Статья «Зимняя экскурсия как средство развития познавательных интересов у учащихся»
Филатова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
МО» «Краснохуторская ООШ
Белгородского района Белгородской области
Зимняя экскурсия как средство развития
познавательных интересов у учащихся.
Экскурсия в природу - одно из средств развития познавательных интересов детей. И очень важно, чтобы тема экскурсии сразу привлекла их внимание, вызвала соответствующий эмоциональный настрой, тогда она будет способствовать развитию мыслительной деятельности, восприятия, воображения.
Экскурсии в природу зимой с учащимися начальных классов должны совершаться в виде прогулок с целевым назначением, например, для ознакомления детей с орнитофауной родного края, со следами деятельности животных и т.д.
Наиболее подходящим временем для зимних экскурсий следует считать конец февраля - начало марта, когда сильные морозы обычно остаются позади и чаще устанавливаются погожие деньки.
Прежде чем проводить экскурсию, учитель должен заранее определить наиболее удобный маршрут и найти те объекты, которые могут быть использованы в познавательных целях.
Наиболее подходящие объекты для зимних экскурсий – покинутые гнезда сорок, грачей, среди оголенных ветвей в кронах деревьев они хорошо видны. Еще можно встретить дупла в стволах деревьев, проделанные дятлами, их «кузницы» и следы работы с шишками, отпечатки ног на снегу некоторых животных и особенно зимующих птиц.
На экскурсии нетрудно показать детям птиц, которые, как правило, держатся небольшими стайками и при приближении человека далеко не улетают, а садятся на соседние деревья. В этом году вблизи школы мы наблюдали за стайкой зеленушек, которые прилетели на куст калины и лакомились ягодами.
Сельские ребята живут в непосредственной близости к природе. Возможность с раннего детства наблюдать разнообразные явления природы, видеть ее красоту, естественно, влияет на формирование человеческой личности. Но было бы неверно думать, что соседства с природой достаточно, чтобы ребята выросли ее ценителями и защитниками.
Обычно сельские дети еще до изучения окружающего мира «знают в лицо» и узнают в природе 20-30 видов насекомых. Хуже они представляют себе образ жизни насекомых. Например, на вопрос: «что делают насекомые зимой?» - большинство ребят отвечают: «Спят!».
Действительно, насекомые с наступлением холодов забираются в укромные места и впадают в оцепенение, «спят», но во время оттепелей они отогреваются и становятся подвижными. Чтобы опровергнуть неверные представления детей о жизни насекомых зимой, мы провели экскурсию на тему «Наблюдения за зимними насекомыми». Экскурсии предшествовала обстоятельная подготовка, которую мы проводили с самого начала учебного года.
Непосредственное общение с природой развивает у учащихся интерес к ее изучению, воспитывает любовь к родному краю. В походах, на экскурсиях и прогулках учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к ее звукам, узнают много интересного.
Особо интересны для них зимние экскурсии. Особое внимание уделяем изучению животных и их следов, которые изучаем по рисункам и фотографиям, помещенных в книгах, а так же зарисовкам и фотографиям, сделанным учащимися в предыдущие годы. Не пропускаем ни одного удобного случая, чтобы поупражняться в распознавании следов, оставленных различными животными вблизи жилья человека.
Чтобы не запутаться в обилии следов, оставленных животными и определить свежий след, вечером оставляем в снегу отметины в виде черточки, буквы, следа от ноги и т.п. Утром наблюдаем, как они изменились. Зная, в какое время сделаны отметины на снегу, и за сколько часов произошли изменения, можно довольно точно определить свежесть следа во время экскурсии.
Тихим морозным утром входим в лес. Кажется, что все околдовано и спит. Трудно поверить, что кругом идет жизнь.
Зимний лес необыкновенно чуток. Малейший шорох, неаккуратное движение, вызывающее шум, громкие разговоры мешают работать. Когда нужно срочно обсудить увиденное, дать какие-то разъяснения, останавливаемся и говорим тихонько. Обнаружив след, идем параллельно ему. Следы деятельности животных позволяют ребятам судить об обеспеченности того или иного вида кормом, а следовательно, организовать подкормку диких животных, принять посильное участие в их охране.
После проведения экскурсий видна возрастающая активность учащихся в практических работах по охране природы, в организации подкормки животных, в заготовке кормов для зимующих птиц (семена подсолнечника, арбуза т.п.), веников из березы и осины для зайцев, косуль. У учащихся повышается заинтересованность в изучении деятельности животных, птиц.
Все увиденное и услышанное оставляет в душе ребенка неизгладимое впечатление, заставляет его искать ответы на возникающие вопросы, читать дополнительную литературу, внимательно приглядываться к окружающему, воспитывает сознательное и бережное отношение к природе.
Кроме того, зимнюю экскурсию можно рассматривать как звено целенаправленной работы по воспитанию у учащихся бережного отношения к родной природе.
Список литературы
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.
Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.
Горбаткина И.М. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С.103-104.
Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Экскурсия на лесную опушку // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С.52-55.
Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.38-41.