Программа дополнительного образования на тему «Знайка» (развивающий курс для дошкольников)

2
0
Материал опубликован 26 December 2019

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1466 ИМЕНИ НАДЕЖДЫ РУШЕВОЙ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1466

________________ Видутина О.В.

«______» _____________ 2019 г.

Принята на педагогическом совете

«______» _____________ 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЗНАЙКА»

(развивающий курс для дошкольников)

Педагог: Салихова Е. А.

Направленность – социально-педагочическая

Уровень – ознакомительный

Срок реализации – 1 год

Возраст детей – 6-7 лет

Москва

2019

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) «Знайка» социально - педагогической направленности разработана в соответствии с Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Уровень освоения Программы -ознакомительный -соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» (в ред. от 07.08.2015г., № 1308, в ред. от 08.09.2015г., № 2074, в ред. от 30.08.2015г., № 1035, в ред. от 31.01.2017г., № 30, в ред. от 21.12.2018г. №482 (далее – Приказ № 922 в ред.))

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребенка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.

Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

Данная рабочая программа  обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что

дети любознательны по своей природе, и важно использовать

этот природный потенциал для более полного и всестороннего развития ребенка.

Начало обучения в школе - очень напряженный период, так как школа с первых же

дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации

физических и интеллектуальных сил. Современная школа - это новые программы и

методики, которые опираются на имеющийся у детей запас знаний, умений и навыков, а

также на уровень их психофизического развития.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал. Программа носит ярко выраженный развивающий характер. Новые понятия и представления дети приобретают в различных видах деятельности.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.),определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная Программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Рабочая программа «Знайка» разработана в соответствии с требованиями и опираются на нормативные документы:

-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75);

-Приказ Министерства образования и науки РФ от  9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196);

-Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (далее – СанПиН 2.4.4.3172-14.).

 

Основные задачи Программы:

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

-развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

-воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

-формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;

-укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;

-воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;

-создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных --умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

 

Принципы построения Программы:

 

˗ Принцип возрастной адекватности - вся Программа выстроена с учётом возрастных особенностей и закономерностей физиологического и психофизиологического развития детей 5 - 7 лет.

˗ Принцип развивающего образования, целью которого является гармоничное физическое и когнитивное (познавательное) развитие, сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

˗ Принцип индивидуализации обра зования - учёт индивидуальных особенностей ребёнка в ходе учебной деятельности.

˗ Принцип модульности - возможность интеграции различных образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

˗ Принцип комплексности - все части Программы предусматривают комплексное познавательное развитие с опорой на формирование организации деятельности.

˗ Принцип систематичности и последовательности - регулярная образовательная деятельность с детьми, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей позволяют эффективно осуществлять социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольников.

В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогическим работником, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Срок реализации программы – 60 часов.

Принимаются дети в возрасте 6 лет. Группы формируются в зависимости от количества детей. Занятия проходят 2 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет у детей 6-го года жизни 30 мин. с обязательным подвижным 15-минутным перерывом. Занятия ведут два педагога. Занятия проводятся с октября поапрель, 30 недель,по вторникам и четвергам. Время проведения занятий с 17.00 - 18.15. На переменах организуются подвижные игры. (СанПиН 2.4.4.3172-14).

Принцип набора обучающихся: свободный.

Принцип организации учебных занятий построен на основе здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, динамические паузы, профилактика близорукости, сколиоза и т.д.

Специфика учебного материала общеобразовательной программы обуславливает порядок его изучения. Разделы программы являются «сквозными» и изучаются на протяжении всего года, что отражено в календарном плане. В связи со спецификой усвоения материала детьми дошкольного возраста все занятия имеют практическую направленность.

Планируемые результаты освоения Программы:

На этапе завершения дошкольного образования ребёнок:

˗ активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

˗ участвует в совместных играх и познавательно-исследовательской деятельности;

˗ проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении;

˗ способен выбирать род занятий, участников для совместной деятельности;

˗ умеет следовать правилам и социальным нормам;

˗ способен распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих;

˗ проявляет активный познавательный интерес, любознательность, интересуется причинно-следственными связями;

˗ обладает начальными знаниями о себе и социальном окружении;

˗ обладает элементарными представлениями из области живой природы; склонен наблюдать, экспериментировать;

˗ владеет устной речью и правильным звукопроизношением;

˗ умеет выражать свои мысли и желания, вести диалог;

˗ обладает сформированным лексико-грамматическим строем речи;

˗ может выделять звуки в словах;

˗ умеет рассказывать знакомые сказки;

˗ обладает навыками, обеспечивающими обучение письму и чтению;

˗ адекватно проявляет свои чувства;

˗ может радоваться успехам других и сопереживать неудачам;

˗ знаком с произведениями детской литературы;

˗ проявляет интерес к разным видам творческих заданий;

˗ имеет развитую крупную и мелкую моторику;

˗ обладает потребностью в регулярной двигательной активности

˗ знает и соблюдает правила личной гигиены и безопасного поведения на улицах

города и в общественном транспорте;

˗ владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими;

˗ имеет первичные установки ценности здоровья и здорового образа жизни.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,

физическое развитие и здоровье ребёнка на рубеже дошкольного и школьного детства соответствуют возрастным закономерностям и позволят ему успешно адаптироваться к новым условиям и выдержать те интеллектуальные и физические нагрузки, с которыми он встретится в школе.

Программа «Знайка» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

Обучение грамоте, развитие речи (1 занятие в неделю - 30 минут)

Подготовка к письму (1 занятие в неделю – 30 мин)

Математика. Логика и счет. (1 занятие в неделю - 30 минут)

Мир вокруг нас (1занятия в неделю - 30 минут)

 

ХАРАКТЕИСТИКА РАЗДЕЛОВ

Курс «Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению»

Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.

На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

Курс «Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)»

Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)

На занятиях используются:

-пальчиковая гимнастика;

-веселые подвижные игры (речь + движения);

-штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;

-обводки по трафарету или шаблону;

-печатание букв, слогов, слов, цифр.

Курс «Математика .Логика и счет»

Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.

На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.

Дети обучаются элементарным основам математики:

-знакомство с цифрами;

-состав числа;

-отношения и связи между числами;

-геометрические фигуры;

-математические знаки;

-арифметические задачи;

-примеры на сложение и вычитание.

Курс «Мир вокруг нас. (Предмет. Природа).»

Основные задачи:

1. Формирование экологических знаний, умений, навыков.

2. Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.

4. Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.

 

 

 

Курс «Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению»

Пояснительная записка

Рабочая программа блока «Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению» имеет социально - педагогическую направленность. Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Папка дошкольника": "Обучение грамоте "(часть1,часть 2), "Подготовка к письму "(часть1,часть 2).

Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учит дошкольников:

- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте(что было сначала, что было потом и что в конце);

- понимать причинно- следственные связи повествования;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам(стремиться узнать их значение);

- развёрнуто отвечать на вопрос.

Формировать у дошкольников умения:

- предвосхищать смысловое содержание высказывания;

- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами(сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);

- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.

Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, соль важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.

Содержание курса:

- определение последовательности событий в тексте;

- составление устного рассказа по рисункам к тексту;

- понимание причинно-следственных связей повествования;

- говорение с опорой на речевые образцы;

- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;

- соблюдение нужной интонации высказывания;

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;

- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.


 

Учебный (тематический) план.

Курс «Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению»


 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

всего

теория

практика

 

1.

Буквы, обозначающие гласные звуки

5

2

3

 

2

Буквы, обозначающие согласные звуки

15

7

8

 

3

Словообразование

10

5

5

 

 

Итого

30

14

16

 

 


 


 


 


 


 

Раздел 1. «Буквы, обозначающие гласные звуки»

Тема 1.1.Знакомство с гласными буквами (5 часа)

Теория (2 ч). Дифференциация звуков, составление словосочетаний, лексика и словообразование, развитие мышления.

Практика (3 ч.) Белка, петушок,снеговик,футболист,домик,пароход, игрушки, действуйпо инструкции, краски, цвета и оттенки,широкая строка,овалы, межстрочное пространство, раскрашивают, сравнивают, изобража

Раздел 2. «Буквы, обозначающие согласные звуки»

Тема 2.1. Решение логической задачи, аргументация (15 часов)

Теория (7 ч.) Буквы к, т, буквы з – с, буквы л, р, буквы в-ф, буквы б – п, буквы г, ч, буквы ж, ш, буквы м, д, буквы ц, щ.

Практика(8 ч.) Межстрочное пространство,широкая строка, овалы, краски, цвета, зигзаги, наклонные, пишу от заданной точки, петля, изображают, рисуют, обвести.

Раздел 3. «Словообразование»

Тема 3.1Словообразование,развитие мышления. ( 10 часов)

Теория (5 ч.) Слоги,слова-предметы,слова, деление слов на слоги, предложение,составление предложений из слов,виды предложений, повторение

Практика (5) Штриховка, прямые, наклонные, наклонные линии, наклонная с закруглением внизу,овалы,петля, элементы букв, складывают, рисуют, читают.

Базовые ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия.

Ребёнок должен уметь, знать и научиться:

- удерживать внимание, слушая короткий текст;

- выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;

- отвечать на вопросы;

- обсуждать со взрослым возникшую проблему;

- исправлять свои ошибки;

- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;

- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

- выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;

- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;

- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;

- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА


 

Обучение грамоте, развитие речи, подготовка к письму (30 ч.)

Тема обучения грамоте

Страницы рабочей тетради

Тема занятия

«Подготовка к письму»

Тема по развитию речи

Дата

1

Буквы а и о

с.1-2

Белка, петушок.

С.2-3

Дифференциация звуков, составление словосочетаний

 

2

Буквы и, у

с.3-4

Снеговик, футболист.

С. 4-5

Лексика и словообразование, развитие мышления.

 

3

Буквы ы, н

С.5-6

Домик, пароход.

С.6-7

Образование множественного числа. Предлог на

 

4

Буквы к, т

С.7-8

Игрушки, действуй по инструкции.

С.8-9

Решение логической задачи,
аргументация

 

5

Буквы з с

С.9, 16

Действуй по инструкции. Краски. Цвета и оттенки.

С.10-11

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

 

6

Буквы л, р

С.10 - 11

Широкая строка

С.12-13

Звук [л], [р]. Автоматизация звуков

 

7

Буквы в-ф

С.12, 31

Широкая строка.

С.14-15

Использование предлогов, лексика

 

8

Буквы е, ё

С.13, 24

Межстрочное пространство.

С.16-17

Составление пересказа

 

9

Буквы бп

С.14, 17

Широкая строка. Овалы.

С. 18-19

Составление рассказа.

 

10

Буквы м, д

С.15, 18

Зигзаги. Наклонные.

С.20-21

Лексика по теме, словообразование

 

11.

Буквы г, ч

С.20 - 21

Паровозик. С.22-23

Использование предлогов, словообразование

 

12

Буквы ж, ш

С.22-23

Наклонные зигзаги, петля.

С.24-25

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

 

13

Буквы й, х

С.25 - 26

Пишу от заданной точки.С.26-27

Составление рассказа

 

14

Буквы ю, я

С.19, 27

Пишу от заданной точки.

С.28-29

Составление пересказа

 

15

Буквы ц, щ

С.28, 30

Пишу от заданной точки.

С.30

Составление пересказа

 

16

Буквы Ъ, Ь

С. 32

Работаю по инструкции.

С.31-32

Развитие мышления,
устное сочинение

 

17

Слоги

ч.2

С.1-2

Штриховка.

Прямые, наклонные.

С.2-4

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

 

18

Слоги

с. 3-4

Штриховка. Прямые, наклонные линии

С.5-7

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

 

19,20

Слова-предметы

С.5-7

Прямые наклонные.

Штриховка, наклонная с закруглением внизу.

С.8-10

Лексика по теме, словообразование

 

 

 

21,22

Слова

С. 8-10

Штриховка, наклонная с закруглением вверху и внизу. С.11-13

Лексика по теме, словообразование

 

 

 

23,24

Деление слов на слоги

С.11-13

Овалы, петля, наклонные.

С.14-17

Развитие мышления, устное сочинение

 

25,26

Деление слов на слоги

С. 14-16

Овалы, петля, наклонные.

С.18-20

Развитие мышления,
устное сочинение

 

27

 

Слова-предметы

С.17-19

Элементы букв. С.21-23

 

Составление пересказа

 

28

Предложение. Составление предложений из слов

С.20-22

Элементы букв. С.24-26

Составление пересказа

 

29

Виды предложений

С.23-26

Петля. С.27-29

 

Развитие мышления, устное сочинение

 

30

Повторение и систематизация.

 

С.27-32

Элементы букв. С.30-32

Составление пересказа

 

 

 

 

 

Курс «Математика. Логика и счет»

Пояснительная записка

Рабочая программа блока "Математика. Логика и счет" Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Рабочие тетради дошкольников. « Математика " (часть 1, часть 2).

Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций.

Сенсорный опыт детей:

-зрительный;

-координационный в пространстве и во времени;

-цветовой.

К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.

Классификация( распределение- объединение объектов по группам)- анализ(выделение признаков объекта); сравнение(сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение(выделение общего признака у ряда объектов); синтез(объединение объектов в группу по выделенному признаку).

Сериация- установление последовательных взаимосвязей(определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).

Уровни сложности логических операций:

а) самостоятельно;

б) с помощью сверстников, взрослых:

-классификация: по кол-ву объектов- 2-4;

-по кол-ву признаков- от 1 до 3;

-сериация: по кол-ву объектов- не более 3.

Содержание курса:

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

 

всего

теория

практика

 

1.

дочислового периода обучения математике

2

1

1

 

2

числового периода обучения математике

13

6

7

 

 

итого

15

7

8

 

 

Раздел 1. «Дочислового периода обучения математике»

Тема 1.1 Формирование представлений о количестве.

Теория (1 час).Ориентирование на листе тетради, одинаковый, лишний предмет,классификация множеств объектов по кол-ву объектов(один, много, ни одного).

Практика (1 час) На глаз; наложение; перенос; взаимно однозначное соответствие,инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции,преобразование количества: - инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве),считать, различать, сообразительность.

Раздел 2. «Числового периода обучения математике»

Тема 2.1 Содержание числового периода обучения математике.

Теория (6 часов). Число и цифра 2, состав числа 2,число и цифра 3, состав числа 3,число и цифра 4, состав числа 4,число и цифра 5, состав числа 5,число и цифра 6, 7,8,9,10,состав числа 6,7,8,9,10, числа натурального ряда,состав числа 10,счет до 20.

Практика (7 часов) Решение примеров, задача «было-съели-осталось»,измерение длины,

узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры,записывать числа,считать от 1 до 10,складывать и вычитать.

Программа дочислового периода обучения математике:

 

1.Формирование представлений о количестве.

Классификация множеств объектов по кол-ву объектов(один, много, ни одного).

2.Виды преобразований основных объектов:

-инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции;

-преобразование количества: - инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве);

- неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).

 

3.Способы сравнения: на глаз; наложение; перенос; взаимно однозначное соответствие.

 

4.Способы описания результатов сравнения: равенство; неравенство; установление последовательности.

1.Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.

2.Классификация множеств предметов по количеству ( один, много, ни одного).

3.Сравнение двух множеств предметов по кол-ву различными способами.

4. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.

 

5.Развитие представлений о форме.

1. Сравнение предметов по форме различными способами.

2. Выделение геометрических форм(пространственные, плоские, линейные).

3. Знакомство с объёмными геометрическими фигурами.

4. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.

5. Знакомство с линейными геометрическими фигурами. Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.

6. Преобразования геометрических фигур.

7. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.

 

6.Развитие представлений о непрерывных величинах.

1.Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

2. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

3. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами.

4. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами.

5. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.

 

Содержание числового периода обучения математике:

Основные объекты: числа, действия над числами.

Представление о числах: количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.

 

Представление о ряде чисел: упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные.

Действия над числами ( от 1 до 5): - понятие арифметического действия;

- действие сложение как объединение множеств;

- действие вычитание как изъятие подмножества из множества.

Программа числового периода обучения математике:

 

Числа от 1 до 5.

Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества.

Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные»

множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.

Действия над числами.

Понятие арифметического действия.

Действие сложения.

Действие вычитания.

Получение последующего и предыдущего числа.

 

Аддитивный состав чисел от 1 до 5:

- разложение числа на сумму единиц;

- произвольное разложение числа;

- способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3;

-способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.

 

Формирование познавательных УУД:

- классификация-объединение по группам;

- анализ – выделение признака из целого объекта;

- сравнение - выделение признака из ряда предметов;

- обобщение - выделение общего признака из ряда объектов;

- синтез - объединение в группы по признакам;

- сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение распределять объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

 

Формирование сенсорного опыта:

-ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;

- ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

- определение временных отношений(день, месяц, год);

- определение цвета;

- Умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

 

Дети должны уметь:

- оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

- вести счёт как в прямом , так и в обратном порядке от1 до 10;

- показывать знание способов записи числа( точкой, точками, цифрой);

- раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;

- производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

- осуществлять набор и размен монет;

- сравнивать предметы по форме разными способами;

- узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарем (алфавит);

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ:

« Логика и счет» (15 часов)

 

п/п

Тематика занятия

Страницы тетради

Дата

1

Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет.

С.1-2

 

2

Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0

С.3-5

 

3

Число и цифра 1.

С.6-7

 

4

Число и цифра 2. Состав числа 2.

С.8-9

 

5

Число и цифра 3. Состав числа 3.

С.10-11

 

6

Число и цифра 4. Состав числа 4.

С. 12-13

 

7

Число и цифра 5. Состав числа 5.

С.14-15

 

8

Число и цифра 6. Состав числа 6.

С.16-17

 

9

Число и цифра 7. Состав числа 7.

С.18-19

 

10

Число и цифра 8. Состав числа 8.

С.20-21

 

11

Число и цифра 9. Состав числа 9.

С.22-23

 

12

Число 10. Состав числа 10.

С.24-25

 

13

Числа натурального ряда.

С.26-27

 

14

Числа натурального ряда

С. 28-29

 

15

Знаки >, <, =

С. 30-32

 

16

Составление схем-примеров

С. 2-3 ч.2

 

17

Решение примеров

С. 4-5

 

18

Увеличить, уменьшить на 2

С. 6-7

 

19

Решение примеров

С. 8-9

 

20

Решение примеров

С.10-11

 

21

Задача.

С.12-14

 

22

Задача «было-съели-осталось»

С. 15-17

 

23

Решение примеров

С.18-20

 

24

Состав числа 10

С.21-23

 

25

Решение примеров

С.24-25

 

26

Увеличить, уменьшить на 3

С.26-27

 

27

Измерение длины.

С.28-29

 

28

Счет до 20.

С. 30-31

 

29

Решение примеров. Упражнения на развитие логики.

 

 

30

Решение примеров. Упражнения на развитие логики.

 

 

 

 

Курс «Мир вокруг нас» (ознакомление с окружающим миром)

Пояснительная записка

Рабочая программа блока "Знакомство с окружающим миром" имеет социально-педагогическую направленность. Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Рабочие тетради дошкольников. Знакомство с окружающим миром" (часть 1- "Предметы", часть 2- "Природа").

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением – младшему. В тоже время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления гармонии человека и природы, формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и сами с собой предлагается программа курса для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 30 занятий (1 занятие в неделю).

Главная цель курсапробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы, воспитание чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, желания приносить пользу растениям, животным, людям.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Формирование экологических знаний, умений, навыков.

Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.

Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.

Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

 

 

всего

теория

практика

 

1.

Введение

1

1

0

 

2

Осень

2

1

1

 

3

Зима

2

1

1

 

4

Весна:

2

1

1

 

5

Животные разных стран.

4

1

3

 

6

Ориентировка во времени

2

1

1

 

7

Знакомство с профессиями людей

2

1

1

 

 

итого

15

7

8

 

Раздел 1 «Введение»

Тема 1.1 Знакомство с классификацией предметов.

Теория (1 час) Деление предметов на группы.

Раздел 2 «Осень»

Тема 2.1.Изменения окраски листьев.

Теория (1 час) Погодные явления осенью,изменения, наблюдаемые в неживой природе.

Практика (1 час) Наша одежда, сезонные изменения одежды, правила здорового образа жизни,головные уборы, правила здорового образа жизни, назвать одежду, раскрасить, составить рассказ.

Раздел 3 «Зима»

Тема 3.1. Снегопады, морозы, оттепели.

Теория (1час) Помощь зимующим птицам, жизнь растений зимой, зимние забавы.

Практика (1 час) Покой в жизни растений, явления в жизни насекомых, как зимуют насекомые, игры детей зимой, новый год,рисуют, раскрашивают, делят на группы.

Раздел 4 «Весна»

Тема 4.1. Пробуждение растений.

Теория (1 час) Прилет птиц, гнездование, помощь птицам в этот период.

Практика (1 час) Наша обувь, правила здорового образа жизни,головные уборы.сравнивают, изображают, играют.

Раздел 5 «Животные разных стран».

Тема 5.1. Знакомство с животными.

Теория (1 час) Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.

Практика (3 часа) Домашние животные и их детеныши,дикие животные и их детеныши,животные севера,животные жарких стран,различать животных, раскрасить, рассказать о животных.

Раздел 6 « Ориентировка во времени»

Тема 6.1. Знакомство со временем.

Теория (1 час) Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.

Практика (1 час) Познакомить детей с часами, называть дни недели, определять месяцы по сезонам, уметь называть части суток.

Раздел 7 « Знакомство с профессиями людей»

Тема 7.1. Разнообразие профессий.

Теория (1 час) Уважение к людям труда.

Практика (1 час )Профессии человека, кто что делает, кто где работает,техника на службе у человека, называть профессии, рассказывать о профессиях.

 

Содержание программы

Введение :

Знакомство с классификацией предметов. Деление предметов на группы.

Осень :

Изменения окраски листьев. Узнавание деревьев по листьям. Грибы съедобные и несъедобные. Созревание плодов и семян. Узнавание плодов и семян разных растений. Сад и огород. Погодные явления осенью.

Заморозки. Появление первого льда на лужах. Замерзание рек, озер. Завершение листопада. Явления в жизни животных, их подготовка к зиме.Подготовка животных к зиме. Отлет птиц.

Изменения, наблюдаемые в неживой природе. Изменения температуры воздуха. (холоднее, теплее) Осадки. Снегопад.

Зима:

Снегопады, морозы, оттепели. Покой в жизни растений. Явления в жизни насекомых. Как зимуют насекомые. Игры детей зимой. Новый год.

Жизнь животных зимой. Зима – голодное время для птиц. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Жизнь растений зимой. Зимние забавы.

Весна:

Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Первоцветы. Международный женский день.

Освобождение водоемов ото льда. Изменения в жизни животных. Пробуждение водоемов. Прилет птиц. Гнездование. Помощь птицам в этот период. Явления в жизни животных. Пробуждение насекомых. Рождение детенышей у млекопитающих.

Животные разных стран.

Ориентировка во времени:

Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток;

Познакомить детей с часами.

Знакомство с профессиями людей:

Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.

Занятие-игра:

Требования к знаниям умениям и навыкам

Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.

Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.

Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.

Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.

Практически различать деревья, кустарники, травы.

Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.

Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).

Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.

Знать названия распространенных профессий.


 


 


 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА

«МИР ВОКРУГ НАС»(15ч)

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Любимые игрушки. Кто чем играет?

1

 

2

Предметы, которые нас окружают. Тематические группы слов. Посуда

1

 

3

Наша одежда. Сезонные изменения одежды. Правила здорового образа жизни

1

 

4

Головные уборы. Правила здорового образа жизни

1

 

5

Наша обувь. Правила здорового образа жизни

1

 

6

Мебель. Тематические группы слов.

1

 

7

Школьные принадлежности

1

 

8

Электроприборы. Правила безопасного использования электроприборов

1

 

9

Инструменты. Кому что нужно для работы?

1

 

10

Музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты. Симфонический оркестр

 

1

 

11

Спортивные снаряды и принадлежности. Правила здорового образа жизни

1

 

12

Наземный транспорт. Правила дорожного движения

1

 

13

Воздушный транспорт. Правила поведения в самолете

1

 

14

Водный транспорт. Правила безопасного поведения на воде

1

 

15

Профессии человека. Кто что делает? Кто где работает?

1

 

16

Техника на службе у человека

1

 

17

Овощи.

1

 

18

Фрукты.

1

 

19

Ягоды.

1

 

20

Цветы.

1

 

21

Деревья.

1

 

22

Времена года. Осень. Грибы.

1

 

23

Домашние животные и их детеныши

1

 

24

Дикие животные и их детеныши

1

 

25

Животные севера.

1

 

26

Животные жарких стран.

1

 

27

Обитатели моря.

1

 

28

Птицы. Домашние птицы.

1

 

29

Рыбы.

1

 

30

Насекомые.

1

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС состоит из учебных пособий:

1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 

2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2) 

3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2) 

4. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Окружающий мир. Предметы. Природа. (часть 1, часть 2) 

 

 

Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер.

4. Мультимедийная установка.

5. Аудиоцентр.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.

9. Модель весов и набор гирь.

10. Модель часов.

 

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.

Полки для книг.

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.