12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Муралева Ирина Николаевна317
Моя педагогическая деятельность началась с 1993 года. В настоящее время работаю учителем музыки в МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа" (Республика Марий Эл), имею первую квалификационную категорию.
Россия, Марий Эл респ., пгт.Оршанка

Конспект урока музыки в 4 классе.

Тема урока: «Зримый голос» народной музыки.

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.

Цель:

Содержательная:

Создать условия для развития музыкального кругозора учащихся посредством знакомства с инструментами народного оркестра.

Деятельностная:

Формировать умения самостоятельно выполнять проект по теме урока.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщить знания о народных музыкальных инструментах России, истории их возникновения и бытования.

2.Совершенствовать элементарные умения, навыки и способы музыкально-творческой деятельности.

3.Формировать умение различать тембровую окраску наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

4.Способствовать формированию умения самостоятельного получения информации.

5.Познакомить с инструментами Кубы, Латинской Америки, Испании.

Развивающие:

1. Расширять представление о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (музыка, литература, изобразительное искусство).

2. Развивать способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений.

3. Развивать умение выражать художественно-образное содержание произведений в исполнительской деятельности (пение, музицирование), тембровый и ритмический слух учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать художественный вкус, нравственно-эстетические чувства: уважение к своему народу, Родине, народному музыкальному творчеству и семейным традициям.

2. Формировать навыки эмоционально-осознанного восприятия музыки.

Универсальные учебные действия: (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Регулятивные УУД:

- развивать умение определять цель деятельности на уроке;

- развивать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

-определять название музыкальных инструментов по их внешнему виду, своеобразию их интонационного звучания;

- развивать умения извлекать информацию из различных источников;

- развивать умения представлять информацию в виде текста с помощью ИКТ;

-развивать умения выявлять сущность, особенности объектов;

-развивать умения анализировать, сравнивать, группировать объекты, делать выводы;

-развивать умения обобщать и систематизировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

-развивать умение слушать и понимать других;

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

- развивать умение, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Универсальные учебные действия (личностные)

-формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству;

-совершенствовать умение воплощать собственные мысли, чувства в звучании голоса и различных инструментов;

-развивать умение участвовать в коллективном пении, вовремя начинать

и заканчивать пение, выдерживать паузы.


Основной дидактический метод: частично поисковый, проблемно-исследовательский, системно - деятельностный подход.

Частные методы: решение проектных задач.

Дидактические средства: презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска, выставка музыкальных инструментов.


План урока

 1.Организационный блок.

1.1.Приветствие учащихся и гостей.

1.2.Настрой на урок. Рефлексия настроения.

2.Постановка целей и задач.

3.Обобщение и систематизация (публичная защита проектных работ).

4.Подведение итогов урока (выводы по проекту).

4.1. Оценивание работы на уроке.

4.2. Рефлексия.

5.Задание на дом.

1.Организационный момент.

Дети входят в класс под русскую народную песню «Спляшем, Ваня».

1.1.Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, учитель!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Поздороваемся с гостями: Гости дорогие, здравствуйте! (по восходящей и нисходящей гамме)

1.2.Рефлексия.

Установление эмоционального контакта с обучающимися.

Сегодня я принесла вам на урок вот такие забавные цветные гармошки, пусть они символизируют то, что наш урок имеет музыкальную направленность. Хочется, чтобы вы выбрали себе такую цветовую гамму гармошки, которая соответствовала бы вашему настроению. Соответствие цветов настроению:

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

голубой - грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное.

Но я должна вас предупредить, что на уроке произойдёт маленькое волшебство, и наши цветные гармошки превратятся… Не буду сейчас раскрывать все секреты. Вы всё сами увидите в конце урока. Итак, сделайте свой выбор. Учащиеся выбирают самодельные гармошки из бумаги.

2.Постановка целей и задач урока.

В течение нескольких уроков и во внеурочное время вы участвовали в проекте «Зримый голос народной музыки». А что значит «зримый» голос музыки? Это музыкальный инструмент, ведь его можно и услышать, и увидеть. Сегодня мы проводим защиту проекта.

Какие задачи вы поставите для себя на сегодняшний урок?

Какую цель ставили перед собой, участвуя в проекте?

-Создать виртуальный музей народных музыкальных инструментов.

Назовите, что вы делали, для того, чтобы достичь цели?

Класс разделился на группы:

Социологи – проводили исследование по теме проекта в форме анкетирования;

Искусствоведы занимались сбором экспонатов для выставки;

Экскурсоводы-эксперты разрабатывали виртуальные экскурсии, создавали презентации;

Дизайнеры – участвовали в оформлении выставки музыкальных инструментов.

В ходе своей работы мы попытались ответить на вопросы:

Основополагающий вопрос

Зримый голос музыки – каков он?

Проблемные вопросы:

Какова история возникновения музыкальных инструментов? На какие группы они делятся?

Какие загадки и тайны спрятаны в каждом музыкальном инструменте?

Какие музыкальные инструменты популярны и востребованы в наши дни?

Существуют ли инструменты, похожие на русские народные, в других странах?

Возможно ли звучание старинных инструментов в современных ритмах?

Обобщение и систематизация (публичная защита проектных работ).

- С результатами анкетирования родителей «Музыка в нашей жизни» нас познакомят ребята из группы социологов.

Просмотр презентации.

1.Часто ли в вашем доме звучит музыка?

Результаты ответов представлены на диаграмме.

t1576178242aa.png

2.Какую музыку вы предпочитаете?

