Технологическая карта урока по теме: ««Золотое правило» механики» (Физика, 7 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 села Алакуртти»
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»
Технологическая карта урока по теме:
«Золотое правило» механики.
Маркина Наталья Владимировна,
учитель физики и информатики
с. Алакуртти
2017 год
«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» МЕХАНИКИ
Цель: сформировать у учащихся знания об отсутствии выигрыша в работе любого простого механизма: выполнить учебный проект и защитить его.
Деятельностная: формирование у учащихся умения определять работу любого простого механизма, анализировать полученные данные, делать вывод об отсутствии выигрыша в работе любого простого механизма, оформление результатов измерений в виде отчёта по учебному проекту, защита своего учебного проекта.
Содержательная: расширение базы понятий простые механизмы, работа за счёт включения в неё формулировки «золотого правила» механики..
Задачи:
сформировать умение выполнять эксперимент по алгоритму.
Ввести формулировку «золотого правила» механики.
сформировать умение анализировать данные эксперимента, обобщать их и формулировать вывод в виде правила.
Оборудование: учебник Перышкин А.В. Физика. 7 класс, карточки с заданиями, штатив, лапка и муфта (8 шт), наклонная плоскость (2 шт), неподвижный блок (2 шт), подвижный блок (2 шт), динамометр (8 шт), рычаг (2 шт), грузы (8 комплектов), линейка (8 шт), брусок-коретка (2 шт),
Педагог |
Маркина Наталья Владимировна |
|||
№ урока |
3.45.57 |
|||
Тема урока |
«Золотое правило» механики |
|||
Предмет |
физика |
|||
Класс |
7А, 7Б |
|||
Тип урока |
получение новых знаний |
|||
Вид урока |
комбинированный |
|||
Цели урока |
Для учителя |
Для ученика |
Метапредметные результаты |
|
О: сформировать у учащихся знания об отсутствии выигрыша в работе любого простого механизма В: формирование и развитие интереса к познанию физики Р: продолжить формирование у учащихся умения выполнять эксперимент и учебный проект. |
Выполнить эксперимент с одним из простых механизмов, сделать вывод о выигрыше в работе, представить свои результаты классу, проанализировать результаты всех проектов и сделать итоговый вывод. |
Личностные УУД -постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Познавательные УУД -формирование умения работать с текстом (ориентироваться в тексте задания, находить и применять нужную информацию, интерпретировать и видоизменять). -формирование умения выполнять эксперимент, вести исследование. -формирование умения анализировать полученные данные и делать вывод. Коммуникативные УУД -различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории. -развивать умение толерантно относиться к мыслям и выводам членов группы и класса, -формировать умение учиться, - Регулятивные УУД -самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. -уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, - формировать умение критиковать себя, адекватно оценивать себя. |
||
Образовательная среда урока |
Карточки-задания для групп, Оборудование: 1 и 5 группы: штатив, рычаг, грузы, динамометр 2 и 6 группы: штатив, неподвижный блок, грузы, динамометр, линейка. 3 и 7 группы: штатив, подвижный блок, динамометр, грузы, линейка. 4 и 8 группы: штатив, наклонная плоскость, брусок, динамометр, линейка. |
формы работы на уроке |
групповая, индивидуальная |
||
Этапы |
Для учителя |
Для ученика |
УУД |
Организационный (1 мин) |
Организует учащихся к восприятию изучаемого материала |
Записывают д/з §62 |
|
Актуализация знаний (3 мин) |
Создаёт проблемную ситуацию - Здравствуйте, ребята. Мне нужно совершить работу, а вот каким простым механизмом воспользоваться я не знаю, помогите мне выбрать тот механизм, который даст больший выигрыш в работе. -Так какова цель нашего урока? -Тогда, давайте разделимся на группы и проверим, кто прав. Записывает общую цель урока на доске |
Выдвигают гипотезы, формулируют цель урока -Выдвигают гипотезы, какой простой механизм даёт больший выигрыш в работе. Записывают цель урока в тетрадях -Выяснить, какой выигрыш в работе даёт простой механизм. |
Познавательные УУД 1.Приобретение опыта выдвижения гипотез для их экспериментальной проверки. Регулятивные УУД 1.формирование умения формулировать цель урока |
Первичное усвоение новых знаний (25 мин) |
Организует выполнение практической работы по группам. Разбивает учащихся на группы (пары). Выдаёт карточки-задания и оборудование. 1 и 5 пары – рычаг; 2 и 6 пары – неподвижный блок; 3 и 7 пары – подвижный блок; 4 и 8 пары – наклонная плоскость. |
Выполняют практическую работу Оформляют результаты работы в тетради. - Формулируют цель эксперимента (каждая группа свою), - Собирают установку по рисунку (каждая группа свою), - Выполняют эксперимент по алгоритму, прописанному на карточке, - Записывают полученные данные, анализируют их и делают вывод. |
Познавательные УУД 1.Извлечение информации из текста и рисунков 2.Использование естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; 3.Различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; 4.анализ информации 5. синтез и обобщение Регулятивные УУД 1.формирование умения формулировать цель эксперимента. 2. формирование умения планировать последовательность выполнения эксперимента |
Осознание и осмысление учебной информации. Первичная проверка понимания. (5 мин) |
Организует защиту результатов своей работы в виде выступления. На доске висит сводная таблица по группам. |
Оглашают результаты своей работы и сравнивают их с результатами других групп. Записывают свой вывод в сводную таблицу. Делают итоговый вывод и записывают в тетрадь. -Ни один простой механизм не даёт выигрыша в работе. |
Коммуникативные УУД 1. слушать и понимать других. 2. формирование речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами. 3. оформление своих мыслей в устной и письменной форме. 4.Владение монологической речью. Познавательные УУД 1. синтез и обобщение, умение делать итоговый вывод. |
Первичное закрепление учебного материала. (8 мин) |
Организует запись формулировки «Золотого правила» механики - Почему простые механизмы не дают выигрыша в работе? _Давайте посмотрим ещё раз на наши результаты и выясним, как связаны пути и силы. Это правило назвали «золотым правилом» механики. Запишите его формулировку из учебника стр.185. «ни один из простых механизмов не даёт выигрыш в работе, т.к. во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии» |
Анализируют пути и силы. Отвечают на вопросы. Записывают формулировку «Золотого правила» механики. - Сила меньше, а путь больше. |
Коммуникативные УУД 1. слушать и понимать других. 2. формирование речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД 1.анализ информации 2. синтез и обобщение |
Рефлексия (3 мин) |
Подводит итоги урока - Давайте подведём итоги урока. Оцените свою работу на уроке. Поставьте галочку в выбранном вами пункте. ☐Урок был интересен, полезен, понятен, всё получилось. ☐Урок был интересен, полезен, но остались вопросы. ☐Урок был скучен, сложен, не понятен, ничего не получилось. |
Выполняют рефлексию |
Регулятивные УУД 1.формировать умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, 2.формировать умение критиковать себя, адекватно оценивать себя. |
ГРУППА №1. Рычаг. Запишите цель эксперимента. ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ Запишите оборудование, которое вы будете использовать при выполнении эксперимента. _______________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ |
|||||||||||||||
Соберите установку для выполнения эксперимента как на рисунке. Подвесьте к левой части рычага, например три груза, а к правой – один груз. Перемещая грузы, добейтесь равновесия рычага. Отклоните рычаг на некоторый угол в вертикальной плоскости, измерьте пути, пройденные точками приложения сил тяжести. |
|||||||||||||||
Вычислите работы, совершённые обеими силами тяжести. Запишите все измерения в таблицу.
Сравните работы сил. Сделайте вывод о том, даёт ли выигрыш в работе рычаг. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Сравните силы и пути. |
|||||||||||||||
Сделайте вывод по результатам сравнения. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ |
Рефлексия:
☐Урок был интересен, полезен, понятен, всё получилось.
☐Урок был интересен, полезен, но остались вопросы.
☐Урок был скучен, сложен, не понятен, ничего не получилось.
ГРУППА №2. Неподвижный блок. Запишите цель эксперимента.______________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Запишите оборудование, которое вы будете использовать при выполнении эксперимента. ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Соберите установку для выполнения эксперимента как на рисунке. К одному концу нити подвесьте два или три груза, а к другому прицепите динамометр. |
|||||||||||||||
Возьмите динамометр в руку и натяните нить так, чтобы грузы повисли на нити. Поднимите грузы на некоторую высоту и измерьте пути, которые при этом прошли грузы и динамометр. Вычислите работу каждой силы. |
|||||||||||||||
Запишите все измерения в таблицу.
Сравните работы сил. Сделайте вывод о том, даёт ли выигрыш в работе неподвижный блок. ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Сравните силы и пути. |
|||||||||||||||
Сделайте вывод по результатам сравнения. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ |
Рефлексия:
☐Урок был интересен, полезен, понятен, всё получилось.
☐Урок был интересен, полезен, но остались вопросы.
☐Урок был скучен, сложен, не понятен, ничего не получилось.
ГРУППА №3. Подвижный блок. Запишите цель эксперимента. _____________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Запишите оборудование, которое вы будете использовать при выполнении эксперимента. ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Соберите установку для выполнения эксперимента как на рисунке. К обойме блока подвесьте два или три груза, а к нити прицепите динамометр. Возьмите динамометр в руку, расположите его вертикально и натяните нить так, чтобы блок с грузами повис на нитях. Поднимите грузы на некоторую высоту и измерьте пути, которые при этом прошли грузы и динамометр. Вычислите работу каждой силы. Запишите все измерения в таблицу.
|
|||||||||||||||
Сравните работы сил. Сделайте вывод о том, даёт ли выигрыш в работе неподвижный блок. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||
Сравните силы и пути. |
|||||||||||||||
Сделайте вывод по результатам сравнения ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ |
Рефлексия:
☐Урок был интересен, полезен, понятен, всё получилось.
☐Урок был интересен, полезен, но остались вопросы.
☐Урок был скучен, сложен, не понятен, ничего не получилось.
ГРУППА №4. Наклонная плоскость. Запишите цель эксперимента._______________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ Запишите оборудование, которое вы будете использовать при выполнении эксперимента. _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
|||||||||||||||
Соберите установку для выполнения эксперимента как на рисунке. Измерьте высоту наклонной плоскости. Измерьте вес катка при помощи динамометра. Поднимите брусок на высоту наклонной плоскости и зафиксируйте показания динамометра. Положите брусок на наклонную плоскость и равномерно тащите его вверх при помощи динамометра. Измерьте силу тяги. |
|||||||||||||||
Измерьте длину наклонной плоскости. Вычислите работу каждой силы. Запишите все измерения в таблицу.
|
|||||||||||||||
Сравните работы сил. Сделайте вывод о том, даёт ли выигрыш в работе наклонная плоскость. ___________________________________________________________________________________ Сравните силы и пути: |
|||||||||||||||
Сделайте вывод по результатам сравнения. __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ |
Рефлексия:
☐Урок был интересен, полезен, понятен, всё получилось.
☐Урок был интересен, полезен, но остались вопросы.
☐Урок был скучен, сложен, не понятен, ничего не получилось.