Занятие «Золотая волшебница Осень» (Интегрированное занятие по художественно – эстетическому направлению для детей 5-7 лет)
муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение
детский сад с. Коршик
«Золотая волшебница Осень»
Интегрированное занятие
по художественно – эстетическому направлению
для детей 5-7 лет
Автор:
Вылегжанина Ирина Ивановна
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Тьютор: Панагушина Е.А.
Коршик
2016
Цель: формировать представление о настроении и способах его выражения в разных видах искусства.
Задачи:
- учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами для передачи настроения и находить близкие средства выразительности в разных видах искусства: музыке, живописи, поэзии;
- учить сравнивать контрастные произведения музыкального и изобразительного искусства по тематике и содержанию;
- формировать умение высказываться об эмоционально – образном содержании музыки, картин, стихотворений;
- развивать творческие способности с помощью разных видов деятельности;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Материалы к занятию
Музыкальный: музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Сладкая греза», «Осень» из цикла «Времена года», зрительная игра « Солнышко и дождь» М.Гоголева, Упражнение на развитие дыхания «К солнышку», ритмическая игра «Капли», «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди, портрет П.Чайковского, шумовой оркестр, музыкальные инструменты
Изобразительный: картины «Рябинушка» (И.Грабарь), «Золотая осень»
(И. Остроухов), «Золотая осень» (И.Левитан), «Осень в Абрамцеве» (Поленов), «Осень» (Васильев), Ю. Подлянский «Род», иллюстрации: «Парк в Клину», «Дождик», цветовое панно
Речевой: стихи А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А. Толстого, басня «Стрекоза и Муравей» И.Крылова, К.Ибряева.
Дети входят в зал под спокойную музыку П.И.Чайковского «Сладкая греза» и садятся на места. (Тихо читать под музыку):
«…Тихо – тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены
Вся земля видна вокруг
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг.
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы…
Тихо – тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
К.Ибряев
Музыкальный руководитель (далее М.Р) – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети Хорошее
М.Р. А всегда ли у вас одинаковое настроение?
Дети Нет
М.Р. А можно ли сохранить настроение, например хорошее, веселое?
Дети Да
М.Р. А как его можно сохранить?
Дети отвечают
М.Р. Нас с вами всюду окружает природа. Может ли природа вызывать у человека какое – нибудь состояние, давать ему какие – нибудь ощущения, чувства?
Дети Да
М.Р. Когда любуешься красотой природы, испытываешь разные чувства – восхищение, радость, легкую грусть, печаль, тоску. А какое настроение вызывает у вас осенний день сегодня?
Дети отвечают
М.Р. Осень бывает разная. Какая она бывает вначале?
Дети Красивая, теплая.
М.Р. Да, ранняя осень вызывает у нас радостные чувства. Деревья раскрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно красивым. Это золотая осень.
(рассматриваем картины: «Золотая осень» И.Остоухова, И Левитана)
М.Р. Ребята, всегда ли осень бывает такой веселой, радостной?
Дети Нет
М.Р. Посмотрите – ка, ребята, кто же идет к нам навстречу? (показываю иллюстрацию «Дождик»)
Проводится ритмическая игра «Капли»
Педагог показывает ритмо – схему с нарисованными большими и маленькими капельками дождя. Дети четвертными длительностями ударяют ладонями по коленям, проговаривая: «Кап, кап, кап…». А когда показываю маленькие капельки, то дети стучат тихонько указательным пальчиком по ладошке другой руки восьмыми и говорят : «Капа – капа - капа…»
Ребята, сейчас мы сыграем с вами музыку про дождь и гром. Вы только внимательно меня слушайте.
Шумовой оркестр
Когда я вам скажу «Дождь!» - вы звените колокольчиками; на слово «Молния» - говорите: «Ш –ш- ш…», а когда скажу «Гром» - громко топайте ногами, а на слово «Тишина» - все молчат.
М.Р. Осень – самое выразительное время года, но и самое переменчивое. Только что стояла солнечная погода, называемая народом «бабье лето» или «золотая осень» и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным. Давайте вспомним зрительную гимнастику «Солнышко и дождик».
(дети делают зрительную гимнастику «Солнышко и дождик») музыка М. Гоголевой
Солнышко с тучками в прятки играло смотрят глазами вправо и влево
Солнышко тучки-летучки считало
Легких – две тучки показывают указательный и
средний пальцы правой руки
Тяжелых - три тучки показывают три пальца на левой
руке
Тучки попрятались, тучек не стало ладошками закрывают глаза
Солнце на небе вовсю засияло моргают глазами
М.Р. Посмотрите, ребята, как солнышко нам улыбается. Попробуем достать до солнышка.
Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»
Руки к солнцу поднимаю поднимают руки через стороны
И вдыхаю, и вдыхаю, вверх, делая вдох через нос.
Ну, а руки опускаю, через стороны опускают руки
Воздух тихо выдыхаю, и тихо произносят на выдохе:
Это очень хорошо, «Ф-ф-ф»
Что сегодня дождик шел!
М.Р. А какая осень бывает еще и почему?
Дети отвечают
М.Р. Да, листья темнеют, опадают, оголив деревья. Все чаще льют дожди. Как грустно видеть, что природа увядает. Она как будто готовится к зимнему сну. Кажется усталой и утомленной. Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: истома, нежность, удивление от любования красотой, и грусть оттого, что красота осени уходит.
(рассматриваем картины: «Осень в Абрамцеве» (Поленов), «Осень» (Васильев),
«Род» ( Ю.С.Подлянский)
М.Р. Давайте сравним времена года с частями суток (относительно природы)
М.Р. Назовите мне части суток
Дети отвечают
М.Р. Если сравнивать времена года с частями суток, то весна – это утро, когда природа просыпается, лето – середина дня (солнечно, ясно, тепло), осень – это сумерки, вечер, конец дня, когда природа готовится отдыхать, а зима – это ночь, когда природа спит.
Послушайте, какое настроение передает композитор (показ портрета) П.И.Чайковский в пьесе «Осень» из цикла «Времена года».
(м.р. исполняет произведение. Дети отвечают)
Что помогло композитору передать свое настроение? О чем рассказала эта музыка? Что вы услышали в ней?
Дети отвечают
М.Р. Да, вы правы. В музыке слышится шелест облетающей листвы, (проигрывает 7-8 –й такты) и порывы ветра (проигрывает 5-6-й такты), звон капель надоедливого осеннего дождя. Мелодия звучит неторопливо, с
остановками, наполненными вздохами. Что увидел в природе композитор, что - бы написать такую музыку?
Дети рассматривают иллюстрацию «Парк около дома Чайковского в Клину»
М.Р. Чайковский, написал свою музыку на стихи А.К.Толстого
«…Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин»
Не хотите ли вы теперь сами, с помощью разных звуков, отразить это настроение?
Исполнение пьесы «Осень» П.И.Чайковского на детских музыкальных инструментах.
М.Р. Какие звуки природы вы изображали своими инструментами?
Дети отвечают
М.Р. А чем еще можно выразить настроение?
Дети Цветом
М.Р. Правильно, настроение можно передать не только звуками музыки, но и цветом. Выберите пожалуйста, карточки, соответствующие, как вы считаете, переданному вами настроению.
Дети выкладывают цветовое панно
М.Р. Вы сейчас с помощью цветовой гаммы показали настроение. А кто еще использует цвет в передаче настроения?
Дети отвечают
М.Р Правильно, художники – живописцы используют в своих работах многоцветье красок. Внимательно посмотрите на картины художников. Какая, или какие картины, по вашему мнению, больше подходят по настроению к прозвучавшей пьесе «Осень» П.И.Чайковского, и вспомните стихи созвучные ему.
(И.Грабарь «Рябинка», «Осень в Абрамцеве» Поленов, «Осень Васильев
Стихи «Унылая пора» А.С. Пушкин. «Есть в осени первоначальной» Ф. Тютчев
М.Р А теперь представим себя в осеннем лесу, но не детьми, а осенними листьями, ветром, капельками дождя, улетающими птицами, животными.
(дети импровизируют в движениях. Пьеса звучит в симфоническом звучании)
М.Р Кого вы изображали.
Дети отвечают
М.Р Кто вам больше всего понравился и почему?
Дети отвечают
М.Р Вы заметили, что пьеса прозвучала по - другому?
Дети отвечают
М.Р Правильно, сначала мы слушали ее в звучании фортепиано, а теперь в исполнении симфонического оркестра.
Мы сегодня говорили о настроении. В каких видах искусства и с помощью чего можно его выразить?
Дети С помощью музыкальных звуков, красок, слов.
М.Р Вы знаете басню «Стрекоза и Муравей» И Крылова?! Если соединить слово, музыку и движение, то басня станет немного ярче, выразительнее. А сейчас мы попробуем с вами изобразить басню «Стрекоза и Муравей».
(пантомима « Стрекоза и Муравей»)
М.Р Я думаю, что вы сегодня чуть лучше смогли понять музыкальный язык, приблизиться к искусству, слышать и понимать музыку, благодаря самой музыке. Давайте под впечатлением услышанного и увиденного сами создадим коллективную картину из осенних листьев и вечером покажем мамам и папам.
(звучит пьеса А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», дети вместе с воспитателями выполняют работу. Работы развешиваются в группах.)
Список литературы
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М., Мозаика – Синтез, 2006
2. Дошкольное воспитание 7/1996 с 105
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., Мозаика - Синтез, 2005.
4. Комарова Т.С. и др. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М., 2000.
5.Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Метод.пособие/Авт –сост.Н.В.Корчаловская, Г.Д.Посевина. Ростов н/Дону, 2004