Технологическая карта урока литературы в 6 классе «Жизнь и творчество С.А. Есенина»

7
3
Материал опубликован 18 August 2021

Технологическая карта урока "Творчество С.А. Есенина" 

Фамилия Имя Отчество

Дятлова Людмила Сергеевна

Предмет

Литература

Класс

6

Тип урока

Урок открытия «новых» знаний

Цели урока:

1.Обучающие:

- познакомить обучающихся с творчеством С.А. Есенина;

- обозначить центральную тему в его творчестве;

2.Развивающие:

- развивать готовность и способность к формулированию собственного мнения;

- развивать способность анализировать художественное произведение;

- развивать умение толковать поэтический текст;

- развивать креативные способности обучающихся;

3.Воспитывающие:

- формировать уважительное отношение к труду;

- прививать интерес к изучению родной литературы;

- воспитывать любовь к окружающему миру, людям;

- стимулировать к работе в команде с целью создания коллективного творческого продукта.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

- комплексному анализу литературного произведения;

- применять полученные знания и навыки в процессе дальнейшего изучения литературы;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать межпредметные связи для понимания материала;

- выделять основное из большого объема информации;

- применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Понятия:

Есенин, Константиново, «новокрестьянский поэт», крестьянская Русь, Петербург

Методы обучения:

Системно-деятельностный, исследовательский, репродуктивный

Технологии:

1.Здоровьесберегающая технология;

2. Проблемная технология;
3. Игровая технология.

Оборудование

Учебник, презентация, раздаточный материал

Эпиграф к уроку

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине» - С.А. Есенин



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

(2 м)

Приветствие учеников. Работа с журналом (фиксация отсутствующих и опоздавших учеников). Создание благоприятного эмоционального климата в классе.

Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку.

2. Целеполагание (2 м)

Зачитывается стихотворение Есенина «Береза» без упоминания автора (учащиеся знакомы с произведением с 5 класса). Учитель задает наводящие вопросы, помогающие ученикам отгадать/определить автора стихотворения, при необходимости – осуществляет помощь в формулировании темы урока, как следствие – происходит определение детьми целей и задач урока.

Слушают стихотворение. Пытаются вспомнить и определить автора. Формулируют тему урока, далее – цели и задачи.

3.Актуализация и пробное учебное действие (15 м)

Знакомство с биографией поэта. Презентация о жизни и творчестве С.А. Есенина (приложение 1).

Под запись в конспект даются основные моменты из биографии: где родился, учился, информация о начале творческого пути, название наиболее известных произведений. Каждому обучающемуся выдается мини-портрет Есенина для оформления конспекта. В ходе знакомства с новым материалом задаются вопросы, на которые необходимо ответить, поразмышляв, высказав собственную точку зрения.

Слушают материал. Делают записи, оформляют конспект. Отвечают на вопросы. Задают интересующие их вопросы и слушают ответы.

4.Физкультминутка (1 м)

Проводит физкультминутку:

Называет фамилии ранее пройденных писателей и произведения. Если авторство писателя совпадает с названным произведением, ученики хлопают в ладоши, если нет – поднимают руки вверх.

Например, Лев Николаевич Толстой «Бедные люди» (верно), Михаил Юрьевич Лермонтов «Дубровский» (неверно) и т.д.

Участвуют в физкультминутке, расслабляют мышцы, отдыхают.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (10 м)

Работа с учебником. Комплексный анализ текста. Работа с произведением «Разбуди меня завтра рано…».

Стимулирование учеников в формулировании темы и идеи произведения, поиск художественных средств и стилистических фигур.

Работают с произведением. Формулируют тему, идею, находят художественные средства

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (8м)

Работа в парах. Предлагается выполнить самостоятельную работу по карточкам следующим образом: каждой паре обучающихся раздается карточка с напечатанным отрывком произведения С.А.Есенина «Береза», где некоторые слова пропущены (приложение 2). Обучающиеся должны восстановить первоначальный вид стихотворения, использовав слова-подсказки, расположенные внизу карточки (вразброс), а также смекалку, память и находчивость. По истечении 5 минут предлагает прочесть получившееся стихотворение.

Выполняют работу. Задание выполняют в паре, советуются друг с другом, после чего зачитывают получившееся стихотворение.


7.Домашнее задание (2 м)

Объясняет домашнее задание (выучить любое стихотворение Есенина о красоте родного края, о Родине – на выбор учащегося).

Записывают домашнее задание в дневник.

8.Рефлексия + Подведение итогов урока (5 м)

Для закрепления материала и выявления уровня усвоения знаний коллективом, работа с классом (с некоторыми учащимися):

- Сегодня я узнал(а) ……………

- Мне понравилось …………….

- У меня получилось ………….

- Мне было сложно ……………

- Мне было легко ………………

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Принимают участие в обсуждении урока, проговаривают удачные/ неудачные для них моменты урока.

















Приложение 1. Презентация о жизни и творчестве С.А. Есенина.

t1629298795aa.jpg t1629298795ab.jpg t1629298795ac.jpg
С.А. Есенин. Дом Есенина в с.Константиново (тогда) Сергей Есенин за работой



t1629298795ad.jpg t1629298795ae.jpg t1629298795af.jpg
С другом, Сергеем Городецким С. Есенин с сестрой Последнее прижизненное фото, 1925г

t1629298795ag.jpg t1629298795ah.png t1629298795ai.jpg
с.Константиново (сейчас) Памятник в с.Константиново Памятник в Рязани

t1629298795aj.jpg t1629298795ak.png t1629298795al.png
Памятник в Москве Памятник в Санкт-Петербурге Памятник в Воронеже

Приложение 2.

Карточка для работы учащихся в парах. Стихотворение «Береза»

_______________ береза
Под ___________ окном
Принакрылась ______________,
Точно _______________________.
(моим, снегом, Белая, серебром)


На пушистых ______________
__________________ каймой
Распустились ________________
_______________ бахромой.
(Снежною, ветках, кисти, Белой)


И стоит _________________
В _______________ тишине,
И _____________ снежинки
В золотом ______________.
(сонной, береза, горят, огне)


А заря, ________________
Обходя ___________________,
Обсыпает ______________
________________ серебром.
(ветки, Новым, лениво, кругом)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть заявленную в пояснительной записке презентацию (приложение 1 - это не презентация, а образовательные фотографии).

18 August 2021

В данном формате технологической карты данные фотографии действительно выглядят всего лишь иллюстрациями к материалу. Такое преобразование было выполнено исключительно для удобства публикации материала (я, к сожалению, новичок в этом, и нашла только лишь такой выход). В исходном варианте (непосредственно на уроке) фотографии с пояснениями были показаны в виде презентации, каждый слайд которой дополнял обсуждаемый материал. Благодарю за Ваше замечание!

18 August 2021

Похожие публикации