Кунтушева Галина Александровна, учитель географии
Ишниязова Зогра Фатиховна, учитель биологии
муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26»
города Балаково Саратовской области
Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Деятельность |
Планируемые результаты |
|||
Действия учителя |
Действия учащихся |
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
|
1. Организационно-мотивационный этап |
Проверяет готовность учащихся к уроку. Включение в деловой ритм. Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее материала о жизни организмов на разных материках, в разных природных зонах. Стихотворение: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Пожелание плодотворной работы на уроке.)
|
Выполняют самооценку готовности к уроку Подготовка класса к работе. Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке |
Формирование норм и правил поведения в социуме. |
Основы системы научных зн знаний. осознание роли географии биологии в познании окружающего мира |
Познавательные УУД). анализ объектов с целью выделения признаков. (Коммуникативные УУД). планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (Регулятивные УУД). целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование |
2. Актуализация знаний. |
Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке биологии и географии? Учитель раздает пятерым учащимся карточки-задания.(индивидуальная работа) Задание: подбери пару - определение. Растения - животные 1. степь: а) встречается самое толстое дерево-баобаб; 2. лиственные леса; б)преобладают мхи и лишайники; 3. тайга; в)типичное растение-ковыль; 4. Африка: г) родина картофеля, томатов; 5. Австралия: д) характерны растения бук, граб, береза; 6. Южная Америка: е) встречается дерево- эвкалипт; 7. Антарктида: з) преобладают хвойные деревья. 1степь: а) обитает царь зверей-лев; 2.лиственные леса; б)родина пингвинов; 3. тайга; в)обитают ленивцы, ягуары; 4. Африка: г)много сумчатых животных; 5. Австралия: д) на деревьях поселяются белки, сони; 6. Южная Америка: е) много кровососущих насекомых; 7. Антарктида: з) много грызунов. Остальным учащимся предлагается задание «Найдите лишнее» На экране показываются эти задания: Африка: зебра, страус, тигр, баобаб, вельвичия. Степи: тюльпаны, злаки, суслик, бурый медведь, сайгак. Тайга: кедр, сосна, лиственница, ковыль, ель. Австралия: кенгуру, эвкалипт, ехидна, утконос, овцебык. Часть учащихся, получают карточки –задания: экспедиция в природные зоны, путешествие в глубины океана. 1 группа: 1. Изучить на стр.138-139 учебника географии природу арктических и антарктических пустынь. 2.Распределить роли участников экспедиции ( климатолог, ботаник и зоолог) . 3. Составить отчет о климате, растениях, животных зоны арктических и антарктических пустынь. 2 группа: 1. Изучить на стр.138 учебника географии и на стр 89 учебника биологии природу тундры. 2. Распределить роли участников экспедиции ( климатолог, ботаник и зоолог) 3. Составить отчет о климате, растениях, животных зоны тундры. 3 группа: 1. Изучить стр. 142 учебника географии, стр. 100 учебника биологии обитателей на мелководья. 2. Какие животные организмы обитают на дне? Как приспособились к жизни на дне океана? 4 группа: . 1. Изучить стр. 141 -142 учебника географии, стр. 101 -102 учебника биологии обитателей в открытом океане? 2. Какие организмы называют свободноплавающими? Назовите их. 3. Что такое планктон, фитопланктон? Где находятся самые богатые «планктонные пастбища»?
|
Отвечают: Растительный и животный мир умеренного пояса; Жизнь организмов на разных материках.
Учащиеся работают с карточками самостоятельно. Группа учащихся сдают ответы на карточку-задание Растения: 1-в, 2-д,3-з, 4-а,5-е,6-г,7-б. Животные: 1-з,2-д,3-е,4-а,5-г,6-в,7-б.
Ответы учащихся: тигр, бурый медведь, ковыль, овцебык. Презентация «Найдите лишнее»
Учащиеся самостоятельно изучают природу полярных областей ,условия жизни и обитателей океанов и готовят отчет |
Основы системы знаний учащихся, их научность.
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. |
Познавательные: обобщение своих знаний;
коммуникативные: речевая деятельность; регулятивные: инициативность и самостоятельно находить соответствие в определении.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений
Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Создать условия для формирования познавательных универсальных действий. создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща
Слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности); |
3. Целеполагание Проблемный вопрос. Постановка учебной задачи. |
В вашей цепочке знаний звено о растениях и животных , живущих в разных природных условиях уже имеется. А какие растения и животные обитают в полярных, холодных областях, в морях и океанах? И как называются природные зоны в этих районах? Какие условия жизни обитателей открытой воды. Учитель предлагает ребятам сформулировать тему урока и поставить вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы пополнить знания о тундре и арктических пустынях, о жизни организмов в морях и океанах.. Направляет деятельность учащихся. . |
Смыслообразование: учебная мотивация. Ученики дают ответ, что это арктические пустыни, тундра., жизнь организмов в океане. Учащиеся записывают тему урока. .
|
Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразование: учебная мотивация. |
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. Характеризовать особенности видов организмов, их приспособленность к среде обитания. |
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Открытие новых знаний
|
Сегодня мы с вами будем участниками экспедиции в ледяную зону Арктики и Антарктиды, в зону тундры. Сегодня из путешествия вернулись две экспедиционные группы, которые побывали в Арктике и Антарктиде и на северном побережье Евразии и Северной Америки. А также две группы, которые путешествовали на научно-исследовательском корабле , изучая жизнь морских организмов. Они выявили особенности природы каждой зоны, условия жизни обитателей на каждом этаже подводной жизни. Предоставляем слово участникам экспедиции: климатологу, ботанику, зоологу. Посмотрите видеоролик ???? Учитель биологии: На борту научно-исследовательского судна находились ученые, которые исследовали жизнь морских существ, измеряли соленость, температуру воды, освещение. Учитель географии: Мы знаем, что нагрев земной поверхности зависит от географического положения: чем ближе к экватору, тем сильнее нагревается суша и вода. Географическое положение и глубина- главные причины разнообразия условий жизни в океане. Учитель биологии: Исследовательское судно причалило к месту назначения и сейчас мы пригласим океанологов рассказать о морских обитателях. |
4 группы учащихся делают отчет по проделанной работе.
