Технологическая карта урока "Творчество С.А. Есенина"
Фамилия Имя Отчество | Дятлова Людмила Сергеевна |
Предмет | Литература |
Класс | 6 |
Тип урока | Урок открытия «новых» знаний |
Цели урока: | 1.Обучающие: - познакомить обучающихся с творчеством С.А. Есенина; - обозначить центральную тему в его творчестве; 2.Развивающие: - развивать готовность и способность к формулированию собственного мнения; - развивать способность анализировать художественное произведение; - развивать умение толковать поэтический текст; - развивать креативные способности обучающихся; 3.Воспитывающие: - формировать уважительное отношение к труду; - прививать интерес к изучению родной литературы; - воспитывать любовь к окружающему миру, людям; - стимулировать к работе в команде с целью создания коллективного творческого продукта. |
Планируемые результаты: | Обучающиеся научатся: - комплексному анализу литературного произведения; - применять полученные знания и навыки в процессе дальнейшего изучения литературы; Обучающиеся получат возможность научиться: - использовать межпредметные связи для понимания материала; - выделять основное из большого объема информации; - применять полученную информацию для решения поставленных задач. |
Понятия: | Есенин, Константиново, «новокрестьянский поэт», крестьянская Русь, Петербург |
Методы обучения: | Системно-деятельностный, исследовательский, репродуктивный |
Технологии: | 1.Здоровьесберегающая технология; 2. Проблемная технология; 3. Игровая технология. |
Оборудование | Учебник, презентация, раздаточный материал |
Эпиграф к уроку | «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине» - С.А. Есенин |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный (2 м) | Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе. | Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку. |
2. Целеполагание (2 м) | Зачитывается стихотворение Есенина «Береза» без упоминания автора (учащиеся знакомы с произведением с 5 класса). Учитель задает наводящие вопросы, помогающие ученикам отгадать/определить автора стихотворения, при необходимости – осуществляет помощь в формулировании темы урока, как следствие – происходит определение детьми целей и задач урока. | Слушают стихотворение. Пытаются вспомнить и определить автора. Формулируют тему урока, далее – цели и задачи. |
3.Актуализация и пробное учебное действие (15 м) | Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве С.А. Есенина (приложение 1). Под запись в конспект даются основные моменты из биографии: где родился, учился, информация о начале творческого пути, название наиболее известных произведений. Каждому обучающемуся выдается мини-портрет Есенина для оформления конспекта. В ходе знакомства с новым материалом задаются вопросы, на которые необходимо ответить, поразмышляв, высказав собственную точку зрения. | Слушают материал. Делают записи, оформляют конспект. Отвечают на вопросы. Задают интересующие их вопросы и слушают ответы. |
4.Физкультминутка (1 м) | Проводит физкультминутку: Называет фамилии ранее пройденных писателей и произведения. Если авторство писателя совпадает с названным произведением, ученики хлопают в ладоши, если нет – поднимают руки вверх. Например, Лев Николаевич Толстой «Бедные люди» (верно), Михаил Юрьевич Лермонтов «Дубровский» (неверно) и т.д. | Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают. |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (10 м) | Работа с учебником. Комплексный анализ текста. Работа с произведением «Разбуди меня завтра рано…». Стимулирование учеников в формулировании темы и идеи произведения, поиск художественных средств и стилистических фигур. | Работают с произведением. Формулируют тему, идею, находят художественные средства |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (8м) | Работа в парах. Предлагается выполнить самостоятельную работу по карточкам следующим образом: каждой паре обучающихся раздается карточка с напечатанным отрывком произведения С.А.Есенина «Береза», где некоторые слова пропущены (приложение 2). Обучающиеся должны восстановить первоначальный вид стихотворения, использовав слова-подсказки, расположенные внизу карточки (вразброс), а также смекалку, память и находчивость. По истечении 5 минут предлагает прочесть получившееся стихотворение. | Выполняют работу. Задание выполняют в паре, советуются друг с другом, после чего зачитывают получившееся стихотворение.
|
7.Домашнее задание (2 м) | Объясняет домашнее задание (выучить любое стихотворение Есенина о красоте родного края, о Родине – на выбор учащегося). | Записывают домашнее задание в дневник. |
8.Рефлексия + Подведение итогов урока (5 м) | Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися): - Сегодня я узнал(а) …………… - Мне понравилось ……………. - У меня получилось …………. - Мне было сложно …………… - Мне было легко ……………… Подведение итогов урока, выставление оценок. | Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока. |
Приложение 1. Презентация о жизни и творчестве С.А. Есенина.
С.А. Есенин. Дом Есенина в с.Константиново (тогда) Сергей Есенин за работой
С другом, Сергеем Городецким С. Есенин с сестрой Последнее прижизненное фото, 1925г
с.Константиново (сейчас) Памятник в с.Константиново Памятник в Рязани
Памятник в Москве Памятник в Санкт-Петербурге Памятник в Воронеже
Приложение 2.
Карточка для работы учащихся в парах. Стихотворение «Береза»
_______________ береза
Под ___________ окном
Принакрылась ______________,
Точно _______________________.
(моим, снегом, Белая, серебром)
На пушистых ______________
__________________ каймой
Распустились ________________
_______________ бахромой.
(Снежною, ветках, кисти, Белой)
И стоит _________________
В _______________ тишине,
И _____________ снежинки
В золотом ______________.
(сонной, береза, горят, огне)
А заря, ________________
Обходя ___________________,
Обсыпает ______________
________________ серебром.
(ветки, Новым, лениво, кругом)
Полянская Оксана Николаевна
Людмила Сергеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна