Статья «Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной деятельности в начальной школе»
Виртуальная экскурсия как средство развития познавательной деятельности в начальной школе
В вопросах обучения детей начальных классов важным аспектом становится стимулирование познавательного интереса. Под познавательной деятельностью подразумевается такая активность ребёнка, во время которой он постигает красоту и глубину окружающего мира, а также, что особенно актуально в рамках реализации образовательных стандартов, учится самостоятельно добывать новые знания и испытывает к этому интерес.
Развитие у учащихся таких качеств личности, как предприимчивость и самостоятельность, может стать решающим фактором в пользу выбора интенсивных методов воспитания. Это значит, что перед современным педагогом ставится важная задача: сформировать занятия таким образом, чтобы при прежнем объёме учебного времени ребята смогли получить больший размер разнообразной полезной информации.
Для реализации указанной задачи целесообразно внедрение новых, нестандартных методов обучения, в числе которых важное место в отводится виртуальным экскурсиям. Такой вид изучения материала обладает рядом преимуществ и помогает реализовать в едином учебном процессе основные дидактические принципы:
наглядность
доступность
научность
Самым простым и технически доступным видом виртуальной экскурсии можно назвать презентацию. Для составления мультимедийной презентации не обязательно наличие специфических навыков и аппаратуры. Виртуальная экскурсия совмещает в себе рассказ педагога и одновременную демонстрацию наглядного материала, что позволяет привлечь внимание детей и удержать его на достаточно высоком уровне.
Виртуальная экскурсия хороша тем, что позволяет сместить акценты в традиционном учебном процессе: основная активность отводится не педагогу, как обычно принято в школе, а учащемуся. Однако для реализации подобного замысла требуется тщательная подготовка по созданию необходимых условий, при которых ребёнок начнёт проявлять инициативу.
Отдельное место в вопросе работы с электронными ресурсами стоит отвести видео-презентациям. Визуальный ряд, который сопровождает тщательно отобранный материал, позволяет зрителю окунуться в атмосферу показываемого места. У видео-презентаций довольно широкие возможности, ведь они позволяют «побывать» в самых разнообразных уголках планеты, не покидая парту. Кроме того, такую работу могут выполнять не только педагог, но и сами учащиеся, составляя видеоотчёт о своих путешествиях.
Составление занятия можно реализовать по следующему плану:
Постановка идеи занятия, проблематики.
Определение цели: достойной и соизмеримой.
Прогнозирование результата.
Разработка задач.
Проработка содержания и подбор материала.
Техническое обеспечение.
К моменту окончания начального звена школьники должны обладать некоторыми важными навыками. Среди них можно выделить стремление заниматься исследовательской деятельностью и добиваться на этом поприще определённых успехов. Следовательно, уже должен быть сформирован навык формулирования и постановки познавательных целей.
Из вышесказанного вытекают основные составляющие познавательной мотивации у учащихся младших классов:
определение учебной задачи;
владение навыками поиска новой информации;
самоконтроль и самооценка.
Виртуальная экскурсия позволяет освоить указанные навыки в силу своих специфических особенностей и гибкости структуры. Материал такого типа может быть рассчитан на одновременное восприятие ребят с различным уровнем интеллекта и использован в любое удобное для педагога время. Кроме того, благодаря наглядности и виртуальности дети могут глубже погрузиться в тему, а у учителя есть простор и широкий выбор средств организации материала: анимационные и звуковые файлы, фото, репродукции и многое другое.
Одним из самых важных организационных моментов при проведении виртуальных экскурсий является рефлексия. На заключительном этапе урока в начальной школе ребёнок в обязательном порядке должен сформулировать ответ на вопрос: «Чему я научился на занятии, что узнал нового?» Это простое упражнение поможет младшим школьникам научиться осознавать суть заданий, которые они выполняли на виртуальном уроке, а впоследствии и понимать учебную задачу.
Для развития навыка самостоятельного исследования учащимся может быть предложено разработать виртуальную презентацию или принять участие в совместном проекте с использованием электронных ресурсов. Так ребёнок научится искать пути получения знаний, работать с программным обеспечением, действовать сообща.
Третьим компонентом познавательной деятельности учащихся начальной школы является способность к самоконтролю и самооценке, и для развития этих навыков педагогу необходимо приложить определённые усилия в процессе работы с цифровыми данными. Ребёнок, имеющий высокий уровень самооценки, прикладывает больше усилий для овладения знаниями, способен осознавать результаты своей учебной деятельности и перспективы дальнейшей работы.
Процесс вовлечения детей в новый формат изучения материала должен проходить постепенно, а проведённые знания – анализироваться на предмет результативности. Такая работа поможет ориентировать учащихся, корректировать материал и способы его подачи.
Для педагога важной отправной точкой становится формирование у ребёнка потребности в знаниях, учении, исследовательской деятельности. Учащиеся перестают бояться сложностей при освоении нового материала, проявляют энтузиазм и стремление действовать самостоятельно при наличии интереса. Поэтому виртуальную экскурсию можно назвать универсальным средством при работе с младшими школьниками.