Знакомство со стихотворением К.Д. Бальмонта «Золотое слово»
Тема: Знакомство со стихотворением К.Д. Бальмонта «Золотое слово»
Цели урока:
- организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
- создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения;
- организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог;
- содействовать наработке у учащихся личностного отношения к природе.
Задачи урока:
Предметные:
учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;
Метапредметные:
побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;
Личностные:
развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
развивать способность к самооценке своих действий.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все красиво дружно стали,
Улыбнулись, подравнялись.
Посмотрели на гостей,
Поздоровались прилично,
Чтоб учиться на “отлично”,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор…
Актуализация знаний
Речевая разминка:
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
- Какие слова придумал автор? Для чего? (чтобы услышать шуршание осенних листьев)
Прочитайте стихотворение медленно; с ускорением, скороговоркой.
Проверка домашнего задания.
- И наш разговор мы начинаем с проверки домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».
- Что же хотел сказать нам Николай Алексеевич Некрасов этим произведением? (бережно относится к природе, к братьям нашим меньшим)
- Да, ребята, автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает. И мне хотелось бы вам прочитать стихотворение Евгения Евтушенко.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, и т.д.)
- И я хочу, чтобы этих зверей в вас никогда не было.
- Ну а мы продолжаем изучать поэтическую тетрадь. Что это значит? (мы познакомимся с произведениями поэтов, выучим их наизусть, учимся слушать стихи, понимать красоту поэтического слова, и т.д.)
Введение в тему.
Работа над загадкой
Работа над загадкой:
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
Работа с пословицей.
Осень говорит: я поля уряжу: весна говорит: я ещё погляжу.
- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
(Осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала она даже борется с зимой. И всё-таки одолевает зиму. Иногда она бывает ранняя, а иногда и поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.)
- Да, у нас ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. (Тютчев, Пушкин, Фет)
IV. Самоопределение к деятельности
Продолжаем наш разговор. Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного замечательного поэта. А какого, вы унаете, разгадав запись. Посмотрите на доску. Слова перепутались:
тинстанКон вичриеДмит монтБаль |
Константин Дмитриевич Бальмонт.
- Прочитайте имя писателя еще раз на странице 173 в учебнике.
V. Работа по теме урока.
Знакомство с личностью поэта.
- Другой поэт Александр Блок сказал о нём следующее:
«Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну».
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке. (Мы будем говорить о весне).
- Да, ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством этого поэта. Будем читать выразительно стихотворение, слушать товарищей, анализировать и находить художественные особенности произведений.
Постараемся услышать весну в душе поэта. И чтобы нам было немного легче, давайте поближе познакомимся с поэтом.
- Обратите внимание на доску. Перед вами портрет Бальмонта К.Д. Вглядитесь в лицо поэта. Это лицо человека думающего, благородного, интеллигентного. Родился Константин Дмитриевич в 1867 году в помещичьей семье. Детство он провел в родной усадьбе. Будущий поэт в 5 лет научился читать. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина (знала иностранные языки, устраивала литературные вечера). Именно она воспитала в нем чувство прекрасного. Отец, Дмитрий Константинович Бальмонт был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя ещё в детстве глубоко проникся красотой лесов, полей, болот, лесных речек.
С 1876 - 1883 годы Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключён за участие в антиправительственном кружке. Продолжил своё образование во Владимирской гимназии, затем – в Москве в университете.
Так сложилось, что большую часть жизни Бальмонт провел за границей, где и умер (23 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран, недалеко от Парижа, в приюте «Русский дом»).
Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Константина Дмитриевича связаны с воспоминаниями о Родине, в особенности о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Сейчас вы в этом убедитесь сами. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.
2. Первичное знакомство со стихотворением «Золотое слово».
- Прочитайте название. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Проверим ваши предположения? Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!
Словарная работа.
- Прежде чем вы прослушаете стихотворение, объясните значение слова кутерьма.
Кутерьма (разг.) – суматоха, беспорядок
Слушание стихотворения. (аудиозапись)
Учащиеся следят. С.173
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? О чём это стихотворение?
5. Вторичное чтение стихотворения про себя, выразительно.
VI. Физминутка
С наступлением весны в природе всё пробуждается, всё приходит в движение. Вот и мы с вами тоже немного подвигаемся.
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась. Два – изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела. На четыре – улетела.
VII. Продолжение работы по теме.
Беседа по содержанию прочитанного.
– Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете?
– Кто обещал всё озолотить?
– А кто всё сделал на самом деле?
– Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны? (с помощью солнца)
– Солнце-символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно все освещает, все делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и тоже.
– Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, – будет и седой»? (Одуванчик сначала жёлтый, а потом, когда созревают семена, становится белым, пушистым. Это похоже на седые волосы.)
Анализ стихотворения.
– Подумайте, о чем спорят Осень, Зима и Весна? (Кто важнее, сильнее)
Подготовка к выразительному чтени.
– Прочитаем еще раз этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.
Выразительное чтение стихотворения.
3. Выборочное чтение – Найдите в тексте и прочитайте:
– Какое настроение передает поэт в последней строке?
– Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.
– Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении?
Беседа:
– Кто же оказался самым сильным среди спорящих?
– Как вы думаете, почему весна победила?
– Что за помощники есть у весны?
– Вспомним, как называется стихотворение?
– В каком значении употреблены эти слова? (В переносном)
– Какие слова обычно называют золотыми? (Слова, которые подтверждаются делом).
– Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафорой.
Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.
– Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»? (весна выполнила свое обещание).
– Сказала и сделала весна, ее слова оказалось самым твердым, такое слово можно назвать “золотым” (Верное, стоящее, не пустое, сказано сделано). Так и в жизни, ребята: «Дал слово – держи его».
В стихотворении есть еще и другие художественные приемы:
Осень обещала(олицетвориение): "Я озолочу"
А зима сказала(олиц): "Как я захочу".
А весна сказала(олиц): "Ну-ка, ну, зима".
И весна настала. Всюду кутерьма.(метафора)
Солнце золотится. Лютик - золотой.(эпитет)
Речка серебрится(эпитет) и шалит водой. (олиц)
Родилась на воле,(олиц)залила луга,
Затопила поле, стёрла берега. (метафора)
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Метафора – это перенос наименования по сходству.
Эпитет - средство речевой выразительности, главное назначение которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику.
4. Чтение по ролям.
- Сколько ролей понадобится для чтения этого стихотворения?(4)
Прочитаем по ролям
VIII. Д/з какое задание вы бы могли предложить к теме сегодняшнего урока
IX. Итог урока
– Творчество какого поэта мы изучали?
– Что вы узнали о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта?
– А какие чувства вызвало у вас стихотворение “Золотое слово”?
Оценивание работы учащихся на уроке.