Урок биологии на тему «Жизнь в морях и океанах» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема. Жизнь в морях и океанах
Цель: формирование представлений о природных сообществах морей и океанов в процессе работы с текстом учебника, рабочей тетради и ЭОР.
Задачи:
Образовательная: называть сообщества морей и океанов, узнавать наиболее распространенные растения и животных.
Развивающая: осуществлять поиск необходимой информации, проводить анализ и синтез собранных сведений, формулировать выводы.
Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий, выстраивание конструктивных взаимоотношений с одноклассниками.
Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Метод проведения: эвристическая беседа, работа с текстом учебником, рабочей тетрадью, интерактивной доской, работа в парах.
Элементы основного содержания: сообщество, сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, сообщество кораллового рифа, донное сообщество, глубоководное сообщество.
Требования к результатам образования:
Предметные результаты:
ученик должен
иметь представление о природных сообществах морей и океанов;
знать наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах;
уметь определять на рисунках природные сообщества и основные особенности строения организмов обитающих в данных сообществах.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам работы; развивать навыки самооценки и самоанализа; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки; распознавать сообщества; устанавливать соответствие между сообществами и их обитателями.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке; уметь проводить самоанализ усвоенного материала; удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Междисциплинарные связи: география.
Внутри дисциплинарные связи: зоология, экология, морфология.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор; влажные препараты (крабы, морские ежи), биологические объекты (морские звезды).
Информационно методическое обеспечение: учебник, рабочие тетради, тесты; программа elite Panaboard book.
Организация деятельности учащихся: отвечают на тестовые задания; слушают выступление одноклассников, отвечают на познавательные задания, отрабатывают новые понятия, формулируют выводы; работают с текстом учебника, интерактивной доской.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, познавательные задания в рабочей тетради и ЭОР.
Измерители: познавательные задания, задания ЭОР.
Критерии оценки выполнения заданий:
- дали определения ключевым понятиям; назвали природные сообщества морей и океанов; узнали (распознали) наиболее распространенные живые организмы в сообществах, выявили особенности строения и жизнедеятельности организмов в сообществах; подвели итоги урока.
УМК: Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию (линейный курс).
Класс: 5а класс
Учитель: Хохлова И.А.
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результаты / УУД |
Организационный момент |
1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Цель: эмоциональный настрой на урок |
Проверяют готовность рабочего места, внимательно слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок. |
Личностные результаты: должны приготовить рабочее место, настроиться на активную работу на уроке |
2.Актуализация знаний |
2.Дает задание: выполнить тестовую работу по теме «Природные зоны земли», время 8-9 мин. Цель: коррекция знаний. Слайд №1 (критерии оценивания, баллы) |
Выполняют тестовую работу |
Регулятивные УУД: уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. |
3.Постановка темы и определение цели урока (мотивация) |
Приглашает учащегося выступить с мини-проектом, настраивает ребят на внимательное прослушивание доклада, отбора необходимой информации для формирования темы урока. Цель: создание условий для формулирования темы и определения цели урока; демонстрации результатов работы над проектом. |
Учащиеся представляет мини проект, сл.№2-9 Формулируют тему урока сл № 10 Тема «Жизнь в морях и океанах» Определяют цели урока. Сл. №11. |
Регулятивные УУД: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Познавательные УУД: уметь формулировать тему урока, анализировать выступления одноклассников, выделять главное в прослушанном докладе. Личностные УУД: умение выступать публично. |
4.Комплексное применение знаний, умений, навыков. |
Организует работу в рабочих тетрадях |
Выполняют задание в рабочей тетради |
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, рабочими тетрадями, выделять главное, давать определения понятиям. Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: иметь представления о природных сообществах в морях и океанах, определять на рисунках природные сообщества |
Организует работу с понятийным аппаратом: №185, сл.12 |
Отрабатывают новое понятие №185,сл №12 |
||
2.Проводит работу в РТ№ 186 и с текстом учебника (беглое чтение): «Откройте учебник на с.121- 123. Обратите внимание на слова, выделенные в тексте учебника, что между ними общего?» Проводит беседу: «Какие природные сообщества складываются в морях и океанах?» |
Выполняют задания в РТ №186 сл. №13 Делают выводы: в морях и океанах складываются разнообразные природные сообщества: 1.Сообщество поверхности воды. 2.Сообщество толщи воды. 3. Донное сообщество. 4.Сообщество кораллового рифа 5.Глубоководное сообщество. |
||
|
3.Организует работу в парах РТ №187, №188, сл. 14 |
Выполняют задания в РТ №187,№188 в парах. |
Предметные результаты: Знать наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах; уметь определять основные особенности строения организмов обитающих в сообществах. Регулятивные УУД: выполнять задания учителя согласно установленным правилам работы. развивать навыки самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки и условия существования. Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. |
4.Проводит проверку выполнения заданий (таблица) - сл14, сл. 15 |
Проверяют с эталоном ответа. |
||
5.Формулируют выводы по проделанным заданиям Цель: формирование представлений о природных сообществах морей и океанов в процессе работы с текстом учебника, рабочей тетради |
Делают выводы. Выводы: - моря и океаны богато населены живыми организмами. |
||
5.Закрепление материала |
Организует работу с интерактивной доской (программа elite Panaboard book) Цель: закрепление приобретенных УУД. |
Выполняют задания на закрепление |
Познавательные УУД: проводить соответствие между природными сообществами и их обитателями. Личностные результаты: уметь проводить самоанализ усвоенного материала. |
6.Рефлексия |
Подводит итоги урока. Цель: подведение итогов урока, формулировка выводов; развитие умений проводить самоанализ усвоенного материала. Сл.17-18 |
Несколько учащихся подводят итоги урока, дополняя предложения (выводы). сл.17-18 |
Предметный результат: знают наиболее распространенные растения и животных в морях и океанах; умеют определять природные сообщества. Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
7.Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание: сл.19 Предлагает темы проектов. Цель: развитие проектной деятельности, связанной с личным опытом учащихся. |
Записывают домашнее задание. Выбирают тему проекта. |
Регулятивные УУД: уметь соблюдать единые требования к выполнению д/з |