ООД по художественно-эстетическому направлению для детей 5–6 лет «Мир музыки» с использованием ИКТ
Пояснительная записка к презентации
Существует одно сказочное место – Мир музыки.
Когда я была маленькой, такой как вы, я постоянно хотела находиться в нем, открывать для себя всё новое и новое, этот мир казался мне самым волшебным и увлекательным. И вот я выросла. И знаете что? Я до сих пор считаю, что это самое удивительное, что только может быть.
А вам интересен мир музыки? Вы хотели бы отправиться туда?
Слайд 1. Только я хочу вас предупредить: мир музыки не так уж и прост, как может казаться. Для того, чтобы понять его нужно быть очень внимательным, терпеливым, усидчивым и обладать хорошей памятью. Но я думаю, что вы справитесь, правда, ребята?
Ну что ж, давайте начнём. А начнем мы с вами с самого начала. Что же такое музыка и о чём она говорит? Есть одна замечательная песня. Я для вас её спою. Смотрите внимательно на экран и вслушивайтесь в слова, которые я буду петь. Видео.
Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели — это музыка,
И капели — это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей. 2 раза.
Проигрыш
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
- Видишь, тучка в небе хмурится —
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка —
Тоже музыка своя. 2 раза
Я хочу увидеть музыку… Я хочу услышать музыку… Но ведь нам мало её просто услышать, правда? Нам ещё нужно понять о чём музыка и какое у неё настроение. И для того, чтобы лучше понимать музыку существует специальный язык.
Называется он – музыкальный язык (музыкальная речь). Слад 2.
В этой музыкальной речи есть различные понятия, которые раскрывают для нас музыку с другой стороны, то есть если мы знаем все музыкальные понятия, то мы и лучше знаем музыку.
Итак, вы готовы узнать эти музыкальные понятия?
1. Самое первое и самое главное понятие, это МЕЛОДИЯ. Слайд 3.
Что такое мелодия? Мелодия – это какое-то количество звуков, соединенных между собой. Это песенка без слов. Вот послушайте, какую песенку я сыграю? Играю на фо-но «маленькой ёлочке холодно…», «в траве сидел кузнечик». Вот видите, вы узнаете эти песни, только услышав их мелодии.
Видите на рисунке какие-то пять линеечек? На них какие-то кружочки, палочки? Так выглядит музыка, когда её записывают. Ведь вы, ребята, умеете говорить, а так же многие уже умеют читать. А как мы читаем? Мы смотрим в книгу и видим там буквы, составляем буквы в слоги, а затем в слова. Правильно? Точно также и в музыке. Мы видим нотку (вот эту точку и палочкой), потом ещё одну нотку, и так получается мелодия. Надеюсь, с этими нотками я вас познакомлю в будущем. Вы хотели бы их знать? Хорошо, а пока мы пойдём дальше.
2. Второе самое важное в музыке – это ЛАД. Слайд 4.
Что такое лад? В каждом музыкальном произведении звуки подобраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад. “Лад – это согласие”.
Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья жили в ладу, то есть дружно и никогда не ссорились.
Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, ох, пропадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки братца Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу.
«Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому.
А вы в группе в ладу живете? Давайте проверим! Мы сейчас с вами поиграем! Для этого нам нужно встань в круг.
Танец – игра «Мои ручки хороши, а у соседа лучше»
3. Итак, мы уже узнали что такое мелодия и лад. Осталось совсем немного. Третье самое главное и важное в музыки это ТЕМП. Слайд 5.
Темп – это скорость исполнения произведения. А скорость у нас какая бывает, какой бывает темп?
1) Может быть медленный как Улитка. Музыка будет очень спокойной, может быть тяжелой и широкой.
2) Темп может быть умеренный, средний. (Кто у нас на экране?) В темпе шага.
3) Кто догадался? Правильно, быстрый, как лошадка. Живо, бодро.
А теперь давайте поиграем в игру. Я буду играть музыку, а вы скажете мне в каком темпе я её играю.
4. И последнее понятие музыки, с которым мы сегодня познакомимся это – РИТМ. Слайд 6. Ритм – это сочетание коротких звуков и длинных.
Ну что, ребята, понравилась вам в мире музыки? Давайте сейчас напоследок по порядку мы вспомним о чем я вам сегодня рассказала.
1) Почему мы узнаем песенку, хотя в ней нет слов. В песенке есть что?
2) Как жили брат Мажор и брат Минор? (Дружно, в ладу)
3) Что бывает и быстрым как лошадка, и медленным как улитка?
4) А как называется сочетание коротких и длинных звуков?