Значение игр и заданий в формировании навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста с ОВЗ

0
0
Материал опубликован 11 September

Значение игр и заданий в формировании навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста с ОВЗ.

Оболдина Н. С., старший воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

Формирование навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков в раннем возрасте у детей с ОВЗ - это сложный и кропотливый процесс. Обучение данным навыкам в дальнейшем способствует формированию предпосылок трудовой деятельности. Говоря о детях с ОВЗ навыки формируются не всегда благополучно и вовремя. Поэтому задачей взрослого будет - как можно раньше привить навыки самообслуживания, что бы у ребенка сформировалась правильная самооценка. В этом и состоит первостепенная задача взрослого, который с помощью игры, показа, объяснения сможет помочь овладеть этими важными навыками.

Для того, чтобы ребенка раннего возраста чему то научить, необходимо понять, что является в данном возрасте главным для него.

Исследования отечественных ученых (Л. С. Выготского, А. В. Запоржца, М. И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) подтверждают, что действия с предметами, равно, как и игра, являются ведущей деятельностью в раннем возрасте, а к 3-му году жизни у ребенка формируется понимание смысла деятельности взрослых [4].

Помимо ведущей деятельности, важным фактором, обеспечивающим развитие ребенка любого возраста, особенно раннего и дошкольного, является положительное эмоциональное состояние, которое служит необходимым фоном для всестороннего развития ребенка, формирования его личности.

В первые годы жизни интерес к окружающему носит непроизвольный характер и в значительной степени обусловлен эмоционально. Обучение в игре, в том числе и обучения навыкам самообслуживания в первые годы построено на интересе, на эмоционально положительно окрашенной ориентировочно - исследовательской деятельности ребенка. В раннем возрасте дети эмоционально внушаемы, они тонко чувствуют настроение окружающих[4].

Деятельность маленького ребенка, связанная с организацией режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление и др.), занимает основную часть времени и имеет большое значение. Удовлетворяются важные потребности малыша, формируется его умение ориентироваться в окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук, начинаются трудовые действия ребенка. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого [2].

В воспитании культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо поддерживать в детях стремление к самостоятельности. Навыки, которыми должен овладеть ребенок 2 –го года жизни представлены в таблице1[5].

Таблица 1

Основные показатели бытовых навыков ребенка раннего

возраста в периоды 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года

( В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина)



Бытовые навыки

1год 6 месяцев

Бытовые навыки

1год 9 месяцев

Бытовые навыки

2 года

Пьет из чашки (не много)


Самостоятельно ест любую пищу

Ест аккуратно не обливается

Держит ложку в кулачке, опуская в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает)

Ест с хлебом

При умывании трет ладони. Часть лица.

Вытирает лицо, руки при умывании.

Ест только из своей тарелки

Вытирается с помощью взрослого

Начинает просится на горшок

Самостоятельно снимает ( стягивает) шапку, обувь

Самостоятельно одевается ( натягивает носочки, шапочку)


Частично одевается (натягивает шапку, туфельки)

Надевает обувь с небольшой помощью взрослого. Частично раздевается


Обращает внимание на грязное лиц, руки

Знает место посуды, одежды, обуви, игрушек


Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом

Пользуется носовым платком, салфеткой ( при напоминании




Контролирует физиологические потребности

Авторы А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина предлагают следующую таблицу формирования навыков в раннем возрасте ( см. таблица 2) [3]:

Таблица 2

Развитие навыков приема пищи

Название реакции 

Приблизительный возраст появления реакции

Производит жевательные движения (двигая челюстями вверх-вниз).

6 мес

Ест густоватую пищу с ложечки, захватывая ее губами.

6 мес

Держит бутылочку, из которой сосет, или придерживает грудь матери.

7 мес

Направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает. 

7 мес

Пьет из чашки, которую держит взрослый. 

8 мес

Помогает держать чашку, из которой поят.

9 мес

Тащит в рот сухарик, мусолит его.

9 мес

Ест полутвердую пищу (бананы, хлеб, печенье), жует.

10 мес

Ест сам, берет пищу пальцами и помещает в рот. 

1 год 1 мес

Откусывает кусочек от печенья и жует.

1 год 2 мес

Пьет из чашки, которую держит сам двумя руками.

1 год 3 мес

С помощью взрослого подносит ложку с пищей ко рту. 

1 год 3 мес

Подносит ко рту ложку и ест, захватывая пищу с ложки, часто проливая. 

1 год 5 мес

Хорошо прожевывает твердую пищу.

1 год 6 мес

Пьет из чашки, которую держит сам одной рукой

1 год 7 мес

Зачерпывает пищу ложкой из тарелки.

1 год 8 мес

Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку (аккуратно). 

2 года

Сосет жидкость через соломинку. 

2 года 6 мес

Переливает жидкость из одной емкости в другую. 

2 года 6 мес

Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую.

2 года 6 мес

Помогает убрать со стола.

3 года

Помогает накрыть на стол.

3 года

Ест вилкой

3 года

Развитие навыков одевания и раздевания

Название реакции 

Приблизительный возраст появления реакции

Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают), по просьбе взрослого.

1 год

Стягивает носки.

1 год 2 мес

Снимает ботинки

1 год 6 мес

Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает - при раздевании).

1 год 6 мес

Снимает или надевает шапку.

1 год 8 мес

Снимает расстегнутое пальто, куртку...

1 год 10 мес

Снимает расстегнутые штанишки. 

2 года

Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку... 

2 года 6 мес

Надевает обувь, носки, штаны.

2 года 6 мес

Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию.

3 года

Расстегивает и застегивает большие пуговицы. 

3 года

Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки...

3 года и старше


Развитие навыков гигиены


Название реакции 

Приблизительный возраст появления реакции

Активно участвует в мытье и вытирании рук

1 год 6 мес

Позволяет, чтобы ему почистили зубы.

2 года

Самостоятельно моет руки (лицо)

2 года

Вытирает нос, когда дают платок.

2 года

Самостоятельно вытирает руки и лицо.

2 года 6 мес

Самостоятельно моет руки с мылом.

3 года

С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой

3 года

Самостоятельно пользуется носовым платком. 

3 года



Развитие навыков опрятности

Название реакции 

Приблизительный возраст появления реакции

Реагирует на мокрые или грязные штанишки

1 год 2 мес

Реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом.

1 год 6 мес.

Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами).

1 год 10 мес. 

В течение дня остается сухим.

2 года

Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок.

2 года

Просится в туалет (используя слова)

2 года 3 мес

Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам).

3 года

Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу.




Уровень усвоения навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста с ОВЗ в значительной степени зависит от методов руководства, осуществляемых взрослыми. Они могут носить косвенный характер – получение различных впечатлений, проведение специальных игр, способствующих обогащению опыта ребенка. Особое значение имеет содержательное общение взрослого с ребенком во время игры, которое формирует новые прогрессивные способы действия малыша.

Таким образом, можно отметить, что обучение детей с ОВЗ будет эффективнее, если использовать игровые приемы, положительные эмоции, а так же соблюдать принципы: систематичности, постепенности, единства требований. Ребенок 2-го года жизни имеет непроизвольное внимание, и в связи с этим, его нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать можно многим.

В практике существуют методические приемы, способствующие этому. Обратим внимание на следующие методы: итак, при обучении детей начала 2-го года жизни действиям с предметами наиболее эффективен кинестетический метод, когда взрослый направляет руку ребенка к определенным действиям: «Потри ладошку о ладошку». При этом мышцы и связки малыша запоминают это движение. В дальнейшем при обучении, каким-либо действиям будет показ, сопровождаемый словом: «Причеши куклу».

К наиболее эффективным методам руководства игрой относится создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к самостоятельному, инициативному решению задач, и это способствует развитию мышления. Исследования Е. В. Зворыгиной, С. Л. Новоселовой, Н. Н. Подъякова, К. Л. Печора показали, что дети на 2-м году жизни решают проблемные ситуации, которые опираются на их жизненный опыт: «у куклы грязный носик, вот платочек», «кукла грязная», «собака хочет пить». Далее решаются конфликтные ситуации: «плачет», «не хочет чего – то» и т.п. Взрослому необходимо поставить ребенка перед такой задачей, которая бы стала ему интересна, которую он хотел бы решить самостоятельно. Если игровая проблема, поставленная перед ребенком, опирается на его жизненный опыт, лежит в «зоне ближайшего развития», ребенок сам решает эту задачу. При этом проявляется его познавательная активность[2].

Для повышения интереса ребенка к обучению нужно учитывать то, что для детей важно делать что - то для кого – то, например: «Научить зайку мыть руки мылом», «Помочь кукле причесать волосы, так как сама она этого не умеет» и т. п. Ребенок не просто так делает какое – то действие, а для кого –то, кто в нем нуждается (для куклы, зайца), которые пока этого делать не умеют, и без помощи малыша не справятся.

Таким образом, необходимо отметить, что формирование навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков с детьми раннего возраста можно осуществлять при помощи игры и игровых заданий. Помимо этого, подражание взрослому является важным компонентом в обучении. Но для того, чтобы ребенок начал повторять за взрослым, необходимо его подготовить и создать ситуацию, в которой он захотел бы участвовать. Здесь на помощь придут игровые приемы - показ действий со знакомыми игрушками, сказочные персонажи, проблемные и конфликтные ситуации, а так же эмоциональный контакт.