Большинство родителей (64%) отдают предпочтение популярной музыке.

t1576178242ab.png

3.Какие из перечисленных инструментов есть у вас дома?

  • t1576178242ac.png


4.Занимается ли кто-то с ребенком музыкой специально?

В музыкальных кружках занимаются 3 человека.


t1576178242ad.png 

5.Играет ли кто-либо в семье на музыкальных инструментах?

t1576178242ae.png

На музыкальных инструментах играют 7 человек,
из них на гармони и балалайке играют -дедушки и бабушки, на гитаре и аккордеоне играют родители, а дети обучаются игре на фортепиано.

6.Любимые песни вашего ребенка.

Любимые песни большинства детей (86%) – относятся к жанру популярной музыки.

t1576178242af.png

7. Нужно ли в школе знакомить детей с народной музыкой, народными музыкальными инструментами?

t1576178242ag.png


На этот вопрос дали положительный ответ все родители без исключения.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить виртуальную экскурсию в «Музей народных музыкальных инструментов". Путешествуя по залам этого музея, мы увидим музыкальные экспонаты прошлого и настоящего времени, услышим их «голоса», а также познакомимся с мастерами - умельцами, играющими на народных музыкальных инструментах.

1 зал.

-Итак, в первом зале музея нас ждут струнные народные музыкальные инструменты. А расскажут нам о них наши экскурсоводы. Ребята, вам слово.

Просмотр ролика «Струнные инструменты».

Наша экспозиция посвящена струнным русским народным инструментам.

Инструменты, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны называются струнные.

«Пальцы скорые, струны тонкие, отзываются гусли звонкие…»

Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть.

Старинные гусли- это доска, похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли. Существуют шлемовидные и трапециевидные гусли.

В музее гусли отдыхали,

Их струны безмятежно спали.

Давно их молодость прошла,

Другая музыка пришла.

Король-рояль теперь повсюду,

Конечно, мастер он и чудо,

Но гуслей лад неповторим,

Псалмы, былины пелись с ним.

С тех пор так много изменилось,

Но песня гуслей не забылась.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишные.

Вот так звучат гусли на современный лад (слушание).

Домра - этот инструмент является основой народного оркестра.

В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты – скоморохи и веселили всех.

Скоморох настроит домру,

Скоморох достанет дудку,

И людей честных и добрых

Рассмешит веселой шуткой.

Нравились их выступления не всем, Царским указом (царём Алексеем Михайловичем) повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев сумел не только возродить, вернуть из забвения самый яркий русский народный инструмент -балалайку, - но также домру и весь народный инструментарий России.

Не путай домру с балалайкой,

Тем самым музыке грубя,

Иначе кто-нибудь с Незнайкой

Однажды спутает тебя!

Хотя они родные сестры,

Но внешний вид у каждой свой:

У балалайки кузов острый,

У домры – плавный, круговой.

Они похожи голосами

И могут родственно звучать,

Но если слушать их часами,

То будешь с лёту отличать!

Балалайка- музыкальный символ русского народа.

Словно птиц залетных стайка,

Мода мчит за ветром вскачь,

Не печалься, балалайка,

И не плачь, не плачь, не плачь!

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась неспроста!

В золотых руках умельцев

Ты не смолкнешь никогда!

Мой дедушка играет на балалайке с 8 лет.

Просмотр видеоролика.

2 зал.

-Перейдем в следующий зал нашего виртуального музея, где экскурсоводы представят следующую группу народных музыкальных инструментов –пневматические язычковые.

Просмотр презентации «Пневматические язычковые народные инструменты».

В этом зале нашего музея находятся пневматические язычковые инструменты.

В руки ты её возьмёшь;

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная. Что это? (Гармонь)

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян. Голосистый мой … (Баян)


Положу я на ладошку

Настоящую гармошку.

С ней грустить не удаётся.

Только дунешь - засмеётся.


Выдуваю я для всех

Из гармошки громкий смех! (Губная гармошка)


Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком… аккордеон.


Звук в баяне, аккордеоне, гармони, губной гармошке возникает за счет колебания металлических пластинок под воздействием струи воздуха. Воздух нагнетается при помощи меха или выдувается ртом исполнителя.


Арина: Мой дедушка научился играть на гармони в 16 лет. А научил его любить музыку и гармонь его папа, Рябинин Иван Егорович.

Просмотр видеоролика «Гармонь для меня – сердце и душа, она дает мне силы жить».

Ваши бабушки и дедушки замечательно играют на народных инструментах, пусть эти умения продолжаются и в вашем поколении.

Исполнение песни «Дедушка и бабушка», игра на губных гармошках.

3 зал.

Вместе с нашими экспертами – экскурсоводами войдем в следующий зал музея - зал духовых музыкальных инструментов.

Просмотр презентации «Духовые русские народные инструменты».

Приглашаем вас посетить экспозицию нашего музея, где представлены русские народные духовые музыкальные инструменты.

Свистулька – фигурное обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины. Исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь».

С давних пор их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки превратились в детскую забаву. Они используются в народных ансамблях, как своеобразные музыкальные инструменты.

Жалейка — этот музыкальный инструмент представляет собой деревянную, тростниковую или рогозовую трубочку с раструбом из рога или бересты.

Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров.

На стволе жалейки есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.

Слушание.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. В наше время рожки вводятся в состав оркестров русских народных инструментов. