Домашнее задание для 6 класса в рамках курса «Биологическое краеведение» на тему «Зоологический музей»

1
0
Материал опубликован 27 June 2019 в группе

«Зоологический музей» - домашнее задание для обучающихся 6 класса в рамках школьного курса «Биологическое краеведение»

 

Пояснительная записка

На основе принятой в Москве в 2001г. Национальной Стратегии и основных направлений Плана действий по сохранению биоразнообразия в России, 28.06.2001г. Волгоградская областная Дума приняла постановление (№12/219) «О стратегии и программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области», в котором сказано о необходимости максимально полного использования потенциала образовательных учреждений для научно-методического и информационного обеспечения системы экологического образования. Однако, количество часов на изучении биологии в 6 классе было сокращено.

В связи с этим разработано содержание и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс», который должен обеспечить изучение краеведческого материала и выполнение лабораторных и практических работ по биологии краеведческой направленности.

Содержание программы предусматривает проведение экскурсий по сбору материала на основе наблюдений; использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ и т.д. Но практикующие учителя знают то, что зачастую на пути энтузиастов стоит множество объективных причин, делающих невозможным выход за пределы учебного кабинета. В этом случае на помощь приходят нестандартные уроки и интересные домашние задания.

Цель: обобщить знания обучающихся о фауне степей, древесно – кустарниковых насаждений, водоемов и околоводных пространств Волгоградской области, сформировать коммуникативные умения, углубить экологическую сознательность школьников.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности животных степей, древесно – кустарниковых насаждений, водоемов и околоводных пространств Волгоградской области, необходимость защиты фауны от антропогенного влияния, правила поведения в дикой природе. Уметь выделять существенные признаки биологических объектов.

Метапредметные: овладеть основами исследовательской деятельности, осуществлять взаимодействие с учителем и классом, находить информацию в различных источниках, анализировать.

Личностные: продолжить формирование познавательного интереса, эстетического отношения к живой природе.

Класс: 6

Уровень сложности: средний

Тип задания: групповое

Время выполнения: рекомендуемое время около 2 -3 недель.

Инструкция к выполнению: предварительно школьникам учитель дает разъяснение по поводу желаемого способа выполнения задания. А именно: работа выполняется в парах или группах, на которые ученики разбиваются самостоятельно. Представляется работа на листах формата А3, для лучшей наглядности и размещения на доске. Животные, о которых ребята планируют рассказывать, должны обитать в пределах Волгоградской области. Изображения животных, а также описания к ним могут быть выполнены в любой удобной форме: рисунок, фотография, вырезка из журнала.

Способ проверки: в назначенный день учитель на отдельном уроке производит проверку полученных работ. Наиболее оптимальным способом проверки будет позволить членам групп самостоятельно провести «экскурсию» по каждому из маленьких «музеев». Исполнитель, стоя у доски, либо полным составом, либо делегируя полномочия одному из «экскурсоводов» рассказывают классу и педагогам о животных Волгоградской области.

 

Домашнее задание

Не секрет, что школьники довольно предвзято относятся к работе, которая дается на дом. Как правило, она направлена на повторение, закрепление и отработку определенных навыков, что делает ее однообразной и лишенной изысков. Предлагаемый же вариант домашнего задания может заинтересовать даже самых пассивных обучающихся и привить им интерес к биологическим наукам.

В примерном педагогическом планировании Биологического краеведения учитель может заложить урок – обобщение после раздела «Животный мир Волгоградской области», включающего в себя 3 урока по темам: Животные зональных степных биотопов, Животные древесно – кустарниковых насаждений, Животные водоемов и околоводных биотопов.

Перед первым уроком из данного раздела (за 2-3 недели до «обобщения») педагог рассказывает школьникам то, о чем они будут заниматься ближайшее время и дает опережающее домашнее задание. Он акцентирует внимание на оформлении: работа формата А3, аккуратность, красочность, необходимость как иллюстрации, так и текстового сопровождения. На содержании: ребята должны представить интересную информацию о обитателях нашего края, изучаемых на уроках краеведения, выделив места обитания, особенности внешнего вида и поведения. На отчётности работы: ученики сдают свои «музеи» за несколько дней до урока. Так педагог сможет самостоятельно просмотреть их и провести предварительную оценку. Затем, непосредственно во время занятия, дети выходят по группам исполнителей и знакомят своих одноклассников с интересными видами животных. (Приложение 1) Они словно проводят «экскурсию» по тем биологическим объектам, которые выбрали. Школьники должны понимать, что, работая в группе, они являются ее полноправными членами, и учитель может задать вопрос любому из них, а также уточнить вклад каждого.

Целесообразно познакомить учеников с критериями оценки работы. Например:

Красочность работы (3 балла)

Информативность содержания – указано ли место обитания, особенности внешнего вида, поведения (3 балла)

Соответствие требованиям оформления (1 балл)

Способности «экскурсовода» - то, как исполнители защищают свою работу (3 балла)

Максимальное количество: 10 баллов.

Разумеется, педагог в праве ранжировать итоговую отметку в зависимости от вклада отдельных школьников или изобретательности и творческого подхода группы.

Применение подобного домашнего задания на уроках в 6-х классах показало, что дети воспринимают его с интересом, даже не самые прилежные ученики проявляли смекалку, рисовали, искали вырезки из журналов (пусть и не всегда верно, но это пробудило их познавательную активность) и выполняли «Зоологический музей» на отметки «5» и «4». А это может свидетельствовать лишь о том, что учителям не нужно бояться отходить от строгих рамок и вопросов после параграфа, а пробовать различные формы управления познавательной деятельностью обучающихся.

 

Приложение 1.

фото: «Один из экскурсоводов «Зоологического музея»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации