12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Екатерина Вячеславовна32

Конкурсная работа, на тему: Развитие познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности

Название конкурса: Всероссийский педагогический конкурс педагогического мастерства на лучшую статью « Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.

Выполнила: Жукова Екатерина Вячеславовна

Введение

Изменения, происходящие в современной школе, требуют обеспечения ученикам успешного обучения и личностное развитие. Познавательный интерес является одним из главных критериев эффективного обучения младших школьников. Развитие познавательного интереса можно определить одной из главных проблем современной школы. Её актуальность определенна ничем иным, как учебной деятельностью, развитием у младших школьников приемов приобретения знаний самостоятельно и развитием содержания обучения.

Познавательный интерес не возникает сам по себе и не приобретается, а целенаправленно развивается и формируется. Перед современной школой стоит задача развития познавательного интереса. В начальной школе выявляются способности и задатки ребенка, определяются потребности в определенных видах деятельности и предметах, это указывает на то, что особо важно формировать познавательный интерес, начиная с начальной школы. С появлением принципа положительной мотивации и эмоцианально-благоприятного климата учения, по мнению В.И.Загвязинского, возникает необходимость побуждения внутренних мотивов учения. Г.И.Щукина в своих работах отражает необходимость определения сущности формирования познавательного интереса с помощью методик выявления интересов. А.Н.Леонтьев, изучая процесс формирования познавательного интереса в онтогенезе, указал на его включенность в линию развития и воспитания школьников. Также вопрос пути развития познавательного интереса в процессе обучения рассматривали Г.И.Щукина и Н.Г.Морозова. Учебная деятельность даёт возможность становления и развития психических качеств личности, которые определяют основу его специфики и интересов. Благодаря формированию учебной деятельности, появляются предпосылки для развития внутренней мотивации у младших школьников и повышение познавательной активности.

Появление новых ФГОС НОО необходимо повышает общественную значимость процесса развития и формирования познавательного интереса, так как федеральные государственные образовательные стандарты ставят задачу разработки модели обучения, гарантирующую их достижения. Внедрение современных технологий и методических средств недостаточно для полного и эффективного обеспечения формирования познавательного интереса у учеников.

Исходя из анализа педагогического опыта учителей начальных классов, можно сделать вывод, что при развитии познавательного интереса у детей возникают определенные трудности, в связи с тем, что рекомендации, указанные в психолого-педагогической методической литературе по вопросу формирования познавательного интереса младших школьников, как правило крайне редко используются в современной практике обучения или их использование носит ситуативный, одноразовый характер.

Проведя теоретический анализ литературы мы сделали вывод, что актуальность выбранной темы исследования определяется следующими факторами:

в меньшей степени сформирован познавательный интерес младших школьников, несмотря на его важное значение в процессе обучения;

противоречие между потребностью образовательного процесса в определении личностно-ориентированного подхода в обучении при желании учителей сохранить традиционный подход в процессе формирования познавательного интереса младших школьников.

Пути формирования познавательного интереса младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Современная школа развивается вместе с обществом. Основной задачей школы является развитие школьника как личности. Дети не только посещают уроки, пишут контрольные, сдают экзамены, получают оценки и отметки, но и занимаются внеурочной деятельностью. После уроков каждый ребенок выбирает то, что ему по душе: спорт, творчество, наука и т.д. Теперь подробно разберем понятие «внеурочная деятельность».

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед школой такие задачи, как развивать личность ребенка и «учить учиться». Но выполнить эти требования посредством только учебного времени невозможно. Именно по этой причине внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение личных потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Организация внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта включает в себя развитие личностных и метапредметных результатов, а также создание комфортной образовательной среды для всех ее субъектов. Внеурочная деятельность расширяет возможности стандарта нового поколения, удовлетворяет образовательные потребности. Ориентируется на личностный интерес школьника, его способности и возможности.

Внеурочная деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В процессе организации внеурочной деятельности для каждого ученика создается определенная ситуация успеха. Грамотно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося. В основе организации лежат следующие принципы:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Основное назначение внеурочной деятельности — разумное создание дополнительных условий для развития ребенка и организация его свободного времени.

Внеурочная деятельность позволяет решить еще ряд задач:

1. оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

2. улучшить условия для развития ребёнка;

3. учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Внеурочная деятельность осуществляется так же, как и любая другая – по определенным направлениям и видам. Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны. Каждый ребенок может найти и выбрать направление, которое будет отвечать его запросам. Это могут быть такие направления, как:

- Спортивно-оздоровительное.

Способствует усилению оздоровительного эффекта, который достигается в ходе частого использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Основное внимание уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Целью является воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни;

- Духовно-нравственное.

Работает на формирование и развитие высоконравственного, творческого компетентного гражданина. Воспитывает бережное отношение к природе, окружающей среде. Дает представление о семейных ценностях и бережного отношения к ним, указывает на моральные нормы и правила нравственного поведения. Работа по этому направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Целью духовно-нравственного направления является создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина; - Общеинтеллектуальное. Отвечает за усвоение школьниками основных понятий об эффективных способах мыслительных действий, которые они могут применить на уроках математики, решая задачи. Также во время внеурочной деятельности по данному направлению школьники имеют возможность расширить свои знания об основных элементах общенаучных методов познания. Научно-познавательная деятельность в этом направлении учитывает возрастные психолого-педагогические особенности мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и способствует углублению и получению новых знаний, формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся. Целью общеинтеллектуального направления является формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания; - Общекультурное. Направлено на усвоение основных общеэстетических, культурно-национальных, понятий, а также связанных с художественно-образным способом познания. Связано с экологическим воспитанием, взаимодействием человека с окружающей средой и бережным отношением к ней. Занимаясь в этом направлении, ребенок научится управлять собой, своим здоровьем, физическими, творческими качествами. Целью общекультурного направления является формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; - Социальное. Затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей. Учащиеся учатся быть самостоятельным и свободным гражданином. Также данное направление формирует позитивное отношение к базовым ценностям, чувство ответственности перед самим собой и обществом. Мотивирует младших школьников принимать активное участи в жизни класса, школы, города, страны. Целью социального направления является создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. В отличие от урока, внеурочные занятия не носят традиционный характер. Именно это привлекает детей. Во время внеурочной деятельности учащиеся могут проявить себя, показать свои творческие способности, получить новые знания, которые пригонят им в жизни. На практике продемонстрировать все то, что уже умеют, наглядно посмотреть, как работает какое-то предприятие, или углубиться в конкретную профессию. Каждый ребенок самостоятельно выбирает, в каком направлении он будет заниматься во время внеурочной деятельности. Это тоже своего рода познавательный интерес и шаг к его развитию. Для того, чтобы эти занятия давали хороший результат и мотивировали детей развиваться во внеурочной деятельности, имеется разнообразное количество форм организации. Каждому направлению характерны свои формы организации занятий. Спортивно-оздоровительное направление. В ходе реализации этого направления могут использоваться следующие формы: посещение спортивных секций, организация экскурсий, дней Здоровья и других спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья, применение игровых моментов, физкультминуток, зарядок, динамические паузы и прогулки в начальной школе, участие в спортивных соревнованиях, работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания. К основным формам организации духовно нравственного воспитания относятся: встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея. Выставки рисунков, оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, тематические классные часы, подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница», фестивали патриотической песни, смотры строя и песни и т.д. Для реализации общеинтеллектуального направления используются: предметные недели, библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые, проектная деятельность, участие в научно-исследовательских конференциях, разработка проектов. Формы внеурочной деятельности позволяющее добиться цели общекультурного направления: организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области и т.д. Социальное направление внеурочной деятельности использует такие формы: проведение субботников, работа на пришкольном участке, разведение комнатных растений и уход за ними, акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др. Рассмотрим более подробно часто используемые формы организации внеурочной деятельности, которые подходят почти для всех направлений. 1. Кружок - деятельность самодеятельных объединений учащихся; форма внеурочной работы и внешкольной работы. Данная форма подразумевает работу в каком – то одном направлении, но это не мешает реализации воспитательных и развивающих задач. Итогом работы кружка является выражение результата на концертах, выставках, фестивалях, дискуссиях и т.д. Это наиболее распространённая форма организации досуга школьников. 2. Клуб – это, как правило, разновозрастное профильное объединение детей, подростков, родителей, педагогов с общими интересами для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью их позитивного социального становления. Эта форма организации внеурочной деятельности отличается тем, что в ее работе характерны организация органов самоуправления, наличие отличительной атрибутики (форма, значки, галстуки, эмблемы, девизы и т.д.), собственный устав, который определяет правда и обязанности. Также отличительной чертой данной формы организации свободного времени является наличие ступеней роста, определенных правил приема в клуб, организация разновозрастных объединений в составе клуба (бригады, дружины, звенья и т.д.) 3. Факультативные занятия - занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Проведение факультативов осуществляется опытным педагогом высшей и первой категории. В начальной школе организована работа факультативных занятий по следующим направлениям: гуманитарное, экологическое, обществоведческое, музыкальное, общекультурное, общеразвивающее. На этих занятиях нет домашних заданий, хотя факультативные занятия являются неотъемлемой частью образовательного процесса. 4. Проект - планируемая в долгосрочной перспективе, неповторяющаяся и уникальная деятельность, создающая ценность для потребителя в соответствии с его требованиями. Данная форма организации внеурочной деятельности позволяет работать почти во всех направлениях. Работа над проектом продолжительная по времени, и за этот период педагогу удается реализовать как личностные, так и метапредметные результаты. К тому же проектная деятельность является одной из ведущих в образовательном процессе. 5. Экскурсия поможет младшим школьникам на практике посмотреть то, что недоступно для кабинетных занятий. Экскурсии могут относить к любому направлению внеурочной деятельности. Это могут быть как выходы на предприятия, музеи, театры, так и просто прогулки по значимым местам города. Для того, чтобы соответствовать уровню современных требований, педагогу нужно не только знать методику обучения, но и обладать приемами личностно-развивающего взаимодействия с учениками начальной школы, учитывая особенности их развития, создавать условия для формирования познавательного интереса. Для этого педагог должен обладать определенными компетенциями.

Целевая направленность педагога на развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности.

Можно выделить ряд условий, определяющих эффективность работы педагога в направлении формирования познавательного интереса младших школьников:

проявление интереса педагога к предмету;

характерные черты личности учителя, его подготовленность к процессу формирования интереса детей, к подбору и изучению литературы по данной проблеме

изучение психо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста и знание индивидуальных особенностей детей всего класса.

подбор необходимого материала, который приводит к пониманию необходимости и важности изучения предмета в общем.

направленность учителя не только на результат обучения, но и на процесс приобретения новых знаний

осуществление психодиагностической работы, направленной на определение уровня развития познавательного интереса и отслеживание динамики развития.

применение системы стимулирования к суждениям, к выполнению различных заданий без страха допустить ошибку

индивидуальные коррекция, контроль и оценка деятельности ученика, что является стимулом учеников, чем чаще ученик получает оценку своей работы, тем больше интерес к выполнению заданий.

создание атмосферы дружелюбия, комфорта на уроке, благоприятное взаимодействие учителя и ученика

постоянное саморазвитие педагога, отчет проведенной работы, определение дальнейших целей.

Принятие педагогом личностно-ориентированной концепции и ее применение на практике.

Готовность учителя к применению личностно-ориентированного подхода обуславливается рядом умений:

реализация задуманных действий, за счет личной профессиональной мотивации

умение анализировать личное профессиональное поведение

умение взять на себя ответственность и принять важное решение

умение проводить диагностики, направленные на изучение личностных свойств и функций учеников.

умение организации детей, направленной на развитие личности и получение знаний

умение субъективно оценивать личностно-развивающие возможности урока и эффективность своей работы.

Наличие конкретных знаний о личностно-развивающих ситуациях, как средствах развития познавательного интереса и умений по ее созданию.

Организовать внеурочную деятельность можно различными способами. Их количество и вариативность очень разнообразно: всевозможные экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, школьные театры, соревнования, поисковые и научные исследования. Содержательным ориентиром при организации работы с детьми вне уроков можно считать все основные направления внеурочной деятельности: научно-познавательное, художественно-эстетическое, проектную деятельность. Но поскольку основные направления внеурочной деятельности не покрывают все видовое многообразие познавательной, творческой деятельности детей в школе, то наряду с направлениями можно опираться на такие виды внеурочной деятельности как игровая, познавательная, досуговое общение, художественное творчество; техническое творчество, социальное творчество (социально-преобразующая деятельность), туристско-краеведческая деятельность.

Многообразие видов деятельности способно помочь выявить индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка и создать условия для дальнейшего их развития. Посещая внеклассные мероприятия, младшие школьники прекрасно адаптируются в среде сверстников, а благодаря индивидуальной работе руководителя глубже изучается дополнительный предметный материал.

Организация внеурочной деятельности младших школьников требует соблюдений следующих принципов:

1.Соответствие возрастным особенностям обучающихся;

2. Соблюдение преемственности с технологиями учебной деятельности; 3. Приверженность положительным традициям при организации внеурочной деятельности; 4. Ориентиры на ценности воспитательной системы школы; 5. Целенаправленность на свободный выбор ребенком интересов с учетом склонностей и талантов воспитанника. 6. Доброжелательность со стороны учителя, отказ от неконструктивной критики и авторитарных указаний в адрес ребёнка; 7. Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него объектами и стимулами с целью познавательного развития воспитанника; 8. Поощрение высказывания оригинальных идей ребенком; 9. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Таким образом, внеурочная деятельность является одним из средств познавательного развития младших школьников. Существует большое количество способов организации детей во внеурочное время: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Благодаря умелой организации педагога дети на таких мероприятиях осваивают новые способы познавательной, творческой деятельности, овладевают коммуникативными и информационными умениями. Внеурочная деятельность поэтапно развивает познавательный интерес младших школьников. При работе с детьми во внеурочной деятельности педагогу необходимо соблюдать принципы её организации.

Список использованной литературы

1.Степанова Л.В. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы. 2017 – 97 с.

2.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980 – 335 с.

3.Александров М.Ф., Волошина О.И Математика. Тесты: Начальная школа. 1-3 кл.: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1998 – 128 с.

4.Аменицкий H.H., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: Наука, 1991 – 74 с.

5.Аммосова Н.В. Математические олимпиады школьников // Начальная школа. – 1995 – №5. – С. 13-19.

6.Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987 – 208 с.

7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 – 208 с.

8.Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000 – № 2 – С. 14-16.

9.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат., 1968 – 339 с.

10.Андреев В.И. Педагогика: творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000 – 608 с.

11.Ахметов А. Развитие познавательного интереса каждого // Народное образование. – 1980 – № 9 – С. 21-24.

12. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1983 – 345 с.

13. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. Дис. . канд. Пед. Наук. – Челябинск, 1998 – 19 с.

14. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М: Речь, 2004 – 219 с.

15. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Сост. И ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. – М.: Воронеж: Изд-во Института психологии, 1997 – 575 с.

16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Педагогика-Пресс, 2001 – 352 с.

17. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина JI.C. Развитие мотивов учения у школьников. // Вопросы психологии школьника. – М.: АПН РСФСР, 1951, вып. 36 – С. 29-105.

18. Брушлинский А.В., Воловиков М.И., Есенгазиев Б.О. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение. /– М.: Наука, 1982 – 387 с.

19. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996 – 390 с.

20.Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. – М. : Педагогика, 1982 – 158 с.

21.Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005 – 124 с.

22.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8-ми лет. – М.: Нов. Школа, 1996 – 329 с.

23. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Наука, 1994 – 320 с.

24.Занков B. Дидактика и жизнь. – М.: Просвещение, 1968 – 178 с.

25.Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. – Л., 1959 – 83 с.

26. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – Спб.: Знание, 1999 – 281 с.

27. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999 – 460 с.8

28.Изюмова С.А. Развитие познавательных способностей и усвоение школьных знаний. – М.: Просвещение, 1991 – 128 с.







Опубликовано


Комментарии (1)

Полянская Оксана Николаевна, 11.08.21 в 19:47 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная ссылка https://infourok.ru/kursovaya-razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-v-ramkah-federalnogo-gosudarstvenno-4327576.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.