Урок географии в 8 классе «Я и море»

2
2
Материал опубликован 19 February 2016 в группе

Конспект урока географии в 8 классе «Я и море».

УМК по географии «Полярная звезда».

Тема: Наши моря. Я и море.

Класс: 8.

Цель: поближе познакомиться с Балтийским морем и понять, насколько мы – люди и море – влияем друг на друга.

Задачи:

Образовательные: формирование знаний и представлений об особенностях влияния морей на людей, в частности Балтийского моря на жителей Ленинградской области; формирование умений строить диаграммы.

Развивающие: продолжить формирование умений владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание; интерпретировать и обобщать информацию; работать с текстом и диаграммами; при работе в группе обмениваться с партнёрами важной информацией, участвовать в обсуждении; использовать средства информационных технологий.

Воспитательные: продолжить формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Средства обучения: фотографии трёх морей: Балтийского, Чёрного и Средиземного (сайт www.H2Oplanet.ru), компьютер, мультимедийный проектор, экран, на каждую малую группу 7 овалов размером с лист А4, 25-30 менее крупных овалов формата А5, фломастеры, копии раздаточного материала, магнитная доска, учебник под ред. А.И. Алексеева для 8-го класса, изд-во “Просвещение”, 2010.

Тип урока: урок формирования умений.

 

ХОД УРОКА

1. Оргмомент: приветствие, проверка готовности (сегодня на уроке нам необходимы учебники, фломастеры, ручки)

2. Актуализация знаний – на прошлом уроке мы познакомились с особенностями морей, омывающих территорию России. Сегодня домашнее задание буду отвечать я. Да-да, не удивляйтесь. Отвечать я буду с большими ошибками, а вы должны эти ошибки подметить и исправить меня, когда я закончу рассказывать. Отмечать исправления будем змейкой через одного: один ученик – одно исправление. Главное условие – не повторяться!

Примерный текст учителя:

Море от океана отличается только по солёности, а моря друг от друга по размеру. Берега России омывают воды 10 морей пяти океанов. Все эти моря очень похожи друг на друга: очень холодные, очень солёные, очень маленькие, много рыбы. Моря располагают следующими ресурсами: биологические ресурсы, нефтяные ресурсы, транспортные ресурсы, рекреационные ресурсы и так далее. Используя ресурсы морей, люди загрязняют моря, но крупных экологических проблем пока не существует.

Изучение нового материала.

Мы продолжаем с вами изучать моря России и сегодня более подробно мы остановимся на одном из морей. А вот на каком, вы должны сами догадаться. Сейчас вас ждёт фотовикторина, обратите внимание на экран. Сейчас вам будут показаны фотографии трёх разных морей: Балтийского, Чёрного и Средиземного. Ваша задача – определить, какое именно море показано на каждом изображении.

Рассматриваем 2 раза фотографии с небольшим интервалом, что бы дети могли зафиксировать свои предположения. После этого выслушивая ответы-предположения, представляем правильные ответы на экране.

Это достаточно непростое задание, обычно дети путаются в морях на фото.

Учитель: хотя мы с вами и живём совсем не далеко от Балтийского моря, почти на его берегу, оно по-прежнему остаётся для многих из нас непознанным. Как вы считаете, о каком море сегодня пойдёт речь? (Балтийском)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока …....

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? …. (поближе познакомиться с Балтийским морем и понять, как мы на него влияем, а оно на нас)

Запись темы урока в тетрадь…

Вступительное слово учителя: Итак, ребята, мы живём с вами на берегу Финского залива Балтийского моря. А влияет ли каким-то образом Балтийское море на нашу жизнь? (выслушать 2-3 ответа). На самом деле его влияние на нас гораздо больше, чем мы привыкли думать. Выполняя следующее задание, вы попытаетесь найти как можно больше таких влияний. Сейчас мы с вами разбиваемся на группы по 4 человека (2 соседние парты вместе).

Задание «Как на нас влияет море?»

Каждая группа получает раздаточный материал – карточки (рис.1).

Задание: Это карточки – подсказки. Они помогут вам вспомнить, как Балтийское море влияет на жизнь города или нашу жизнь. Например, о чём говорит карточка с человеком в шезлонге (люди могут отдыхать на берегу моря). Ваша задача - отгадать, что обозначает каждая карточка.

Рисунок 1. Раздаточный материал. Карточки к заданию «Как на нас влияет море?»

РАБОТА ДЕТЕЙ В ГРУППАХ.

Пока дети работают, учитель закрепляет на магнитной доске бумажный овал с надписью «Балтийское море и мы».

Далее, учитель расспрашивает детей, какие влияния Балтики на нашу жизнь изображены на карточках. Выслушав ответы, необходимо, что бы ученики сформулировали каждое влияние одним – двумя словами и написали их на овалах. Далее от каждой группы один человек закрепляет одно влияние Балтики вокруг овала «Балтийское море и мы». Получается следующая диаграмма «Солнце» на магнитной доске (рис.2).

Рисунок 2. Диаграмма «Влияние Балтики на жизнь людей, проживающих на побережье»

Далее каждая из получившихся «ветвей» будет детализироваться.

Сейчас каждая группа детализирует свою «ветвь». Каждая группа получает 3-5 овалов меньшего размера и в режиме «мозгового штурма» группы (2 мин) вы детализируете лучи: из чего складывается и в чём проявляется это влияние? Например, для категории транспорт, – какие виды грузов перевозятся по Балтике? (нефть, импортные продукты) Каждую новую категорию вам необходимо записать на новый овал и соединить его с основной темой.

Пока группы работают, учитель перемещается от группы к группе, направляя их работу, задавая в случае необходимости проясняющие вопросы.

 

В результате работы групп получается на магнитной доске более подробная структура.

Учитель: «Ребята, взгляните внимательно на диаграмму на доске, ожидали ли вы, что у нас получится такая большая диаграмма? Задумывались ли вы, что Балтика так сильно влияет на нашу жизнь? О каких влияниях вы задумывались меньше всего? Мы можем месяцами не бывать на берегу моря, но его влияние на нашу жизнь так или иначе проявляется ежедневно. Мы – жители Балтики!».

Теперь нам осталось выяснить, как мы влияем на Балтийское море.

Каждая группа получает комикс (рис 5) и диаграмму для анализа комикса (рис 3).

Сейчас вы выполните следующее задание:

Рассмотрите ситуацию в комиксе и кратко опишите её (1 предложение) в первом блоке диаграммы.

В остальные блоки нужно вписать ответы на вопросы на стрелках.

Кратко представьте свои комиксы и результаты анализа (2 человека от группы – 1 минута)

 

Рисунок 3. Диаграмма для анализа комикса

 

Рисунок 5. Варианты комиксов для работы в группе.

 

Обобщение: от каждой группы выступает 2 человека – 1 минута.

Ученики делают выводы, отвечают по очереди каждая группа. Условие – не повторяться.

Оценивание в группах.

Домашнее задание:

Письменно сравнить масштабы личных действий на море и действий на уровне предприятия, города, государства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мы живем у моря Черного,на самом его берегу,спасибо!

9 March 2016

Как я Вам завидую. Здорово. Пожалуйста

29 March 2016