Для формирования у детей с психофизическими нарушениями интереса к самостоятельному выполнению действий, связанных с навыками самообслуживания и гигиены могут помочь игры и задания связанные с самообслуживанием и гигиеной [6].

Цикл занятий по формирование культурно - гигиенических навыков[1,6].

На первых этапах обучения предлагаем детям выполнять задания с использованием игрушек( кукла, мишка, заяц), которые как - будто бы что – то не умеют делать, а ребенок пытается им помочь. Тем самым создается проблемная ситуация, которую может решить сам ребенок.

Занятие «Кукла Катя умывается»

Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый показывает детям куклу Катю и говорит, что она пришла с прогулки, и у нее грязные руки и лицо. Пора обедать, а кукла умываться не умеет, что же делать? Надо вымыть руки и лицо! Попросим водичку.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Взрослый показывает и рассказывает детям, как надо мыть руки и лицо перед обедом кукле. Далее предлагаем детям вымыть свои руки и лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку.

2. Занятие: «Трём ладошку о ладошку»

Цель: учить подставлять руки подстрою воды и тереть ладошку о ладошку.

Оборудование: резиновый мишка.

Ход занятия: взрослый говорит ребенку: « Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Мишка будет смотреть, как мы моем ручки и тоже научиться». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения рук под струей воды: « Трем ладошку о ладошку», взрослый берет руки ребенка в свои руки и повторяет движения. Далее взрослый предлагает ребенку самостоятельно показать мишке, как моют руки. Ребенок повторяет. В конце процедуры взрослый от имени мишки благодарит и хвалит ребенка.

В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом, вытирать полотенцем и вешать его на крючок.

3. Занятие: « Две ладошки – это лодочка».

Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Оборудование: кукла, полотенце.

Ход занятия: взрослый показывает куклу и обращает внимание ребенка на то, что рукава на платье у куклы мокрые, т. к она не засучивала рукава, когда мыла руки. Далее объясняет ребенку, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий.

Засучиваем рукава и проговариваем потешку: «Рукава нельзя мочить. Руки надо чисто мыть»;

Открыть кран;

Сложить ладони рук «лодочкой»: «Две ладошки, друзья, это лодочка моя»;

Подставить руки под струю воды;

Потереть ладошку о ладошку;

Закрыть кран;

Вытереть руки полотенцем.


Взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, и показать кукле, как надо мыть руки. Взрослый просит ребенка: «покажи, как сделать лодочку».

Когда ребенок усвоит алгоритм мытья рук усложняем задание, учим пользоваться мылом.

4. Игра « Мыльные перчатки»

Цель: учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: мыло в мыльнице, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной. Открывает кран и подставляет под него свои руки, а потом предлагает ребенку проделать тоже. Взрослый напоминает сделать лодочку из ладошек и намочить руки. Потом взрослый показывает, как можно провести рукой по мылу (если ребенок может держать в руке мыло, показать круговые движения с мылом), если ребенок не удерживает кусочек в руке, научите его тереть ладошкой по кусочку, который лежит в мыльнице, а потом выполнить движение руками «трем ладошку о ладошку». Обращается внимание ребенка на белые от пены руки, взрослый говорит: «Посмотри, на ручках белые перчатки!». Далее взрослый помогает смыть пену под струей воды, при этом проговаривает потешку:

Знаем, знаем – да-да-да! 
В кране прячется вода! 
Выходи, водица! 
Мы пришли умыться! 
Лейся понемножку 
Прямо на ладошку! 
Будет мыло пениться 
И грязь куда-то денется!

После вытереть руки полотенцем.

При возникновении затруднений используют совместные действия взрослого и ребенка. В конце игры взрослый хвалит ребенка и говорит: «Посмотри, какими чистыми стали твои ручки!»


Список литературы:

Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста. М.: Просвещение, 2005.-80 с.

Доскин В. А. и др. Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей педиатров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 375 с.: ил. - (Библиотека работника детского дома и дома ребенка).

Казьмин А.М, Казьмина Л.В."Дневник развития ребенка от рождения до трех лет", 2001

Печора К.Л. Развивает детей раннего возраста: М.:ТЦ Сфера, 2012.-112 с.

Сотникова В. М., Ильина Т. Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.-80 с.

Стребелева Е.А., Мишина Г.А. (ред.) Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Метод. пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2006. — 160 с. — (Ранняя помощь). — ISBN 5-472-00953-7.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации