Урок географии в 6 классе «Жизнь в море и океане»
ФИО: Брешева Ольга Васильевна
Должность (преподаваемые предметы): учитель географии
Класс: 6
ТЕМА УРОКА: «Жизнь в море и скеане»
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, иллюстративный, проблемный, словесный
Цель урока: сформировать представление о многообразии организмов в Мировом океане и особенностях их распространения.
Задачи урока:
Узнают:условия жизни в океане, виды организмов, заселяющих морские толщи воды.
Умения объяснять: изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.
Умения определять: особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
самостоятельно выделять и формулировать тему урока, делать анализ и отбор информации;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем;
- проявлять интерес и любознательность к изучению темы; - ответственное отношение к природе;
осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать;
- строить логическое рассуждении;
- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;
- воспринимать визуальную и вербальную информацию
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно и предстоит узнать;
- выполнять учебные действия в умственной форме;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их факторами;
- умение с достаточной точностью выражать свои мысли
Основные понятия, изучаемые на уроке :планктон, нектон, бентос, батискаф
Ход урока
*** (Примерная карта урока)
| Этапы учебного занятия: | Методические приемы / Формы работы/ Педагогические технологии, применяемые на данном этапе урока | Оценка этапа (Зачтено/ Незачтено) | |||||||||||||||
I | Организационный этап. | Учитель проверяет готовность класса к уроку. Далее проводит психологический настрой на урок между детьми. Ребята, сегодня мы начнём урок с упражнения: «Золотая рыбка» На столе стоит «аквариум» (коробочка), в нем находятся картонные рыбки разного цвета (лучше золотистого) Из ватмана вырезан контур одной большой рыбы (прорисованы только глаза и рот). Педагог: «Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку» (дети подходят и берут по одной рыбке). Загадайте над рыбкой желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «Золотую рыбку», которая исполнит все загаданные желания (учащиеся приклеивают маленьких рыбок на большую, которые выполняют роль чешуи). И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех! | Заполняет тьютор | |||||||||||||||
II. | Этап целеполагания. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мои юные путешественники, мы с вами продолжаем изучать растительный и животный мир. Сегодня за каждый правильный ответ вы получите ракушку. Как вы думаете, почему именно ракушку? Предполагаемый ответ: Это что - то связано с морем, океаном, жизнью Для постановки темы задаю загадки: 1. Состоит он из морей Ну, давай, ответь скорей Это – не воды стакан, А огромный ……………. Показывает фото океана 2. Без конца и края Лужи Не страшна ей злая стужа. В Луже ходят корабли, Далеко им до земли Показывает фото моря 3. И долга, и коротка, А один одному не верит; Всяк сам по себе мерит. Показывает фото жизни Отгадывают загадки. Предполагаемые ответы. Мировой океан. Море. Жизнь Итак, как вы думаете, какая сегодня тема урока? Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь. Открыли тетрадь, записали число и тему урока «Жизнь в море и океане». Дети делают запись в тетрадь А какие цели нам необходимо поставить? Вчера, ко мне обратились живые организмы: планктон, акула, камбала, скат, военный объект португальский кораблик и ещё непонятный объект причудливой формы с органами свечения. На сегодняшний день неизвестно, где они должны находиться. Надежда только на особый союз детективов нашего класса, задача которых распределить заблудившиеся организмы по своим этажам Учащиеся ставят цель урока. Ставят проблему. «Как заселены живыми организмами моря и океаны». | | |||||||||||||||
III. | Актуализация знаний. Этап планирования | Для жизни должны быть определенные условия. Вопрос№1 Пользуясь картой учебника «Температура поверхностных вод Мирового океана» (стр.180), и предыдущими знаниями, определите, в каких широтах Мирового океана сложились наиболее благоприятные условия для жизни? Учащиеся рассматривают карту и делают вывод. Вывод: Чем ближе к экватору, тем разнообразнее и богаче мир живой природы. Рассмотрим горизонтальную зональность. Вопрос №2. Как изменяется температура вод Мирового океана с глубиной? Рассмотрите карту глубин Вопрос №3. Как распределяются живые организмы с глубиной? Где более разнообразна и богата жизнь в океане, почему? Учащиеся делают вывод о распространение организмов в океанах. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, бедный органический мир, обитают в основном животные-хищники. | | |||||||||||||||
IV. | Открытие новых знаний | – Сейчас мы совершим путешествие по всем этажам океана. Познакомимся с организмами, обитающими в разнообразных условиях. По условиям обитания органический мир делится на три большие группы: планктон, нектон, бентос. 1. Знакомство с группами организмов Планктон (с греч. – блуждающие) – мелкие организмы, свободно дрейфующие, парящие в толще воды и не способные – сопротивляться течению. Делятся на фитопланктон и зоопланктон. Нектон (от греч. nektos – плавающий) – совокупность активно плавающих организмов, преимущественно хищных, способных противостоять силе течения и самостоятельно перемещаться на значительные расстояния. К нектону относится более 20 000 разновидностей организмов. Бентос (от греч. – глубина) – совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов. Организмы, ползающие по дну или ведущие прикрепленный образ жизни. 2. Рассмотрим, какие приспособления вырабатываются у живых организмов в связи с разными условиями обитания. Работа со слайдами. Вопросно-ответная работа. Учащиеся по ходу просмотра слайдов и в/фрагментов работают с карточками. – Какие приспособления выработались у организмов, обитающих в верхних слоях океана, на примере планктона? – Какие приспособления возникли в средних этажах Мирового океана, рассмотреть на примере нектона. | | |||||||||||||||
V. | Учебные действия по реализации плана урока | Ребята, а одним из главных помощников в изучении жизни под водой является батискаф. Батиска́ф – это небольшое подводное судно, предназначенное для погружения на экстремальные глубины. Основное отличие подводного батискафа от подводной лодки заключается в его конструкции: батискаф оснащен более легким корпусом сферичной формы и поплавком, стенки которого заполнены жидкостью, масса которой меньше воды, как правило, это бензин. Видеоролик «Подводная съёмка на батискафе» | | |||||||||||||||
VI. | Самоконтроль/ взаимоконтроль | Давайте конкретизируем закономерности распределения живых организмов в Мировом океане Географический конструктор – составление схем Работа в группах: (7 минут) 1 группа Группы обитателей Мирового океана (рисуют кластер) 2 группа Распространение организмов в зависимости от климата. (арктические и экваториальные широты) 3 группа Распространение организмов в зависимости от глубины 4 группа Распространение организмов в зависимости от удаленности от берегов. Физкультминутка (повторяем номенклатуру) 3 мин. Выдать названия геогр. объектов каждому. Я называю океан, встают те, чьи географические объекты к нему относятся. Называют. Защита мини-проектов Во время защиты мини-проектов все составляют конспект в рабочих тетрадях. | | |||||||||||||||
VII. | Первичная проверка понимания | Ребята, прочитайте текст и выполните задание.
(1) В распределении жизни в Мировом океане по глубине принято выделять три группы организмов. (2) Организмы, пассивно плавающие на поверхности воды — планктон — это одноклеточные водоросли, простейшие, мелкие ракообразные. (3) Все они, в основном, являются пищей для других обитателей океана. (4) На разных глубинах обитают рыбы, кальмары, черепахи, морские млекопитающие, составляющие группу организмов под названием нектон. (5) Они активно перемещаются в толще воды. (6) Жизнь морского дна не менее разнообразна, придонные обитатели — бентос — морские звёзды, кораллы, губки, разнообразные моллюски.
По каким предложениям можно сделать вывод о составе групп организмов, обитающих в Мировом океане? Запишите номера предложений. Пояснение. Об этом говорят предложения 2, 4, 6. | | |||||||||||||||
VIII. | Первичное закрепление | Предлагает выполнить тестовое задание (раздает тест каждому ученику). Выполним задание: Определите, к какой группе обитателей океана относятся перечисленные ниже организмы. Читайте названия организма и называйте группу.
| | |||||||||||||||
IХ. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Комментирует домашнее задание : 1)изучить текст параграфа ; 2) творческое задание: - подготовить информацию о морских обитателях, о которых вы хотели бы узнать больше по плану: область, группа, приспособление (выполняет 1 группа); -составить кроссворд «Обитатели морских глубин» из 10 вопросов; -подготовить презентацию по теме «Дельфины – друзья человека». | | |||||||||||||||
Х. | Рефлексия | Подводит итоги. Беседа по вопросам: 1. Сколько выделяют областей в океане? 2. На какие группы делятся морские организмы: - планктон; -нектон; -бентос. И совершив путешествие, мы с вами убедились, что Мировой океан богат организмами и для того, что бы сохранить это богатство, его надо беречь и охранять. Сообщение обучающегося «Океан нуждается в защите» Достигнуты ли цель и задачи урока? Я узнал (а) … Меня удивило … Что понравилось… Оценка деятельности учащихся. | |
Приложение 1.
Работа с текстом.
1. Поверхность воды ( населяет планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в таблицу). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.
«В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров.»
2. Толща воды ( нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна (учащиеся заполняют таблицу).
«Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...»
3. Дно океана(бентос с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.
«Погружаясь, мы прошли отметку 200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину. Стали пропадать наши спутники - стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма... Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза».
Приложение 2.
Океан нуждается в защите. (Сообщение учащегося)
Безбрежен и велик Мировой океан. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанической среде вещества, которые отравляют воду, уничтожают живые организмы.
Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но и для обитающих на побережье птиц. Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и одноклеточных водорослей в процессе своей жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и пестициды, а также обезвреживают некоторые тяжелые металлы. В итоге в морях, особенно в их прибрежных, мелководных акваториях, происходит гигантская по масштабам процессы осветления воды, улучшения и поддержания ее качества на определенном уровне.
Тем не менее, процессов самоочищения океану недостаточно. Поэтому человек должен прийти на помощь колыбели земной жизни. Океан принадлежит не только людям, поэтому мы должны постоянно учитывать интересы других живых существ, пользующихся его благами. И проводить различные природоохранные мероприятия.