Просмотр видеоролика о животных тундры. Арктических пустынь. Видеофрагменты: http://luxgot.in.ua/nnews/195/ Арктика. Природа Арктики.
Тундра - край вечной мерзлоты: www.youtube.com Отчет и просмотр видеоролика о обитателях морских глубин. Видеофрагмент: http://pro88008.ru/detyam-morskie-obi... Детям. Морские обитатели. http://youtu.be/PkLtnzV5q8I Морские обитатели. |
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям |
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Объяснять сущность понятия «тундра», «арктическая и антарктическая пустыня» «планктон» «фитопланктон». |
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; Умение определять понятия, находить необходимую информацию |
Физкультминутка |
Буквой Л поставим ноги, Словно в пляске – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо. Получается на славу. Молодцы! Влево – вправо, влево – вправо |
||||
5. Создание проблемной ситуаци |
Учитель биологии: 1. Почему многие животные не погибают, обитая в суровых условиях? (выдвижение гипотез, их обсуждение) Учитель географии: Почему с глубиной разнообразие живых организмов уменьшается? Чем это объясняется? Учитель биологии: Как приспособились морские животные к жизни на очень большой глубине?
|
Учащиеся говорят о приспособлениях животных к к суровым условиям жизни ( миграции, спячка, смена окраски меха, толстый слой жира, теплый мех ит.д.)
Ответ: уменьшается количество солнечного тепла и света с глубиной.
Ответ на стр 103 учебника биологии.
|
Смыслообра-зование: границы собственного знания и «незнания»; ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков.
|
Опыт «предметной» деятельности по получению знаний. находить в различных источниках и анализировать географическую информацию |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности..
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Преобразовывать информацию из одного вида в другой |
6. Первичное закрепление |
Учитель географии: Какую тему мы сегодня изучили? Назовите безлесные природные зоны? Назовите главные признаки зоны тундры? Учитель биологии: На стр 142 учебника географии найдите какие зоны освещения выделяют в океане? Учитель биологии: Объясните, почему скопления планктона называют «пастбищами» Что такое фитопланктон? |
Дети отвечают на вопрос и делают вывод Безлесная зона, холодный и суровый климат Микроскопические растения. Световая, сумеречная. Ночная. Это корм для рыб и некоторых китов. |
Смыслообразо- вание: границы собственного знания и «незнания»; самоопределение: самооценка.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
Опыт «предметной» деятельности по преобразованию знаний. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение. |
7. Первичное закрепление. Практикум |
Открыть Дневник географа – следопыта стр 71 -73, задание 2(впиши пропущенное слово); рабочая тетрадь по биологии стр 65 задание 5
|
Учащиеся работают с текстом учебника, вписывая пропущенные слова в определения, работа с рисунками учебника. |
Ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков. |
Опыт «предметной» деятельности по применению новых знаний. Формирование умений и навыков использования географических знаний и знаний по биологии. |
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция; коммуникативные: навыки сотрудничества; познавательные:, анализ, обобщение. |
8. Рефлексия. |
Подводит итог урока, С каким настроением вы уходите с урока? Скоро прозвенит звонок, Пора заканчивать урок. О чём мы говорили сегодня на уроке? Всё ли было понятно на уроке? Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке. Вывод урока. С каким настроением вы уходите с урока?
|
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов |
Формирование ответственного отношения к учению |
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия (основы системы научных знаний). |
9. Итог урока. Домашнее задание. |
Учитель задает дом. Задание обязательное для всех- география: п.23, задания в рабочей тетради воп №1,2,3 стр 73 Школа географа-следопыта: эмблема. Биология: п.23, рабочая тетрадь №1,2,3 стр 63 -64. Задание по биологии и географии творческого характера: разработка самодельного устройства «Глубины океана» и определитель морских обитателей. выполнить работу на стр 142 – 143 учебника географии. |
Вывод учащихся. |
Самоопределение: самоуважение и самооценка.
Называть примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника. |
Умение выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с учебником, картой |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Видеофрагменты:
http://luxgot.in.ua/nnews/195/ Арктика. Природа Арктики.
Тундра - край вечной мерзлоты: www.youtube.com
Отчет и просмотр видеоролика о обитателях морских глубин.
Видеофрагмент:
http://pro88008.ru/detyam-morskie-obi... Детям. Морские обитатели.
http://youtu.be/PkLtnzV5q8I Морские обитатели.
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Вид, тип ресурса |
Источник ресурса |
1 |
Арктика. Природа Арктики. |
видеофрагмент |
|
2 |
видеофрагмент |
||
3 |
Детям. Морские обитатели |
видеоролик |
|
4 |
Морские обитатели |
видеофрагмент |
|
5 |
Найдите лишнее |
презентация |
Самостоятельно разработанный ЭОР |