Конспект открытого урока «Финансовая математика» (9–11 класс)
Конспект открытого урока
муниципального этапа областного конкурса
«Педагог года Подмосковья - 2018»
учителя математики высшей категории
Василик Е.А.
Г.о. Балашиха
13.12.17.
Финансовая математика
Цель – повторение базовых знаний по математике и применение знаний при изучении экономических категорий.
Задачи:
образовательные и предметные – способы и приемы решения экономических задач;
воспитательные – работа в группах, умение выслушать друг друга;
развивающие – развитие логического мышления, аналитического исследовательского мышления.
Этапы урока
1. Организационный момент.
Предварительная подготовка – маршрутные листы (Приложение 1), сигнальные карточки двух цветов, раздаточный материал – иллюстрации и принципы финансового благополучия, презентация (Приложение 2), таблички и цветные стикеры для рефлексии (Приложение 3).
Обучающиеся разделены на три группы, в каждой группе файлы с раздаточным материалом.
Учитель. У вас на столах раздаточный материал. В первом файле маршрутные листы для каждого и сигнальные карточки. Достаньте их, пожалуйста. Мне интересно знать, какое у вас настроение перед уроком. Желтый символизирует солнце – радость, синий – дождь, недовольство. Покажите карточку, которая наиболее соответствует вам сейчас. (Значит, урок пройдет легко и увлекательно или надеюсь, угрюмое настроение не помешает нам поработать эффективно.)
2. Работа с цитатой.
Учитель. Эпиграфом урока я выбрала высказывание современного математика М.И. Башмакова: «Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть» Подумаем, почему.
3. Проблемная ситуация.
Учитель. Посмотрим на среднестатистическую семью. (Видео сюжет о споре родителей с сыном-подростком о необходимости получения знаний для будущей взрослой жизни) У вас так бывает? К сожалению, не всегда подростки знают как математически или финансово грамотно поступить. Попробуем разобраться в финансовых вопросах. Какая тема урока?
3. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний.
Разминка – устный счет. Решившие задачу, поднимают руку, кто-то озвучивает ответ, согласные с ответом поднимают желтую карточку, если нет – синюю. Проводят самооценку, выставляя баллы в маршрутные листы.
4. Работа в группах.
Учитель. Что объединяло задачи? Экономическое содержание. Зачем решать экономические задачи на уроках математики, если все не будут экономистами? Зачем быть финансово грамотным? Мы попробуем сформулировать принципы финансового благополучия, проработав их в группах. У каждой группы задача, в ней зашифрован один из принципов финансового благополучия. Необходимо решить задачу, найти из предложенных принципов нужный и соответствующую ему иллюстрацию.
5. Проверка заданий.
У каждого из нас есть сокровенные желания, но не всегда хватает средств. Как получить желаемое? Проверка решения задачи группы №1. О чем задача? Об экономии. Какой принцип? Сохраняй! (Обучающиеся прикрепляют на доску иллюстрацию и принцип)
Бывает недостаточно сэкономленных средств. Где взять недостающие? Можно взять в кредит. Что такое кредит? Бывают ли беспроцентные кредиты. Чем опасны быстрые займы? Проверка решения задачи группы №2. О чем задача? О процентах за пользование кредитом. Какой принцип? Живи по средствам!
Если разумно вести семейный бюджет, то появляются свободные средства. Что можно с ними сделать? В каком возрасте и куда можно вложить средства с целью получения прибыли? Банковские вклады, ценные бумаги.
Динамическая пауза – механизм работы финансовой пирамиды. Учитель выводит в центр кабинета двоих обучающихся, каждый приглашает ещё двоих, пока все не окажутся в центре. Учитель объясняет, за чей счет вкладчики получают прибыль и демонстрирует, что приток новых вкладчиков конечен.
Проверка решения задачи группы №3. О чем задача? О вкладе. Какой принцип? Инвестируй! Инвестировать можно не только в ценные бумаги, но и в себя.
6. Закрепление. Обучающиеся проговаривают сформулированные принципы финансового благополучия при работе в группах и добавляют еще – работа со слайдом презентации. Слайд усилен цветовыми акцентами, ранжированными в порядке значимости.
7. Рефлексия.
Притча о мудреце и трех работниках. Уходя из кабинета, обучающиеся прикрепляют цветные стикеры на карточки:
- я устал
- я зарабатывал на хлеб своей семье
- я строил фундамент нового здания.