12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Михайловна Шафир34


Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования муниципального образования город Нягань «Детская школа искусств»







Методический доклад

Значение обучения музыке для личностного

развития ребенка.





Выполнил: Шафир Елена Михайловна

преподаватель по классу

специального фортепиано



















Нягань 2020г.


​​​​​​​

Содержание

Музыкальное образование в современном мире……………………………3

Как музыка влияет на ребенка?………………………………………………4

В чем польза от занятий музыкой……………………………………………5

Влияние музыки на здоровье………………………………………………....7

Это интересно!...................................................................................................7

Почему же надо учить детей музыке?.............................................................8

Список литературы…………………………………………………………...11

Интернет-ресурсы…………………………………………………………….11


































Собери всех учёных мужей

И спроси, почему есть

Семь пядей во лбу,

Семь отверстий в любой голове,

Семь у кожи слоёв,

Семь у ада кругов,

И семь смертных грехов,

Семь небес

И семь вёрст до небес,

Семь на свете чудес,

И в неделе семь дней,

И у лиры семь струн,

И у звука семь нот…

Николай Рерих



Значение обучения музыке для личностного развития ребёнка.


 Музыкальное образование  в современном мире.

  В настоящее время мы живем в мире высокоскоростных технологий, приобщить огромную массу населения к музыке и литературе невозможно. Это удел избранных. Восприятие музыкальных и литературных произведений чисто индивидуально. Концерты классической музыки посещаются сегодня одними и теми же людьми, потому как основная масса населения не видит в этом смысла и не испытывает потребности.  Не у каждого к хорошей музыке есть вкус, воспитывается он с  самых ранних лет и главную роль в этом играет семья.  Многие музыковеды говорят о том, что начинать необходимо с самого рождения. Музыковед Ольга Доброхотова говорит: “Мама поёт колыбельную- вот отсюда и начинается любовь к музыке”.  И необязательно делать из ребенка профессионального музыканта. Музыка же пишется для всех.  Просто очень важно, чтобы связь с музыкой не прерывалась всё детство.

    Если в семье ребёнку не прививается вкус к хорошей музыке, то вкус этот уже не разовьется никогда. Конечно из любого правила бывают исключения. Человек может приобщиться к классической музыки по мере своего взросления, общения с определенными людьми, связанными с музыкой, и т. д. К сожалению на собственном опыте знаю, что таких людей единицы. 

   В наше время данные социологического исследования констатируют факт вытеснения эстетических потребностей и ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов подрастающего поколения. Причины подобного явления отмечают многие педагоги- практики на страницах педагогических журналов. Лидирующие позиции занимают выгодные сегодня прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. 

Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, но большую часть занимает низкопробная и малосодержательная музыка.

Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. 

Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки, а также к правильной музыке можно отнести некоторые песни советской и зарубежной эстрады, например песни А.Пахмутовой.

Я провела небольшой эксперимент и несколько дней посвятила просмотру телевизионных передач. Вывод получился неутешительным, но и неудивительным. Единственной отрадой  является канал «Россия. Культура», просматриваемый немногими. В результате дети не знакомятся с такими передачами как «Абсолютный слух» (о самых ярких явлениях мировой культуры), «Искусственный отбор», передачей – диалогом «Нескучная классика», «Наблюдатель» и др. Я уже не говорю о многочисленных концертах классической музыки, художественных фильмах, телевизионных и других конкурсах, транслируемых по этому каналу. Даниэль Баренбойм сказал, что «…главная сейчас проблема – отсутствие музыкального образования в школе, общего в консерватории…» («Энигма» 16.11.2017), 

Что касается интернет-ресурсов, которыми увлечены дети, то ни о какой музыке и смысловой нагрузке в целом речи там не идет.


Как музыка влияет на ребенка?

Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура  ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:

формирует эмоциональную сферу человека;

совершенствует мыслительную систему ребенка;

воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.

Музыкальное развитие очень важно для ребенка. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.

В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?

Основными целями музыкального воспитания являются:

Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.

Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.

Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.

Эстетическое воспитание.

Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием , стоит отметить следующие:

формирование общих знаний о музыке;

воспитание интереса и любви к музыке;

обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;

приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);

развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;

развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.


В чем польза от занятий музыкой.

Психологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно.

Музыка-это язык науки, культуры, логики, риторики. Ребёнок, начинающие изучать музыку, получает огромную подпитку мозга, более того этот ребёнок может быть куда удачливее, чем ребёнок без музыкального начала, в любой области науки и искусства!” Михаил Казиник.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нём терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливым труду. Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное, и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. 

Известный психолог сказал однажды: “ Самое чудесное что, может добрая фея положить в колыбельку новорожденному - это трудности, которые ребенок должен будет преодолеть.”  Только преодоление трудностей дает нам возможность возрасти! Если мы во что бы то ни стало стараемся облегчить жизнь нашим детям, то они вырастут неприспособленными к жизни. Перед малейшими трудностями они будут сдаваться.

Привычка к ежедневному труду нужно человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом плане, как и спорт, воспитывает характер и силу воли.

Наверно все  родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это рекомендуют с 8-ми месячного возраста. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает ⅓ часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речь.

При игре практически на всех музыкальных инструментах задействуются пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Татьяна Черниговская уверена, что каждого ребенка надо учить музыке, “...потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее – это подготовка к чтению, письму, дальнейшей сложной когнитивной работе, в некотором смысле это инвестиция в свою старость. Известно, что люди, которые говорят больше, чем на одном языке, и те, кто занимается музыкой, отодвигают болезнь Альцгеймера на несколько лет. Если голову тренировать с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью.

Когда человек играет на фортепиано, правая его рука выполняет одну работу, левая – совершенно другую, и это страшное напряжение мозга. И я еще ничего не говорю, про смыслы, эмоции, только про технику.”

Насколько это важно для общего умственного развития можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая “вспомогательная”. Заставляя “слабую” руку работать наравне с сильной, мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже “главного” (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

Доказано, что у людей, которые играют на скрипке, та часть мозга, которая отвечает за моторику руки со смычком, в два раза больше, чем та, которая отвечает за сторону, на которой держат инструмент. То есть мозг развивает те части, которые заняты делом. Если вы хотите сохранить свой ум в пристойном состоянии, то голова должна постоянно и тяжело работать. Обучение физически меняет мозг, влияет на качество нейронов, толщину коры, объем серого вещества. Музыка – это сложная когнитивная деятельность. Для мозга вообще никакого отдыха нет, только если ты совсем дурак, лежишь на диване, ешь гамбургеры и какую-нибудь дрянь смотришь. А во время музицирования происходят удивительные вещи, могут включаться гены, которые обычно бездействуют.” Т.Черниговская



Влияние музыки на здоровье.

Музыка благотворно влияет на физическое здоровье. При игре на духовых инструментах с первых занятий ребенка учат правильному дыханию. Играть на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим астмой и тонзиллитом. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно пение при заболеваниях легких. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова “цепляются “ друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок поет в коллективе детей, а не сольно, даже если он ошибется, это не будет заметно.  Так снимается психологический дискомфорт.

Любой вид занятий музыкой благотворно влияет на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах, всегда фиксировано.  Сидят или стоят ровно, нельзя сутулиться, напрягать шею, руки и другие части тела.

Музыка благотворно влияет на психику человека. Музыкотерапия - признанный метод психотерапии, который используют при лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Но в наше время истощение нервной системы или агрессивность присущи и обычным  детям. Музыка помогает выравнивать  эмоциональное состояние. Главное - правильно подбирать музыкальные произведения и отслеживать их воздействие. 

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие  тесно связано с развитием памяти и мышления) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

 

Это интересно!

Михаил Казиник советует во время беременности каждый день слушать музыку Моцарта. По результатам его экспериментов, Казиник рекомендует Моцарта, если мы хотим, чтобы следующее поколение “было более музыкальным, более творческим, более гармоничным.” При появлении на свет ребенок испытывает огромный стресс, шок. И вдруг звучит музыка Моцарта, ребенок перестает кричать. Он узнает Моцарта! Но почему же именно Моцарт, а не Чайковский, не Бах и не Брамс?

Да потому что именно Моцарт на нашей планете Земля обладает совершенной памятью Детства;

он идентичен ребенку;

его музыка - квинтэссенция детской гениальности.”

Казиник убежден, что любой ребенок приходит в этот мир гением, потому как гениальность должна быть присуща человеку изначально. Но общество переделывает их в посредственностей, так как семье нужны удобные дети. А в этом смысле Моцарт-исключение, потому что его не смогли ( или не захотели) вылечить.



Почему же надо учить детей музыке? 

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки…

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук….

5. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня»….

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп.1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Дина Кирнарская (российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных, президент АНО «Таланты-XXI век».)





























Список литературы:

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано -Москва: Музыка,1978

Алексеев А.Д. История фортепианного искусства -Москва:Музыка, 1988

Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. -Москва :Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с., илл.

Ветлугина Н.А.  Музыкальное развитие ребенка -Москва: Просвещение, 1968

Казиник М.С. Буравчик в стране света. Что такое культура? Чем человек отличается от всего живого? -Москва: Бослен, 2016.-160с.,ил.

Казиник М.С. Тайны гениев - Москва: Издательство АСТ, 2019. - 320., илл. -(Классика лекций)

Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности — Москва: Таланты-XXI век, 2004.496 стр

Нейгауз Г. Г.  Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.^-Москва: Музыка, 1988.— 240 с, портр.,

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. -Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с

 Смирнова Ю. Лечись музыкой// “Комсомольская правда” от 06.09.2002 г.

Интернет-ресурсы:

1. Значение музыки в жизни человека [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/29/znachenie-muzyki-v-zhizni-lyudey  

2. Проблема важности знакомства человека с прекрасной музыкой [Электронный ресурс]. - URL: http://esse- ege.ru /темы-проблемы-тезисы/роль-музыки-проблемы-тезисы/ 3. Роль музыки [Электронный ресурс]. - URL: http://docus.me/d/245727/ 

4.http://www.pravda.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/18-05-2006/84861-music-0

5.https://www.youtube.com/channel/UCu98V1wmTQ9XKHrFvy97b_Q

6.https://vk.com/onlineschoolmusic






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.