, звуковые колонки


Тестирование, объектовые тренировки, социальный проект

2

Юный инспектор и азбука спасения

Комплект светового оборудования «Дорожные светофоры», электронные стенды, манекены, медицинская сумка

Тестирование, викторины, решение проблемных задач, социальный проект, медицинская практика

3

Юный стрелок

Демонстрационные таблицы, учебные фильмы и презентации

Лазерный тир,

Доска магнитно-маркерная, проектор с экраном, ноутбук, звуковые колонки

Тестовые упражнения, стрелковая практика, соревнование



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Помещение и оборудование

Специальные инструменты

и приспособления

Дополнительные материалы

- Помещение для занятий – школьный кабинет

- Доска магнитно-маркерная

- Проектор с экраном

- Ноутбук

- Звуковые колонки



- Средства наглядности (комплект демонстрационных учебных таблиц)

- Комплект светового оборудования «Дорожные светофоры»/электронные стенды

- Макеты и модели (комплект малогабаритных моделей оружия, огнетушители)

- Манекены

- Лазерный тир.


Медицинское имущество:

- Индивидуальные средства медицинской защиты;

- Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:

- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см

- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см

- вата медицинская компрессная

- косынка медицинская (перевязочная)

- повязка медицинская большая стерильная

- повязка медицинская малая стерильна

- булавка безопасная

- шина проволочная (лестничная) для ног

- шина проволочная (лестничная) для рук

- шина фанерная длиной 1 м.




СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ


Нормативно-правовые документы:

Федеральный Закон РФ от 29.12. 2012г. №273 «Об образовании в РФ»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;



Список использованной литературы для педагогов:

Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. М.: Просвещение,1984.

Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.

Бачевский, Р.И. Изучаем правила дорожного движения [Текст] / Бачевский Р.И., Буланова В.В., Шальпова Т.К. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.

143 с.

Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по подготовке учащийся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М., АСТ, 1998 год.

Извекова, Н.А. Штаб «Светофор» [Текст] / Н.А. Извекова. - М.: Молодая гвардия, 1984.

– 79 с.

Комлева, А.Л. Дети и дорога [Текст] / А.Л. Комлева. – М.: Молодая гвардия, 1998 – 156 с.

Комлева, А.Л. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ [Текст] / А.Л. Комлева. – Волгоград : Аваста, 1994. – 98 с.

Маландин, И.Г. Внимание, дети! [Текст] / И.Г. Маландин – М.: Педагогика, 1975. – 80 с.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Оборонно-спортивные кружки. М.: Просвещение, 1987

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008. – 130 с.

Семенюк, В.И. Изучение Правил дорожного движения [Текст] : книга для учителя / Семенюк В.И., Владимиров Н.В. – 2–ое изд., перераб. и доп. – Мн. : Народная асвета, 1986. – 88 с.

Серяков, И.М. Пособие для изучения правил движения пешеходов [Текст] / И.М. Серяков. – М. : Высшая школа, 1971. – 204 с.

Учителю о правилах дорожного движения [Текст] / сост. Н.А. Извекова. – М.: Просвещение, 1982. – 132 с.

Шапиро, Л.Б. Уличный травматизм и первая помощь при травмах [Текст] / Шапиро Л.Б., Левитин С.А. – М. : Медицина, 1967. – 114 с.

Щелканова, Т. Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008. – 96 с.



Список использованной литературы для учащихся и родителей:

Алексанян Г. Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 – 135 с.

Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. «Основы безопасности жизнедеятельности» (Основы медицинских знаний и охрана здоровья), учебное пособие для учащихся 4-5 кл., 6-8 кл. изд. «Русское слово», Москва, 1996 г.

Гадимов, В.И. Сборник задач по правилам дорожного движения [Текст] : для учащихся образовательных и внешкольных учреждений / В.И. Гадимов – Курган: Дамми, 2000. – 149 с.

Лаппо, Н.В. 100 задач по Правилам дорожного движения [Текст] : для среднего школьного возраста / Н.В. Лаппо. – Мн.: Народная асвета, 1981. – 48 с.

Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991.

Серяков, И.М. Дорожная грамота [Текст] / И.М. Серяков. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1971. – 91 с.

Смирнов А.Т., Васне В.А., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник. М. Просвещение, 2002.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 5-9 кл., изд. «Просвещение», Москва, 2014г.

Стрелковый спорт. Правила соревнований. М., 1977.

Учебник «Основы медицинских знаний», 5-11 кл., изд. «Просвещение», Москва, 1996 г.

Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 1967.
























Приложение № 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2020-2021учебный год

Название программы - «Жизнь без опасности»

Текущий срок реализации- 1 год

Количество учебных недель - 36

Количество учебных дней – 36

Дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2020 г. – 31.05.2021 г.


п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма занятия


Форма контроля

Юный пожарный (9 ч)

1

Сентябрь







Цели и задачи пожарной охраны. Правила пожарной безопасности.

1

Беседа

Тест

2

Эвакуация при пожаре из здания школы

1

Объектовая тренировка

Наблюдение

3

Причины пожаров в жилых домах и открытых пространствах. Опасности при пожаре, поражающие факторы.

1

Беседа, просмотр учебного фильма, работа с демонстрационными таблицами

Фронтальная проверка, тест

4

Виды пожаров. Виды и причины возникновения лесных пожаров. Способы устранения лесных пожаров.

1

Беседа, просмотр учебного фильма, работа с демонстрационными таблицами

Фронтальная проверка, тест

5

Октябрь

Огнетушащие средства. Правила пользования, классификация.

1

Практическая работа с моделями огнетушителей

Игра «Знатоки

6

Область применения огнетушителей

1

Практическая работа с моделями огнетушителей

Сдача нормативов

7

Пожарно-прикладной вид спорта. Экскурсия в пожарную часть

1

Экскурсия

Обсуждение

8

Противопожарная профилактика.

1

Просмотр учебного фильма, подготовка к проекту

Обсуждение

9

Социальный проект. «Действия населения при пожарах»

1

Мозговой штурм

Социальный проект


Юный инспектор и азбука спасения (18 ч.)

10-11

Ноябрь

Дорожные знаки.

2

Беседа с использованием электронных стендов, презентации

Викторина

12-13

Светофор и регулировщик.

2

Беседа с использованием комплекта светового оборудования «Дорожные светофоры»

Решение проблемных задач

14-15

Декабрь

Перекресток.

2

Беседа с использованием показа учебного фильма, демонстрационных карточек

Решение проблемных задач

16-18

Азбука дороги. Опасность на дороге.

3

Проверочная работа

Мозговой штурм

Тест

Социальный проект

19-21

Январь

Служба скорой медицинской помощи. Аптечка первой помощи – автомобильная. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях.

3

Беседа, изучение состава медицинской сумки, практическая работа

Игра, медицинская практика

22-24

Февраль

Кровотечения. Переломы. Травмы при ДТП.

3

Отработка навыков на манекене, практическая работа

Медицинская практика

25-27

Март

Шок. Обморок. Нарушение дыхания. Остановка сердца.

3

Просмотр учебного фильма,

проверочная работа

Медицинская практика, тест


Юный стрелок (9 ч.)

28

Апрель

Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб. Теоретические основы стрельбы. Правила проведения

соревнований.

1


Беседа, изучение нормативных документов, проверочная работ

Тест

29

Специальная физическая подготовка стрелка. Психологическая подготовка стрелка.

1

Беседа с использованием демонстрационного материала, учебного фильма

Тестовое упражнение

30

Правила прицеливания и приемы стрельбы.

1

Беседа с использованием демонстрационного материала, презентации

Тестовое упражнение

31-35

Май

Изучение и совершенствование

техники стрельбы

5

Практическая стрелковая подготовка

Зачёт

36

Соревнования по имитационной (лазерной) стрельбе.

1

Соревнование

Зачёт








Приложение №2

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ



Форма фиксации результатов диагностики уровня освоения программы

(текущая диагностика)


п/п

Фамилия, имя

Модули

Юный пожарный

Юный инспектор и азбука спасения

Юный стрелок

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Не освоил программу

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Не освоил программу

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Не освоил программу

1














2
















Форма учёт участия учащихся в конкурсах, мероприятиях, акциях для итоговой диагностики (самопрезентация)


п/п

Уровень,

Название мероприятия

результат

1




2




3






Мониторинг эффективности воспитательных воздействий


1. Культура поведения ребенка

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

2. Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.


Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. ).


п/п

Ф.И. ребёнка

Воз-раст

Стартовый

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Промежуточ-ный

(декабрь, январь, февраль)

Итоговый

(март, апрель, май)

1


2

1

2

1

2




















Мониторинг социально-педагогических результатов


1. Забота о здоровье

Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.

Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.

Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.


Форма фиксации социально-педагогических результатов (см. таб.)


Социально-педагогические результаты

Ф.И. возраст

Стартовый

сентябрь, октябрь, ноябрь

Промежуточный

декабрь, январь, февраль

Итоговый

март, апрель, май











Мониторинг образовательных результатов


1. Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

2. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

3. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе области, города.

Средний (2 балла): участвует в мероприятиях, конкурсах внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

4. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий (3 балла): воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): воображение репродуктивное.



Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы


Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.

На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.

Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.

Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка.

Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

I. Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение


1.2. Воля




1.3. Самоконтроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.


Способность активно побуждать себя к практическим действиям.



Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие



-волевые усилия ребенка побуждаются извне

- иногда – самим ребенком

- всегда – самим ребенком


- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне

- периодически контролирует себя сам

- постоянно контролирует себя сам

1

5

10



1

5

10


1


5

10

Наблюдение



Наблюдение


Наблюдение

II.Ориентационные качества:

2.1. Самооценка


2.2. Интерес к занятиям в детском объединении


Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.



Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

- завышенная

- заниженная

- нормальная


- интерес к занятиям продиктован ребенку извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10


1


5


10


Анкетирование




Тестирование

III. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации





Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- периодически провоцирует конфликты

- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты


- избегает участия в общих делах

- участвует при побуждении извне

- инициативен в общих делах

0

5


10



0

5

10

Тестирование, метод незаконченного предложения

Наблюдение



21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.