Значение игр и заданий в формировании навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста с ОВЗ
Значение игр и заданий в формировании навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста с ОВЗ.
Оболдина Н. С., старший воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
Формирование навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков в раннем возрасте у детей с ОВЗ - это сложный и кропотливый процесс. Обучение данным навыкам в дальнейшем способствует формированию предпосылок трудовой деятельности. Говоря о детях с ОВЗ навыки формируются не всегда благополучно и вовремя. Поэтому задачей взрослого будет - как можно раньше привить навыки самообслуживания, что бы у ребенка сформировалась правильная самооценка. В этом и состоит первостепенная задача взрослого, который с помощью игры, показа, объяснения сможет помочь овладеть этими важными навыками.
Для того, чтобы ребенка раннего возраста чему то научить, необходимо понять, что является в данном возрасте главным для него.
Исследования отечественных ученых (Л. С. Выготского, А. В. Запоржца, М. И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) подтверждают, что действия с предметами, равно, как и игра, являются ведущей деятельностью в раннем возрасте, а к 3-му году жизни у ребенка формируется понимание смысла деятельности взрослых [4].
Помимо ведущей деятельности, важным фактором, обеспечивающим развитие ребенка любого возраста, особенно раннего и дошкольного, является положительное эмоциональное состояние, которое служит необходимым фоном для всестороннего развития ребенка, формирования его личности.
В первые годы жизни интерес к окружающему носит непроизвольный характер и в значительной степени обусловлен эмоционально. Обучение в игре, в том числе и обучения навыкам самообслуживания в первые годы построено на интересе, на эмоционально положительно окрашенной ориентировочно - исследовательской деятельности ребенка. В раннем возрасте дети эмоционально внушаемы, они тонко чувствуют настроение окружающих[4].
Деятельность маленького ребенка, связанная с организацией режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление и др.), занимает основную часть времени и имеет большое значение. Удовлетворяются важные потребности малыша, формируется его умение ориентироваться в окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук, начинаются трудовые действия ребенка. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого [2].
В воспитании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо поддерживать в детях стремление к самостоятельности. Навыки, которыми должен овладеть ребенок 2 –го года жизни представлены в таблице1[5].
Таблица 1
Основные показатели бытовых навыков ребенка раннего
возраста в периоды 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года
( В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина)
Бытовые навыки 1год 6 месяцев | Бытовые навыки 1год 9 месяцев | Бытовые навыки 2 года |
Пьет из чашки (не много) | Самостоятельно ест любую пищу | Ест аккуратно не обливается |
Держит ложку в кулачке, опуская в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает) | Ест с хлебом | При умывании трет ладони. Часть лица. |
Вытирает лицо, руки при умывании. | Ест только из своей тарелки | Вытирается с помощью взрослого |
Начинает просится на горшок | Самостоятельно снимает ( стягивает) шапку, обувь | Самостоятельно одевается ( натягивает носочки, шапочку) |
| Частично одевается (натягивает шапку, туфельки) | Надевает обувь с небольшой помощью взрослого. Частично раздевается |
| Обращает внимание на грязное лиц, руки | Знает место посуды, одежды, обуви, игрушек |
| Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом | Пользуется носовым платком, салфеткой ( при напоминании |
| | Контролирует физиологические потребности |
Авторы А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина предлагают следующую таблицу формирования навыков в раннем возрасте ( см. таблица 2) [3]:
Таблица 2
Развитие навыков приема пищи
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Производит жевательные движения (двигая челюстями вверх-вниз). | 6 мес |
Ест густоватую пищу с ложечки, захватывая ее губами. | 6 мес |
Держит бутылочку, из которой сосет, или придерживает грудь матери. | 7 мес |
Направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает. | 7 мес |
Пьет из чашки, которую держит взрослый. | 8 мес |
Помогает держать чашку, из которой поят. | 9 мес |
Тащит в рот сухарик, мусолит его. | 9 мес |
Ест полутвердую пищу (бананы, хлеб, печенье), жует. | 10 мес |
Ест сам, берет пищу пальцами и помещает в рот. | 1 год 1 мес |
Откусывает кусочек от печенья и жует. | 1 год 2 мес |
Пьет из чашки, которую держит сам двумя руками. | 1 год 3 мес |
С помощью взрослого подносит ложку с пищей ко рту. | 1 год 3 мес |
Подносит ко рту ложку и ест, захватывая пищу с ложки, часто проливая. | 1 год 5 мес |
Хорошо прожевывает твердую пищу. | 1 год 6 мес |
Пьет из чашки, которую держит сам одной рукой | 1 год 7 мес |
Зачерпывает пищу ложкой из тарелки. | 1 год 8 мес |
Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку (аккуратно). | 2 года |
Сосет жидкость через соломинку. | 2 года 6 мес |
Переливает жидкость из одной емкости в другую. | 2 года 6 мес |
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую. | 2 года 6 мес |
Помогает убрать со стола. | 3 года |
Помогает накрыть на стол. | 3 года |
Ест вилкой | 3 года |
Развитие навыков одевания и раздевания
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают), по просьбе взрослого. | 1 год |
Стягивает носки. | 1 год 2 мес |
Снимает ботинки | 1 год 6 мес |
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает - при раздевании). | 1 год 6 мес |
Снимает или надевает шапку. | 1 год 8 мес |
Снимает расстегнутое пальто, куртку... | 1 год 10 мес |
Снимает расстегнутые штанишки. | 2 года |
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку... | 2 года 6 мес |
Надевает обувь, носки, штаны. | 2 года 6 мес |
Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию. | 3 года |
Расстегивает и застегивает большие пуговицы. | 3 года |
Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки... | 3 года и старше |
Развитие навыков гигиены
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Активно участвует в мытье и вытирании рук | 1 год 6 мес |
Позволяет, чтобы ему почистили зубы. | 2 года |
Самостоятельно моет руки (лицо) | 2 года |
Вытирает нос, когда дают платок. | 2 года |
Самостоятельно вытирает руки и лицо. | 2 года 6 мес |
Самостоятельно моет руки с мылом. | 3 года |
С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой | 3 года |
Самостоятельно пользуется носовым платком. | 3 года |
Развитие навыков опрятности
Название реакции | Приблизительный возраст появления реакции |
Реагирует на мокрые или грязные штанишки | 1 год 2 мес |
Реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом. | 1 год 6 мес. |
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). | 1 год 10 мес. |
В течение дня остается сухим. | 2 года |
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. | 2 года |
Просится в туалет (используя слова) | 2 года 3 мес |
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). | 3 года |
Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу. | |
Уровень усвоения навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста с ОВЗ в значительной степени зависит от методов руководства, осуществляемых взрослыми. Они могут носить косвенный характер – получение различных впечатлений, проведение специальных игр, способствующих обогащению опыта ребенка. Особое значение имеет содержательное общение взрослого с ребенком во время игры, которое формирует новые прогрессивные способы действия малыша.
Таким образом, можно отметить, что обучение детей с ОВЗ будет эффективнее, если использовать игровые приемы, положительные эмоции, а так же соблюдать принципы: систематичности, постепенности, единства требований. Ребенок 2-го года жизни имеет непроизвольное внимание, и в связи с этим, его нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать можно многим.
В практике существуют методические приемы, способствующие этому. Обратим внимание на следующие методы: итак, при обучении детей начала 2-го года жизни действиям с предметами наиболее эффективен кинестетический метод, когда взрослый направляет руку ребенка к определенным действиям: «Потри ладошку о ладошку». При этом мышцы и связки малыша запоминают это движение. В дальнейшем при обучении, каким-либо действиям будет показ, сопровождаемый словом: «Причеши куклу».
К наиболее эффективным методам руководства игрой относится создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к самостоятельному, инициативному решению задач, и это способствует развитию мышления. Исследования Е. В. Зворыгиной, С. Л. Новоселовой, Н. Н. Подъякова, К. Л. Печора показали, что дети на 2-м году жизни решают проблемные ситуации, которые опираются на их жизненный опыт: «у куклы грязный носик, вот платочек», «кукла грязная», «собака хочет пить». Далее решаются конфликтные ситуации: «плачет», «не хочет чего – то» и т.п. Взрослому необходимо поставить ребенка перед такой задачей, которая бы стала ему интересна, которую он хотел бы решить самостоятельно. Если игровая проблема, поставленная перед ребенком, опирается на его жизненный опыт, лежит в «зоне ближайшего развития», ребенок сам решает эту задачу. При этом проявляется его познавательная активность[2].
Для повышения интереса ребенка к обучению нужно учитывать то, что для детей важно делать что - то для кого – то, например: «Научить зайку мыть руки мылом», «Помочь кукле причесать волосы, так как сама она этого не умеет» и т. п. Ребенок не просто так делает какое – то действие, а для кого –то, кто в нем нуждается (для куклы, зайца), которые пока этого делать не умеют, и без помощи малыша не справятся.
Таким образом, необходимо отметить, что формирование навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков с детьми раннего возраста можно осуществлять при помощи игры и игровых заданий. Помимо этого, подражание взрослому является важным компонентом в обучении. Но для того, чтобы ребенок начал повторять за взрослым, необходимо его подготовить и создать ситуацию, в которой он захотел бы участвовать. Здесь на помощь придут игровые приемы - показ действий со знакомыми игрушками, сказочные персонажи, проблемные и конфликтные ситуации, а так же эмоциональный контакт.
Для формирования у детей с психофизическими нарушениями интереса к самостоятельному выполнению действий, связанных с навыками самообслуживания и гигиены могут помочь игры и задания связанные с самообслуживанием и гигиеной [6].
Цикл занятий по формирование культурно - гигиенических навыков[1,6].
На первых этапах обучения предлагаем детям выполнять задания с использованием игрушек( кукла, мишка, заяц), которые как - будто бы что – то не умеют делать, а ребенок пытается им помочь. Тем самым создается проблемная ситуация, которую может решить сам ребенок.
Занятие «Кукла Катя умывается»
Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый показывает детям куклу Катю и говорит, что она пришла с прогулки, и у нее грязные руки и лицо. Пора обедать, а кукла умываться не умеет, что же делать? Надо вымыть руки и лицо! Попросим водичку.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Взрослый показывает и рассказывает детям, как надо мыть руки и лицо перед обедом кукле. Далее предлагаем детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку.
2. Занятие: «Трём ладошку о ладошку»
Цель: учить подставлять руки подстрою воды и тереть ладошку о ладошку.
Оборудование: резиновый мишка.
Ход занятия: взрослый говорит ребенку: « Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Мишка будет смотреть, как мы моем ручки и тоже научиться». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения рук под струей воды: « Трем ладошку о ладошку», взрослый берет руки ребенка в свои руки и повторяет движения. Далее взрослый предлагает ребенку самостоятельно показать мишке, как моют руки. Ребенок повторяет. В конце процедуры взрослый от имени мишки благодарит и хвалит ребенка.
В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать его на крючок.
3. Занятие: « Две ладошки – это лодочка».
Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Оборудование: кукла, полотенце.
Ход занятия: взрослый показывает куклу и обращает внимание ребенка на то, что рукава на платье у куклы мокрые, т. к она не засучивала рукава, когда мыла руки. Далее объясняет ребенку, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий.
Засучиваем рукава и проговариваем потешку: «Рукава нельзя мочить. Руки надо чисто мыть»;
Открыть кран;
Сложить ладони рук «лодочкой»: «Две ладошки, друзья, это лодочка моя»;
Подставить руки под струю воды;
Потереть ладошку о ладошку;
Закрыть кран;
Вытереть руки полотенцем.
Взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, и показать кукле, как надо мыть руки. Взрослый просит ребенка: «покажи, как сделать лодочку».
Когда ребенок усвоит алгоритм мытья рук усложняем задание, учим пользоваться мылом.
4. Игра « Мыльные перчатки»
Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: мыло в мыльнице, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной. Открывает кран и подставляет под него свои руки, а потом предлагает ребенку проделать тоже. Взрослый напоминает сделать лодочку из ладошек и намочить руки. Потом взрослый показывает, как можно провести рукой по мылу (если ребенок может держать в руке мыло, показать круговые движения с мылом), если ребенок не удерживает кусочек в руке, научите его тереть ладошкой по кусочку, который лежит в мыльнице, а потом выполнить движение руками «трем ладошку о ладошку». Обращается внимание ребенка на белые от пены руки, взрослый говорит: «Посмотри, на ручках белые перчатки!». Далее взрослый помогает смыть пену под струей воды, при этом проговаривает потешку:
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
После вытереть руки полотенцем.
При возникновении затруднений используют совместные действия взрослого и ребенка. В конце игры взрослый хвалит ребенка и говорит: «Посмотри, какими чистыми стали твои ручки!»
Список литературы:
Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. М.: Просвещение, 2005.-80 с.
Доскин В. А. и др. Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей педиатров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 375 с.: ил. - (Библиотека работника детского дома и дома ребенка).
Казьмин А.М, Казьмина Л.В."Дневник развития ребенка от рождения до трех лет", 2001
Печора К.Л. Развивает детей раннего возраста: М.:ТЦ Сфера, 2012.-112 с.
Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.-80 с.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. (ред.) Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Метод. пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2006. — 160 с. — (Ранняя помощь). — ISBN 5-472-00953-7.