Урок развития речи «Знакомство с буквой Зз»
Тема урока: «Знакомство с буквой Зз».
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели деятельности педагога: познакомить с новой буквой; научить читать слова с буквой Зз, проводить звуковой анализ слов зима, зайка; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают букву Зз, правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют характеризовать согласные звуки по твёрдости и мягкости, звонкости-глухости.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные-ознакомление с буквой Зз; выполнение звукового анализа слов; качественная характеристика звуков; осознанность восприятия текста; совершенствование техники чтения; логические-моделирование звуковой схемы слов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания; формулировать простые выводы; отвечать на вопросы (конструктивные способы взаимодействия с окружающими: учителем, сверстниками).
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; проявляют прилежание в учёбе.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, выполненная в блокноте MimioStudio, наборное полотно, разрезная азбука, карточки с напечатанными слогами, смайлики для рефлексии, указка.
Адресат: обучающиеся 1 класса.
УМК «Начальная школа 21 века».
Содержание.
I. Организационный момент.
1) Мотивация на работу.
-Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу на уроке.
Раз, два, три (хлопают в ладоши).
Слушай и смотри (прикладывают руки к ушам, затем к глазам).
Три, два, раз (хлопают в ладоши).
Мы начнём сейчас (протягивают руки вперёд ладонями вверх).
-Улыбнитесь друг к другу, мысленно пожелайте удачи. Садитесь. Посадка «готов к работе».
2) Знакомство с девизом урока:
Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать должен научиться.
-Принимаем девиз к сведению. Активно работаем на уроке: слушаем, запоминаем, отвечаем.
II. Актуализация знаний.
Отгадывание загадки:
Он бывает тихим, громким.
А ещё –глухим и звонким.
-Кто догадался, что это? (Звук).
-Что вы знаете о звуках? (Ответы учеников).
III. Сообщение темы урока.
1) Речевая разминка.
Учитель включает звук на слайде, ученики слушают:
Комар летел и протяжно звенел: «ЗЗЗЗЗ»
Дети-комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: «Зьзьзь»
Ученики повторяют услышанное хором:
Комар звенит: «ЗЗЗЗЗ»
Комарики: «Зьзьзь»
-Какие звуки услышали? (Ответы учеников).
-Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки на письме? (Ответы учеников).
-С какой же новой буквой мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке? (Ответы учеников).
-Тема нашего урока: «Знакомство с буквой Зз».
2) Целеполагание.
-А чему мы научимся на уроке?
-Каким звукам дадим характеристику?
IV. Изучение нового материала.
1) Беседа:
-Вы верите в чудеса? И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не часто, то мы сами создадим чудо в своём воображении.
-Закройте глаза. Представьте: кругом тишина, голубое небо и много-много деревьев.
-Откройте глаза. Где мы с вами очутились? (В лесу).
2) Отгадывание загадки:
Крыша в шапке меховой. Белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла…(Зима).
-И мы с вами оказались в каком лесу? (В зимнем).
-Назовите сегодняшнюю дату? (Сегодня 1 декабря). О чём она вам говорит? (Первый день зимы).
-Зимний лес всегда кажется сказочным. На снегу много следов зверей. И очень тихо…И, вдруг, мы слышим поскрипывание снега. На полянку выскочил какой-то зверёк.
Отгадывание загадки:
Хмурой осенью он серый, а зимой холодной-белый,
Кто же это? Отгадай-ка? Ну, конечно, это…(Зайка).
3) Звуковой анализ слов зима, зайка. (У доски работают два ученика с фишками. Они выкладывают слова фишками синего, зелёного и красного цветов на наборном полотне. Остальные ребята выкладывают слова фишками на партах).
4) Замена фишек в схемах слов буквами.
-Какой же буквой заменили зелёную и синюю фишки в словах? (Буквой Зз).
5) Работа со словами зима, зайка.
-Сколько слогов в словах? Какой слог ударный? (После ответов учеников, учитель открывает шторки на слайде для проверки).
6) Работа с буквой Зз.
-На что похожа буква Зз?
На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3.
З-не просто завитушка. З-пружинка, крендель, стружка.
7) Просмотр видеоролика о букве Зз.
-Назовите слова со звуками З-Зь, которые услышали в видеоролике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Если я скажу слово с твёрдым З, то вы делаете прыжок.
С мягким Зь-хлопок.
Язык, змея, зеркало, мимоза, земля, зима.
V. Первичное закрепление изученного.
1) Работа по букварю на стр. 88.
-Давайте составим и прочитаем слоги с буквой З, используя «окошечки».
-Прочитаем слоги громко сверху вниз.
-Прочитаем слоги тихо снизу-вверх.
-Мальчики прочитают слоги с твёрдым З. Девочки прочитают слоги с мягким Зь.
2) Чтение слов по цепочке на стр. 88.
3) Слоговое лото. (Составляют слова из слогов. Работают в парах, используя карточки). (Проверка на слайде №12, учитель открывает шторку).
За-кон Ко-за
У-зо-ры За-кол-ка
4) Чтение столбиков слов в букварях с. 88
1 ст.-1 ряд, 2 ст.-2 ряд, 3 ст.-3 ряд, 4 ст.-хором.
Работа со словами зАмок, замОк.
-Прочитай слова. Чем похожи эти слова? (Написанием). А чем отличаются эти слова? (Постановкой ударения). Объясните значение этих слов. Слова одинакового написания, но разного произношения называются омографами.
5) Работа с текстом в букварях на стр. 89.
Читает текст хорошо читающий ученик.
-О чём этот текст?
-У него нет названия. Давайте придумаем ему название. Какие есть мнения?
-О каком времени года говорится?
-Кто рисовал узоры? Какие узоры он рисовал?
Чтение текста по предложениям.
-А какое предложение вы смогли бы добавить к этому тексту?
VI. Итог урока.
-Чему научились на сегодняшнем уроке?
-С какими звуками познакомились?
-Какой буквой обозначаются на письме звуки З, Зь?
-Какая это буква?
-Какое задание вам понравилось больше других?
VII. Рефлексия.
-У вас на партах лежат смайлики. Нарисуйте смайлику весёлую улыбку, если вы довольны своей работой.
-Нарисуйте смайлику грустную улыбку, если на уроке было трудно, многое было непонятно.
8. Организованное окончание урока.
-Всем спасибо за внимание. Урок окончен. Можете идти отдыхать.
Список используемой литературы.
1. Букварь. 1 класс. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Учебник в двух частях. Часть 1. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 г.
2. Обучение грамоте (чтение). Литературное чтение. Рабочие программы по учебникам Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой, Л.А. Ефросининой. 1 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г.
3. Обучение грамоте. Чтение.1 класс. Система уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г.