Знакомство с Государственным мемориальным и природным музеем-заповедником И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Игровой интегрированный урок для учащихся 5 класса (русский язык, литература, биология, география).
Игровой интегрированный урок для учащихся 5 класса (русский язык, литература, биология, география).
Учитель заранее делит класс на группы, готовит раздаточный материал. Каждое задание с сопутствующими материалами дается в отдельном файле.
Перед вами задания. Распределите их в группе между собой, внимательно прочитайте. Выполнив их, вы должны составить рекламный плакат, который поможет вам привлечь внимание и интерес детей вашего возраста к одному из самых известных заповедников нашей страны.
Задание № 1.
Географическое положение заповедника.
Внимательно рассмотрите карты. Вам необходимо выбрать из них ту, на которой можно отметить территорию заповедника. Определить, где находится заповедник, вам помогут следующие подсказки:
1. Находится в восточном полушарии.
2. На самом большом материке.
3. На западе самой большой страны.
4. Заповедник находится в области города, название которого созвучно с названием крупной хищной птицы. Этот город находится недалеко от столицы (главного города) самой большой страны.
Нашли нужную карту? Обведите красным фломастером город, в области которого находится заповедник. Приклейте карту на рекламный плакат. Сфотографируйте карту, фотографию вставьте в презентацию.
Задание №2:
Рассмотрите таблицу. Все ли в ней правильно? Вам нужно исправить ошибки. Стрелочками соедините портрет писателя с фамилией и названием усадьбы, которая связана с жизнью каждого писателя. Исправленную таблицу сфотографируйте и вставьте в презентацию.
Портрет писателя. | Фамилия писателя. | Усадьба. |
| Н.А. Некрасов | Спасское-Лутовиново |
| И.С. Тургенев | Михайловское |
| А.С. Пушкин | Тарханы |
| М.Ю. Лермонтов | Грешнёво |
Детство какого писателя прошло в усадьбе Спасское-Лутовиново? Возьмите портрет этого писателя, наклейте на рекламный плакат.
Задание № 3. Угадайте, какие растения встречаются на территории заповедника, решив ребусы.
Перед вами конверты. В одном находятся ребусы, в другом – характеристики растений и фотографии. Каждый ребус и характеристика пронумерованы. Вам нужно:
1) Решить ребус.
2) Решение каждого ребуса сфотографировать и вставить в презентацию.
2) Посмотреть на цифру, которая стоит на ребусе.
3) Найти характеристику с такой же цифрой, внимательно прочитать её.
4) Найти среди фотографий фотографию растения, название которого вы отгадали.
1) Дуб (диалог, безударной, ударением).
1) Возьмите первую букву слова, лексическое значение которого «разговор двух или нескольких лиц».
2) Добавьте первые буквы слов, пропущенных в правиле:
Чтобы не ошибиться в написании ___________ гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под __________.
Характеристика:
Это дерево нетрудно отличить от других деревьев по его могучей стати.
Оно крупное, обычно с могучей кроной и мощным стволом. Достигает высоты 20—40 м. Может дожить до 2000 лет, но обычно живёт 300—400 лет. Рост в высоту у этого дерева прекращается в возрасте 100—200 лет, прирост в толщину, хоть и незначительный, продолжается всю жизнь.
Крона густая, раскидистая, с толстыми ветвями.
Кора толстая, прочная, у взрослого дерева морщинистая, тёмного цвета.
2) Липа (лексика, предложение, а).
1) Возьмите первую и пятую буквы слова, значение которого «словарный состав языка».
2) Добавьте первую букву слова, пропущенного в следующем высказывании:
__________________ выражает законченную мысль.
3) Добавьте первую букву алфавита.
Характеристика:
Это дерево всегда можно отличить от других деревьев. Летом по сердцевидным листьям. Когда листьев нет - по характерным красноватым молодым веточкам с почками и по мягкой тёплой коре. Оно всё полно женственности, мягкости, нежности, заботы.
В лесу вырастает от 10 до 30 метров.
Крона плотная, густая, сильно затеняющая почву. Листья округлые, с сердцевидной основой, мелкозубчатые.
Цветы нежно-желтые, душистые, с медовым ароматом, собраны в соцветия.
3) Ясень (я, середине, н, ь).
1) Возьмите одну из букв, которые в позиции после гласных, а также после Ь и Ъ дают два звука.
2) Добавьте первую и вторую буквы слова, пропущенного в следующем предложении:
Обращение выделяется запятыми с двух сторон, если стоит в _____________ предложения.
3) Добавьте пятнадцатую букву русского алфавита.
4) Добавьте букву, которая не обозначает звука.
Характеристика:
Это высокое дерево до 30 метров в высоту с пышной кроной. Крона хорошо пропускает солнечный свет благодаря острым и длинным листьям и редким узловатым ветвям. Объем ствола достигает 1 метра. Кора дерева имеет пепельно-серый цвет и отличается гладкостью. Весной дерево окрашивается в фиолетовый цвет. Через несколько недель начинают формироваться будущие плоды – крылатки.
4) Клён (корень, лексикология, ё, ночь).
1) Возьмите первую букву слова, пропущенного в определении:
_________________ - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
2) Добавьте первую букву слова, пропущенного в определении:
_________________- это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
3) Добавьте букву, на которую всегда падает ударение.
4) Добавьте первую букву слова, пропущенного в названии повести Н.В. Гоголя:
«_____________ перед Рождеством».
Характеристика:
В высоту может достигать 30 метров. Кора имеет серый оттенок. Диаметр дерева доходит до полутора метров. Осенью листья наливаются янтарным огнем, пока не опадут. Уже после листопада, семена, похожие на стрекоз, опадают, чтобы дать жизнь новым побегам.
Древесина этого дерева имеет белый цвет со слегка золотым отливом. Хорошо окрашивается, поэтому ценится в столярных мастерских.
5)Ольха (омонимы, л, ь, хитрость, антонимы).
1) Возьмите первую букву слова, пропущенного в определении:
____________ - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
2) Добавьте тринадцатую букву русского алфавита.
3) Добавьте букву, которая не обозначает звука.
4) Добавьте первую букву слова, обозначающего качество характера, которое в русских народных сказках олицетворяет лиса.
5) Добавьте первую букву слова, пропущенного в определении:
____________ - это слова, противоположные по своему лексическому значению.
Характеристика:
Часто попадаясь на глаза людям, это дерево всегда остается невидимкой. Весной его листва быстро темнеет, а осенью, когда все деревья надевают яркие наряды, остается неизменной. Зимой дерево можно узнать по небольшим шишечкам на ветвях и на снегу.
Ствол дерева в основном стройный, покрыт гладкой корой. Деревья быстро растут, достигая в высоту более 20 метров.
6) Сосна (синонимы, окончание, с, Пушкин,
приставка).
1) Возьмите первую букву слова, пропущенного в определении:
______________ - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению.
2) Добавьте первую букву слова, пропущенного в определении:
_____________ - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
3) Добавьте девятнадцатую букву русского алфавита.
4) Последняя буква фамилии автора, написавшего поэму «Руслан и Людмила».
5) Последняя буква слова, пропущенного в определении:
____________ - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Характеристика:
Вечнозеленая – это символ бессмертия и жизненной силы. Даже зимой, когда природа спит, это красивое зеленое дерево напоминает нам о том, что скоро наступит весна. Иголки имеют зеленый окрас с голубоватым оттенком. Кора – красновато-бурая и отливает медью.
Задание № 4. На территории Орловской области встречается 89 видов редких животных, которые внесены в Красную книгу Орловской области. Перед вами конверты, в каждом из них – буквы и фотографии. Вы должны:
1) Из букв каждого конверта составить название животного или птицы.
2) Составить характеристику одного отгаданного животного или одной птицы по следующему плану:
(Из букв в конвертах должны сложить слова: аист, глухарь, беркут, косуля, куница, затем составить характеристику животного).
План описания животного:
1. Кто это?
2. Чем покрыто тело? Какого цвета?
3. Из чего состоит тело?
4. Как передвигается?
5. Чем питается?
6. Где живёт?
Задание №5 (Выполняется всеми членами группы после того, как будут выполнены первые четыре задания). Если вы решили все ребусы, можете приступать к оформлению рекламного плаката. Он должен быть оформлен интересно, красочно, должен привлекать внимание.
1) Наклейте нужную карту (найденную вами в задании №1).
2) Наклейте портрет писателя, с жизнью которого связана усадьба Спасское-Лутовиново (портрет возьмите из задания №2).
3) Наклейте фотографии растений (из задания № 3).
4) Наклейте фотографии животных (из задания № 4).
5) Напишите на плакате небольшой рекламный текст, красиво представьте заповедник. Можно сделать это в стихотворной форме.
6) На плакате вы можете сделать свои рисунки. Можете украсить плакат цитатами из произведений писателя, жизнь которого связана с усадьбой Спасское-Лутовиново.
У доски вам нужно будет представить ваш рекламный плакат, рассказать о проделанной вами работе.