Урок истории в 7 классе: Жизненный уклад русских крестьян в 17 веке
Тема урока: Жизненный уклад русских крестьян.
/data/files/m1685173265.ppt (Жизненный уклад русских крестьян.)
Урок получения нового знания в рамках изучения темы Культурное пространство России в 17 веке. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. в 7 классе.
Цель: пробудить у школьников интерес к изучению русской культуры и быта, русской старине;
Задачи: 1) познакомить школьников с элементами культуры и быта русских крестьян;
2) формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, развивать мыслительные способности, умения решать творческие задачи;
3) способствовать патриотическому и трудовому воспитанию школьников
Формирование УУД:
личностные: положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества;
регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность.
познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать своё мнение, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы и строить небольшие монологические высказывания.
Формы и методы: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные: диалоговая бесед, выполнение опережающего задания-сообщения дискуссия, выполнение проблемных заданий, применение элементов игры.
Оборудование и материалы: предметы быта, элементы одежды и обуви, продукты питания, иллюстрации, книги, компьютер, проектор.
План: 1. Вступительное слово учителя.
2. Крестьянские поселения и постройки.
3. Семейные традиции.
4. Щи да каша пища наша.
5. Предметы быта.
6. Одежда и обувь крестьян.
7. Как говорили в старину.
8. Старинные меры длины.
9. Заключение.
Слайд 1
Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости…
А.С. Пушкин
II. Изучение новой темы.
Постановка темы и цели урока. Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Дети через представленные на уроке экспонаты высказывают свои предположения.
Итак, наш сегодняшний урок мы посвящаем жизненному укладу и быту древнерусского крестьянства. Мы познакомимся с крестьянскими поселениями, некоторыми традициями, предметами быта, элементами одежды и т.д. За один урок охватить все стороны крестьянского быта не возможно. Этому можно посвятить целый спецкурс.
Определим хронологические рамки изучаемой темы: 6 (9) – 17 века – с древнейших времён восточного славянства до петровских преобразований. В этот период развитие страны шло традиционным путём и внешнее влияние было слабым.
Крестьянские постройки и поселения.
Задания: «Четвёртый лишний» Слайд 2
Деревня, село, починок, посад. (Посад – нижняя часть города, где жили торговцы и ремесленники).
Изба, клеть, сени, сарай. (Сарай не является жилым помещением).
Овин, житница, хлев, амбар. (Хлев – помещение для скота).
Вопросы:
Какие постройки ещё могли быть в крестьянском хозяйстве? (погреб, сенник, баня).
Объяснить слова: клеть, сени, овин, житница. (Клеть и сени – не отапливаемые помещения, сени соединяли избу с клетью, где летом жили и спали, а зимой хранили запасы и вещи. Овин – место сушки хлебных снопов перед обмолотом. Житница – место хранения не обмолоченного зерна). Слайд 3.
Что такое курная изба? (Изба с печкой без дымохода и трубы, дым выходил в отверстие под потолком, задвигаемое досками). Слайд 4. Приложение 1.
Выступление ученика.
В древнерусских источниках для обозначения крестьянских поселений употреблялись различные наименования: погост, починок, деревня, село, слобода.
Основным типом поселения русских крестьян всегда была деревня, состоящая в основном из 3-4 дворов, реже 5-6. В16-17 веках появились деревни в 10 - 15 дворов. Слово «деревня»произошло от глагола «драть», то есть расчищать участок под пашню, вырубая и сжигая деревья. Неслучайно деревней сначала называли пахотные и сенокосные угодья. Ведь крестьяне сначала расчищали и выбирали плодородную почву для ведения хозяйства и лишь после этого основывали небольшое поселение, обзаводились постройками.
Близки к деревне и так называемые «починки» (почин - начало), которые состояли из 1-2 дворов и не имели больших пашен.
Наиболее крупным из крестьянских поселений было село, отличающееся от деревни и по происхождению, и по характеру. Сёла основывались землевладельцами. Здесь находился господский двор, где жил хозяин или управляющий (тиун). В центре села располагалась церковь, это отличие села от деревни закрепилось в 16-17веках..
В северных русских землях для обозначения крестьянских поселений употреблялось «погост». В словаре Ожегова погост - сельское кладбище.
Известны были на Руси и слободы, жители которых по сравнению с другими крестьянами, имели льготы по несению повинностей, здесь селились ремесленники, ещё не порвавшие с сельским хозяйством. В словаре Ожегова слобода – это село сне крестьянским населением, второе значение – это посёлок около города.
Семейные традиции.
Рассказ учителя с элементами беседы
В крестьянских семьях обычно насчитывали от 3-4 человек до 7-8, состоящий чаще всего из супругов с неженатыми детьми. Больших семей на Руси как правило не было. Как вы думаете, почему детей в крестьянских семьях было мало? (Высокий уровень смертности детей, хотя детей в семьях рождалось много).
Как вы думаете, в сколько лет тогда наступало совершеннолетие? Сейчас когда оно наступает?
С 15 лет наступало совершеннолетие и с этого времени начинали нести повинности и платить налоги, тянуть тягло. Мальчиков уже с 7-8 лет приучали выполнять все мужские обязанности по хозяйству: ухаживать за скотом, пахать, косить, ворошить и копнить сено, плотничать, заниматься несложными видами ремесла.
Девочки с 10 - 12 лет уже делали почти все работы по дому: готовили обед, убирались по дому, стирали, занимались рукоделием, пряли, ткали. Более того, в 12-13 лет их могли выдать замуж. Стоглавый церковный собор 1551 года вынужден был предписать священникам не венчать девушек раньше 15 лет. После свадьбы молодые стремились завести собственное хозяйство, то есть отделиться от отца. Делили при свидетелях всё: избы, хозяйственные постройки, скот, одежду, а главное – землю. Отделившаяся семья начинала самостоятельно тянуть тягло. Можно задать вопрос для закрепления понятия.
Щи да каша пища наша. Слайд 5.
Задание: на столе разложены продукты – хлеб, чай, кофе, сахар, пиво, горох, гречка. рис, перец, макароны, рыба, морковь, огурцы, семечки, картофель, свекла, крупа. Участник должен выбрать то, что ели и пили крестьяне в старину. Остальным можно загадать загадки:
1.Красненьки сапожки в земле и лукошке. Свекла
2.Красна, да не девка, хвостата, да не мышь. Морковь.
3.Промеж грядок лежит, гусь гладок. Огурец.
4.В воде родится, воды боится. Соль.
5.На тычине городок в нём семьсот воевод. Мак.
6.Красненька матрёшка, беленько сердечко. Малина.
7.Заплата на заплате, иголка не была.
8.Чиста да не вода, клейка да не смола, бела да не снег. От рогатого берут и живулькам дают. Молоко.
Выступление ученика.
Основной пищей крестьян был хлеб, особенно ржаной и ячменный. Пшеничный хлеб в основном пекли в городах. Ели крестьяне и пироги с разными начинками: с капустой, грибами, маком, ягодами. Весьма распространённой пищей были каши: ячменная, пшённая, овсяная, реже гречневая, а также ели овсяной и гороховый кисели. Щи считались роскошным кушаньем. Из мяса употребляли говядину, телятину, баранину, свинину, домашнюю и дикую птицу. Вопрос: почему конину почти не ели? Лошадь имела важное значение в хозяйстве и военных делах. Любили «уху с курей» - это суп из лапши с курицей. В старину любой суп называли ухой.
Крестьяне гораздо чаще мяса ели рыбу, это поощрялось церковными правилами. Рыбу солили, вялили, сушили, также ели икру.
Яйца и молочные продукты не были редкостью для крестьян.
Широко употребляли овощи и яблоки, груши, вишни, сливы, даже арбуз и дыню. Англичанин Флетчер в 16 веке, посетивший Россию, писал с удивлением о дыне: «Плоды похожие на тыкву, но слаще намного».
Использовались пряности: лаврушка, перец, чеснок, укроп при засолке овощей. Подсолнечного масла не знали, использовали льняное и конопляное.
Вместо сахара использовали мёд, в основном для приготовления сладостей и хмельных напитков. В медовом сиропе хранили вишни, сливы, редьку. Ни чая, ни кофе, ни заморских вин простолюдины не знали. Доступными напитками были медовуха, водка, настойки, наливки, квас малиновый и грушевый, клюквенный морс, ячменное пиво.
Предметы быта.
Задания:
1. На столе лежат черпак и туесок. Один из ребят должен объяснить, что это за предметы и для чего их использовали.
После того как ребята покажут Слайд 6: Черпак - это большая деревянная ложка, которой на пирах разливали хмельные напитки. Просуществовал до начала 20 века.
Туес – цилиндрический берестяной короб, куда наливали квас или мёд.
2. Вещи из сказок. На столе разложены разные предметы, которые встречаются в русских народных сказках. Объяснить в чём их чудодейственная сила. Клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковёр – самолёт, расчёска или гребень превращались в реку, шапка - неведимка, скатерть - самобранка.
3. Обереги. В старину некоторым предметам присваивали чудодейственную силу: гребень защищал от болезней, ложка – символ сытости, ключ – символ богатства. Слайд 7.
Одежда и обувь крестьян.
Задания:
На представленном рисунке показать понёву. Слайд 8. Приложение 1.
Показать различные способы завязывания платка. Затем показать на Слайде 9. Приложение 2.
Одеть лапти.
4. «Четвёртый лишний»: лён, конопля, хлопок, шерсть (крестьяне хлопок не
использовали для одежды); Слайд 10
гачи, ноговицы, порты, брюкиш (брюкиш, так в старину называли один
из сортов сукна).
5. Вопрос: власяница – это рубаха из шерстяной ткани или длинные
волосы.
Рассказ учителя:
Известно, что в старину основной одеждой мужчин и женщин были
рубахи, которые шили из сукна - шерстяной ткани, льняного и конопляного полотна. Рубаху шили довольно простым способом: кусок ткани складывали пополам, на месте сгиба вырезали ворот, боковые швы сшивали, а в оставленные в верхней части отверстия вшивали рукава. Женские рубахи нередко дополняли вставками под мышками, а чтобы расширить рубашку к подолу в её боковины вшивали косые клинья. Рубахи были нижние и верхние, более плотные. Рубаха в тёплое время года иногда была единственной одеждой.
Постепенно одежда мужчин и женщин стала меняться. Замужние женщины поверх рубашки, которая доходила до икр или щиколоток, стали носить понёву. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам – натягивать, надевать. Историки же считают, что понёва первоначально означала полотенце, пелена или завеса.
Понёва – это два куска клетчатой ткани, которые крепились на талии поясом. Куски ткани не сшивались, и между ними был виден вышитый подол рубахи. Позднее понёву стали одевать и девушки. Приложение1.
С15 века у русских женщин появился сарафан. Хотя в 14 веке сарафан считался длинной распашной мужской одеждой.
Мужская одежда в древности называлась гачи, ноговицы или порты. В16 -17 веках порты были нижние и верхние, более плотные, чаще всего иэ сукна.
Один из сортов сукна назывался брюкиш, видимо от него и получились брюки.
Цвета одежды – это красный, белый или их сочетание в праздничной одежде, также синий, зелёный, жёлтый.
Головные уборы были женские и девичьи – это венчики, венцы, повязки, кики, повои, плачеи. Слайд 11. Приложение 3.
Платки повязывали женщины всех возрастов в холодное время года. Завязывались платки, охватывая подбородок и шею, а узел завязывался высоко на макушке.
Рассказ ученика.
Обувь была разная – это лапти, поршни, башмаки, сапоги, различные виды кожаной обуви. Слайд 12. Приложение 4.
Лапти назывались по - разному – лыченицы, лычаки. Хотя плели их не только из лыка, но из бересты, даже из кожаных ремешков. Плетение лаптей считалоь лёгким и недорогим делом. Но они быстро изнашивались: зимой – за десять дней, летом, в страду – за три дня. Собираясь в дорогу брали несколько пар лаптей. Но, всё- таки основная часть населения ходила от снега до снега босиком.
Лапти, конечно же, одевались не на босу ногу. Чаще всего это были онучи – длинные широкие полосы холщовой или шерстяной ткани, по-нашему портянки. Мужчины носили онучи поверх штанов, а женщины – на голую ногу. Красивой считалась та женщина, у которой были полные ноги, поэтому наматывали даже две пары онучей.
Как говорили в старину. Слайд 13.
Задания:
1.Перевести отрывок из древнерусского произведения 17 века Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских».Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека.
«С пути уступити, шапку честно снятии, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.
Како беседовати детище с большими? Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с большими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дондеже отпущение возмёт или от них будет отпущен».
Перевод: «уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться
Как беседовать ребёнку с взрослым? Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и с взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения или будет отпущен».
2.Объяснить смысл пословиц:
- холоду, голоду, амбары полны;
- крестьянскими мозолями бары сыто живут;
- нужда учит, барщина мучит;
- утиного зоба не накормишь, господского кармана не наполнишь;
- перед богом ставь свечку, перед судьёю – мешок;
- богу – слава, а попу – каравай сала;
- хвали рожь в стогу, а боярина в гробу;
- плох овёс – наглотаешься слёз;
- князья в платье, бояре в платье, будет платье и на нашей братье.
Старинные меры длины. Слайд 14.
Задание: измерить стол по старинным мерам длины.
Вершок – 4,45см.(сначала равнялся длине фаланги указательного пальца).
Пядь – 17,75см.(расстояние между концами разведённых указательного и
большого пальцев).
Локоть – 38-46см.(не имел точной цифровой величины).
Аршин – 71,12см.(слово тюркского происхождения, видимо пришло с
Востока).
Сажень – 2,134м. (расстояние между вытянутыми в сторону руками).
Верста – 2,16км.
Закрепление изученного материала. Проверка записей в тетрадях .
VI. Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Трудным ли был материал урока для понимания?
- Какие чувства у вас появились в ходе урока?
- После работы, изменилось ли ваше представление о жизни простого русского народа? Что теперь вы можете о ней сказать? Кто хочет озвучить вслух?
На уроке я узнал…. На уроке я научился….
Я чувствовал себя на уроке….
Хочется ли вам пополнить свои знания о жизни русских крестьян в древности?
- Попробуйте дать оценку, вашей работы на уроке?
Домашнее задание. Работа с учебником § 28, стр.108-113. Выполнить задания к параграфу, уметь задавать «тонкие « и «толстые» вопросы по прочитанному материалу.
Через различные дополнительные источники подготовьить презентацию о культуре и быте русских крестьян. Тему выберите сами.
Заключительное слово учителя. Слайд 15.
Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, он вам понравился и у вас появился ещё больший интерес к изучению прошлого нашего народа. Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Откуда я? Не зная истории человечества, не возможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но прежде всего самих себя. Ибо, чтобы идти вперёд, часто оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно идти.
Использованная литература
Кацава Л. А., Юрганов А. Л. История России. 8-15 века. М., 1996.
Романов В. А. Люди и нравы Древней Руси. М., 1990.
Семёнова М. А. Мы – славяне. С-П., 1998.
Энциклопедия для детей. История России, т. 5. М.,1995.
Приложения 1 – 4.
Курная изба
Женские головные уборы
Крестьянин и крестьянка. 16 век
Способы завязывания платка
Старинные виды обуви