Журнал для родителей, детей и воспитателей «Мир детской психологии»
Журнал для родителей, детей и воспитателей
Декабрь 2022
Мир
детской психологии
Журнал издаётся в поддержку родителям, педагогам и детям дошкольного образования.
Педагог-психолог: Остробородова Ирина Николаевна
1. Это важно знать.
2. По рисункам узнать можно многое.
3. Психологическая готовность к школе.
Что это такое?
4. Как научить ребенка слышать?
5. Заповеди первоклассника.
6. Зарядка для ума.
Дидактические игры
7. Основные умения и навыки ребенка, необходимые для успешной адаптации в 1 классе.
Это важно знать
Никаких экзаменов при приеме в начальную школу быть не должно. Ребенок, достигший шестилетнего возраста, имеет право учиться в первом классе, и, чтобы записать его в школу, достаточно вашего заявления и медицинской карты, где указано его физическое состояние, а в конце есть заключение: готов к обучению.
Недопустимо и делить детей на классы по уровню развития. Сегодня есть педагогические технологии, позволяющие работать с очень разными детьми. Подтянуть тех, кто не вполне готов к школе, позволяет и длинный адаптационный период. Вот для этой работы в школе может проводиться диагностика" "чтобы установить, какая помощь необходима ребенку. Но важно, что малыша сначала принимают в школу, а уж потом детально с ним знакомятся, а не проверяют „на входе", чтобы отбросить неугодных или неудобных.
По рисункам узнать можно многое.
Малыши всегда стремятся к творчеству: стоит оставить карандаш на столе, как кроха сразу же попытается что-то изобразить. Изображение есть отражение внутреннего мира ребенка, вы можете увидеть, каково духовное развитие и состояние малыша, понять, что его заботит, определить, какие у него взаимоотношения с другими детьми.
Нарисуем — будем жить
Попросите кроху изобразить домик, в котором ему хотелось бы жить, а рядом с ним дерево. А теперь внимательно рассмотрите рисунок.
Собственно дом.
Если дом изображен большим, значит, кроха открыт для общения, очень гостеприимен, о тревожном состоянии говорят разные постройки рядом с домиком. Если дом нарисован вдалеке -ваш ребенок чувствует себя отверженным.
Стены.
Если у стены нет основы — значит у малыша слабая связь с действительностью, он пребывает в мире фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром говорит, что ребенок испытывает какие-то трудности, тревогу. Если же стены изображены прозрачными, значит, ваш малыш стремиться к лидерству в семье.
Двери. Если они открыты на нараспашку — это признак откровенности. Двери нарисованы очень большими — или ваш малыш слишком зависит от других, или он чрезвычайно коммуникабелен. Отсутствие дверей говорит о том, что дома кроха испытывает трудности в откровенном общении. Наличие задних или боковых входов означает отрешенность, стремление к одиночеству, проблемы в общении. Если двери изображены очень маленькими — малыш чувствует себя неуверенным, боится перемен, не хочет никого пускать в свой внутренний мир. Огромный висячий замок на дверях рисуют скрытные малыши, в жизни которых существует тайна, которой он не хочет ни с кем делиться.
Окна. Ваш малыш нарисовал огромные открытые окна? Значит, он очень коммуникабелен, любит бывать в больших компаниях. Множество окон говорит о том, что ребенок хочет больше общаться со сверстниками, а отсутствие занавесок — полную открытость, такой кроха ни при каких обстоятельствах не станет скрывать свои чувства. Окна распахнуты настежь? Ваш ребенок очень прямолинеен. Если занавески закрыты наглухо — у малыша больше проблемы в общении с окружающим миром.
Крыша.
Если крыша изображена самой жирной линией, значит, ваш малыш неисправимый фантазер и часто путает реальность и вымысел. Если крыша плохо сочетается со стеной, значит, кроха не может найти себе место в окружающем мире, не видит своей роли. Похоже, вы в семье уделяете малышу слишком мало внимания.
Труба.
Густой дым говорит о внутреннем напряжении, тоненькая струйка — о недостатке общения с родителями. Если труба спрятана с другой стороны крыши, малыш вообще старается избегать эмоциональных контактов с близкими людьми.
Элемент „Дерево"
Листва. Если ветви направлены вверх — ваш малыш с энтузиазмом берется за любое дело, а если в разные стороны - ребенок стремится к общению со сверстниками, хочет утвердить себя среди окружающих.
Однако, когда ветки смотрят вниз, насторожитесь: это говорит о развитии у малыша депрессивных настроений. Если вместо привычного дерева кроха нарисовал пальму, значит, он стремится к перемене мест, вам пора собираться в отпуск!
Ствол. Если он нарисован тонкими линиями, а крона —
толстыми, значит, ваш малыш отчаянно хочет стать самостоятельным. Линии ствола кривые — ребенок постоянно озабочен трудностями. Ствол оторван от земли — малышу надо больше общаться со сверстниками, помогите ему найти круг общения. Если дерево сужается книзу — ребенок ощущает тревогу и хочет оказаться в безопасности.
Физические параметры — далеко не единственный критерий готовности вашего малыша к школе.
Психологическая готовность к школе.
Что это такое?
Психологическая готовность к школе – это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения с взрослыми и другими детьми.
Рекомендации родителям дошкольника
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
7. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать.
8. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
9. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.
10. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно больше полезных вещей, игр, предметов.
11. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
12. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!
Как научить ребенка слышать с первого раза
Прежде всего, надо стать примером для своего ребёнка – примером внимательного слушателя.
Говорите с ребёнком уважительно. ...
Если ребёнок не реагирует, понизьте голос.
Вначале привлеките внимание ребёнка, а затем говорите.
Заранее предупредите о каком-либо разговоре.
Заповеди первоклассника
Следуя им, взрослые могут подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников в школе. Попробуйте. У вас еще есть время.
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
Не дерись без обиды.
Не обижайся без дела.
Сам ни к кому не приставай.
Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.
Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего.
Никого два раза ни о чем не проси.
Из-за отметки не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметки не спорь и на учителя из - за отметки не обижайся.
Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
Зарядка для ума.
Дидактические игры.
• Таинственная коробка.
. Найдите большую коробку, проделайте в ней два круглых отверстия в противоположных стенках, достаточно больших, чтобы руки ребенка могли пролезть в них с двух сторон. Вырежьте эти отверстия не до конца, так, чтобы часть круга оставалась прикрепленной к коробке. Пусть ребенок украсит ее как захочет, чтобы она стала нарядной.
Теперь время от времени вы можете что-нибудь класть в коробку, а ребенок отгадывать, что там лежит. Сначала надо просунуть в коробку одну руку, а другая должна оставаться сверху. Если же он не сможет догадаться, тогда пусть просунет и вторую руку. Вот некоторые предметы домашнего обихода, которые вполне могут стать «таинственными»: ручка, мячик, какая-то небольшая мягкая игрушка, полотенце, носок и т.д.
• Найдите словечко. Посмотрите вокруг и устройте соревнование «Кто больше назовет осенних (веселых, грустных) слов?
• Игра «Хорошо — плохо».
Вам купили шариковую ручку с желтым стержнем.
Хорошо: красивая; ...
Плохо: Нельзя травку нарисовать; ...
• Развивайте свои руки. Игра со спичками.
Перед каждым играющим лежат в беспорядке 15 очищенных от серы спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одна за другой на расстояние 30 см и сложить аккуратно, пользуясь только:
— указательными пальцами обеих рук;
— любыми пальцами левой руки;
— только двумя пальцами — большим и мизинцем левой (правой) руки;
— только указательным и средним пальцами левой руки;
— только средним и безымянным пальцами левой (правой) руки;
— только безымянным и мизинцем левой (правой) руки.
Основные умения и навыки ребенка, необходимые для успешной адаптации в 1 классе.
Мелкая моторика:
·свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
·изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
·штриховать или раскрашивать рисунки не выходя за контуры;
·ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
·уметь копировать фразы, простейшие рисунки;
·передавать в рисунке точную форму предмета, пропорций, расположение частей.
Внимание:
·выполнять задание, не отвлекаясь, около 20 минут;
·находить 10 отличий между предметами;
·удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;
·выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
·копировать в точности узор или движение;
·уметь находить одинаковые предметы.
Память:
·уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов;
·рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;
·повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;
·подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;
·повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно;
·подробно рассказывать по памяти содержание сюжета картинки;
·запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находится.
Мышление:
·объединять предметы в группы по определенным признакам;
·выстраивать логический ряд из определенных фигур или предметов;
·выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам;
·уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;
·Решать достаточно сложные логические задачи;
·Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними;
·Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
Окружающий мир:
·называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей;
·название своего родного города (села), столицы, Родины;
·последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев;
·отличать животных (птиц, насекомых, зверей)
·отличать садовые цветы от полевых,
·деревья от кустарников;
·знать и называть все явления природы,
·распознавать их по окраске, размерам;
·знать о сезонных изменениях в природе.
Грамота:
·знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
·определять количество слогов в словах;
·определять количество звуков в словах;
·определять место заданного звука в слове;
·анализировать звуковой состав слова;
·определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком “ударение” ударные гласные;
·различать гласные и согласные звуки и буквы;
·различать твердые и мягкие согласные;
·составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности
Развитие речи:
·уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия;
·самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений;
·составлять рассказы из личного опыта;
·изменять слова, образуя новые;
·пересказывать небольшие рассказы;
·выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания;
·правильно употреблять трудные формы знакомых слов;
·использовать в речи антонимы;
·отгадывать загадки, понимать образные выражения.
Математика:
·называть числа в прямом и обратном порядке до 20;
·соотносить цифру и число предметов;
·составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
·пользоваться арифметическими знаками действия;
·измерять длину предметов с помощью условной меры;
·ориентироваться на листе бумаги;
·определять время по часам.