Конспект проведения организованной образовательной деятельности «Знакомство с ремеслами»

2
1
Материал опубликован 30 November 2019 в группе

Программное содержание:

Формировать знания детей о ремеслах наших предков, развивать у детей умения выделять характерные  особенности  для каждого вида ремесла( инструменты, оборудование, материалы), развивать познавательный интерес к истории родного народа, воспитывать интерес и уважение к людям различных профессий, способствовать самостоятельности мышления.

Ход образовательной деятельности.

Предложить детям вспомнить считалочку.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой, говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей…?»

-Ребята, вам известна эта детская считалочка?

-О каких профессиях людей   говорится в считалочке? (царь, сапожник, портной, король…)

-Можно встретить эти профессии в наше время? (большинство профессий нет)

-В старину профессий было мало, и все они вполне могли на одном крыльце поместиться, как в считалочке.

Возникновение считалок относят к глубокой древности. В те времена многие работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалку.

-Ребята, а вы знаете, какие это трудные и опасные   работы-профессии прошлого? Какие еще профессии прошлого времени вы знаете ? О каких ремеслах не говорится в считалочке, но они тоже могли бы сидеть «на золотом крыльце»? (затруднения)

-Ребята,  а хотите  заглянуть в прошлое России , чтобы больше узнать о жизни, о труде людей того времени и получить ответ на мои вопросы?

-Тогда вперёд, я  предлагаю вам отправиться на экскурсию в Государственный Исторический музей Древней Руси, и хотя он от нас далеко, на Красной площади в Москве, но во времена Интернета ничего невозможного нет. Наше путешествие будет  не в реальный мир, а виртуальный  по представлению.

(Слайд 1) Здание Государственного Исторического  музея.

-Я приглашаю вас пройтись по залам музея Древней Руси.

-Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах.

 (Слайд 2) Пещера. Быт древних людей.

-У древних людей  еще не было современных домов, мебели, современной одежды… Они жили среди  непроходимых лесов и топких болот. Чем они занимались? (предположения детей)

-Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу, ловили рыбу. Женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.

-Какие профессии людей зародились в те давние времена?( варианты ответов- охотник, портной…)

(Слайд 3) С изображением охоты древних людей.

-  Охота – это опасное занятие, которым занимались только мужчины.  Как вы думаете, почему? (варианты ответов)

– Охотники должны быть сильными, ловкими, мужественными… Животное для охоты выбиралось,  раненое, больное или отбившееся от стада.
– На зверей охотились с копьями,  гонялись с собаками, стреляли их из лука со стрелами. Ловили зверей и живьем – капканами, западнями, рыбачили с помощью сетей и невода. Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов и рассматриванием древних инструментов для охоты и рыболовства.

(Слайд 4) Охота с копьями

(Слайд5) Охота с собаками

(Слайд6) Охота лучников

(Слайд 7) Рыбалка с помощью сетей или невода.

-Мальчики,  в следующих залах музея был ремонт, и экспонаты временно были убраны. Я предлагаю вам помочь работникам музея и поместить в первый зал оружие для охоты на зверя, во второй зал предметы для ловли птиц, в третий зал инструменты для рыболовства.

Игра «Помоги музею». Дети выбирают в первый зал картинки с изображением  копья, лука со стрелами, капканов, ножей, гарпунов…, во второй зал картинки с изображением сетей, луков со стрелами, в третий зал картинки сетей, удочек, крючков, неводов…

 -У охотника был острый нож, стрелы с металлическими наконечниками, железные крючки.

-Кто же ковал охотникам эти металлические предметы? (Предположения детей - металлические предметы для охотников ковали кузнецы).

(Слайд8) Кузнец в кузнице.

Кузнечное ремесло на Руси - одно из древнейших, а кузнецы всегда пользовались уважением и особым почетом. В старину этим ремеслом занимались только мужчины,  их мастерские-кузницы  обычно находились на окраине деревень.  А почему,  вы ответите, после просмотра фильма о работе кузнеца.

Просмотр видео «Работа кузнеца в кузнице».

-Что нового и интересного вы узнали о ремесле кузнеца из фильма? (Кузнец работает в кузнице. В ней очень жарко, потому что повсюду стоят печи, которые называются Гарнила, в них кузнецы кладут металл, который накаляется там  до бела и под действием температуры плавится. Затем размягченный металл кузнец кладет на наковальню, где сильными ударами молотка придает металлу нужную форму. Пока металл раскаленный, из него можно творить настоящие чудеса. Готовые изделия окунаются в ледяную воду,  где мгновенно остывают.)

-Ребята, как вы считаете, трудная  работа у кузнеца? Почему кузнечное ремесло в старину было только мужским? (Варианты ответов)

-Какими качествами должен обладать кузнец? (выносливый, терпеливый , сильный, …..)

-Почему кузницы обычно размещались вдали от домов? (Из-за опасности пожара, кузнец работает с высокими температурами)

- Какими инструментами пользуется кузнец? ( клещи, молоток)

-Почему в старинной пословице говорится, что «Куй железо, пока горячо».

-Как вы ее понимаете?(Варианты ответов)

-Кузнец должен быть очень сильным, чтобы держать тяжелый молот.

-А вы хотите быть такими сильными?

Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

Дружно встали. Раз, два, три,

Мы теперь богатыри.   (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,  (поворот в право)

Оглядимся величаво.

И на лево надо тоже   (поворот в лево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще   (поворот право)

Через левое плечо.   (поворот влево)

И назад сгибаем спинку.

Раз-два-три, раз-два-три.

Да смотри не упади.  (наклоны назад)

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.   (наклоны вперед)

Кузнецы ковали не только орудия для охоты и рыболовства, но и такие инструменты.

(Слайд9) На слайде серп, плуг, коса, борона.

-Как вы думаете, для чего эти инструменты? ( для обработки земли, для земледелия…)


(Слайд10) Пахарь пашет землю.

Возле своих жилищ славяне разводили огороды-полосы.   Пашня земли - работа очень тяжелая. Её всегда выполнял глава семьи - мужчина. Землю пахали сохой или  плугом, потом боронили.

(Слайд 11)Сев.

 После вспашки сеяли: человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню босиком.

-Как вы думаете, почему босиком? ( ногам должно уже было быть тепло)  Горсти зерен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись.  – Чего боялись? (Что он разметет семена).

-Что могли сеять? (Пшеницу, рожь, овес, просо, гречиху, кукурузу, рис, горох.)

-Люди на Руси занимались не только промыслами, но и не забывали про гуляния и праздники.

Предложить детям поиграть в народную хороводную игру « А мы просо сеяли».

-Люди научились добывать себе пищу, выращивать хлеб, делать инструменты, но еду надо было в чем-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя. Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси? (предположения детей - если дети говорят, что из дерева- такая посуда существовала какое-то время, но на ней невозможно готовить, почему?- сгорит)

(Слайд 12) Глиняная старинная посуда.

Подсказка-загадка:

Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глинянаЯ) 

-Кто делал такую посуду? Как называлось ремесло?

Подсказка-загадка:

Изготовлю вам из глины

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое (гончар)

(Слайд 13)Гончар за работой.

Рассказ воспитателя. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

Воспитатель обращает внимание детей на гончарный круг.

-Дети, посмотрите на это устройство.  Кто-нибудь из вас знает, что это ? ( гончарный круг)

-Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.

Мастер-класс на гончарном круге. Воспитатель показывает детский  гончарный  круг, показывает способ изготовления посуды на гончарном круге, сопровождая рассказом «  Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах».

-Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар? ( физической силой, терпением, аккуратностью, талантом…) Поэтому так уж повелось, что гончар - древняя мужская профессия.

Вот сколько разных промыслов было на Руси. Люди жили дружно , помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы, считалки.  Ребята, вспомните пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

«Дело мастера боится», «У хорошего мастера любое дело славится», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего!», «Судят не по словам, а по делам», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Землю красит солнце, а человека — труд!», «Есть терпенье — будет и уменье!», «Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет», «Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись».

Викторина  «Ремесла на Руси» вопрос-ответ

Молодцы! Вы вспомнили много пословиц и поговорок о труде. А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая еще раз напомнит вам о том, какие были ремесла на Руси. У меня в руках карточки с загадками. Если вы их правильно отгадываете, то я переворачиваю карточки, и на обратной стороне вы увидите изображение предметов. Ваша вторая задача – определить ремесленника, которому принадлежит этот предмет.

Гончар для меня разведет жаркий пламень,

Сухая, я твердой бываю, как камень.

Размочат- как тесто податливой буду.

Могу превратиться в игрушку, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая,

Узнали, ребята, кто я такая? (Глина- гончар).

Брат не летает, летает сестра – ветра быстрее, легка и остра. ( Лук и стрела-охотник)

Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп-пахарь)

Наклонилась над рекой – уговор у них такой:

Обменяет ей река окунька на червяка.

Что это у Галочки? Ниточка на палочке,

Палочка в руке, а ниточка в реке. (Удочка-охотник-рыболов)

Двенадцать коней одним поводом веду. (Грабли-пахарь)

На весенних полях бродит стадо черепах.

И совсем не на ногах, а на собственных зубах. (Борона- пахарь)

Сам худ,

голова с пуд. ( Молот-кузнец)

У них тяжелый труд —

Все время что-то жмут. ( Клещи- кузнец)

Сохнет

Словно после стирки,

А на ней —

Сплошные дырки. (Сеть- охотник)

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Зеркалом сверкает. (Плуг-пахарь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина-гончар)

 -Мальчики, теперь вы знаете ремесла-профессии, которые еще могли бы быть на «золотом крыльце» нашей считалочки? ( гончар, пахарь, охотник, кузнец). Давайте попробуем добавить эти ремесла.

На златом крыльце сидели царь, царевич,

король, королевич,

 сапожник, портной, кузнец удалой,

смелый охотник, гончар молодой,

да еще пахарь босой,

А ТЫ  кто будешь такой!

-Ребята, вам понравилась экскурсия в Государственный исторический Музей? Какой зал был для вас самым интересным и  познавательным ? Что вы узнали нового, интересного? Что для вас было трудным? Непонятным?

Ремесла наши постигать – старайся ты умело.

Твори,  выдумывай,  дерзай и фантазируй смело!











v






Комментарии

Содержательное занятие, спасибо! Хотелось бы взглянуть на слайды! Интересно!

30 November 2019

Похожие публикации