12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филатова С.Н.21

Филатова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

МО» «Краснохуторская ООШ

Белгородского района Белгородской области

 

Зимняя экскурсия как средство развития

познавательных интересов у учащихся.

Экскурсия в природу - одно из средств развития познавательных интересов детей. И очень важно, чтобы тема экскурсии сразу привлекла их внимание, вызвала соответствующий эмоциональный настрой, тогда она будет способствовать развитию мыслительной деятельности, восприятия, воображения.

Экскурсии в природу зимой с учащимися начальных классов должны совершаться в виде прогулок с целевым назначением, например, для ознакомления детей с орнитофауной родного края, со следами деятельности животных и т.д.

Наиболее подходящим временем для зимних экскурсий следует считать конец февраля - начало марта, когда сильные морозы обычно остаются позади и чаще устанавливаются погожие деньки.

Прежде чем проводить экскурсию, учитель должен заранее определить наиболее удобный маршрут и найти те объекты, которые могут быть использованы в познавательных целях.

Наиболее подходящие объекты для зимних экскурсий – покинутые гнезда сорок, грачей, среди оголенных ветвей в кронах деревьев они хорошо видны. Еще можно встретить дупла в стволах деревьев, проделанные дятлами, их «кузницы» и следы работы с шишками, отпечатки ног на снегу некоторых животных и особенно зимующих птиц.

На экскурсии нетрудно показать детям птиц, которые, как правило, держатся небольшими стайками и при приближении человека далеко не улетают, а садятся на соседние деревья. В этом году вблизи школы мы наблюдали за стайкой зеленушек, которые прилетели на куст калины и лакомились ягодами.

Сельские ребята живут в непосредственной близости к природе. Возможность с раннего детства наблюдать разнообразные явления природы, видеть ее красоту, естественно, влияет на формирование человеческой личности. Но было бы неверно думать, что соседства с природой достаточно, чтобы ребята выросли ее ценителями и защитниками.

Обычно сельские дети еще до изучения окружающего мира «знают в лицо» и узнают в природе 20-30 видов насекомых. Хуже они представляют себе образ жизни насекомых. Например, на вопрос: «что делают насекомые зимой?» - большинство ребят отвечают: «Спят!».

Действительно, насекомые с наступлением холодов забираются в укромные места и впадают в оцепенение, «спят», но во время оттепелей они отогреваются и становятся подвижными. Чтобы опровергнуть неверные представления детей о жизни насекомых зимой, мы провели экскурсию на тему «Наблюдения за зимними насекомыми». Экскурсии предшествовала обстоятельная подготовка, которую мы проводили с самого начала учебного года.

Непосредственное общение с природой развивает у учащихся интерес к ее изучению, воспитывает любовь к родному краю. В походах, на экскурсиях и прогулках учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к ее звукам, узнают много интересного.

Особо интересны для них зимние экскурсии. Особое внимание уделяем изучению животных и их следов, которые изучаем по рисункам и фотографиям, помещенных в книгах, а так же зарисовкам и фотографиям, сделанным учащимися в предыдущие годы. Не пропускаем ни одного удобного случая, чтобы поупражняться в распознавании следов, оставленных различными животными вблизи жилья человека.

Чтобы не запутаться в обилии следов, оставленных животными и определить свежий след, вечером оставляем в снегу отметины в виде черточки, буквы, следа от ноги и т.п. Утром наблюдаем, как они изменились. Зная, в какое время сделаны отметины на снегу, и за сколько часов произошли изменения, можно довольно точно определить свежесть следа во время экскурсии.

Тихим морозным утром входим в лес. Кажется, что все околдовано и спит. Трудно поверить, что кругом идет жизнь.

Зимний лес необыкновенно чуток. Малейший шорох, неаккуратное движение, вызывающее шум, громкие разговоры мешают работать. Когда нужно срочно обсудить увиденное, дать какие-то разъяснения, останавливаемся и говорим тихонько. Обнаружив след, идем параллельно ему. Следы деятельности животных позволяют ребятам судить об обеспеченности того или иного вида кормом, а следовательно, организовать подкормку диких животных, принять посильное участие в их охране.

После проведения экскурсий видна возрастающая активность учащихся в практических работах по охране природы, в организации подкормки животных, в заготовке кормов для зимующих птиц (семена подсолнечника, арбуза т.п.), веников из березы и осины для зайцев, косуль. У учащихся повышается заинтересованность в изучении деятельности животных, птиц.

Все увиденное и услышанное оставляет в душе ребенка неизгладимое впечатление, заставляет его искать ответы на возникающие вопросы, читать дополнительную литературу, внимательно приглядываться к окружающему, воспитывает сознательное и бережное отношение к природе.

Кроме того, зимнюю экскурсию можно рассматривать как звено целенаправленной работы по воспитанию у учащихся бережного отношения к родной природе.

 

 

 

Список литературы

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.

Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.

Горбаткина И.М. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С.103-104.

Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Экскурсия на лесную опушку // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С.52-55.

Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.38-41.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.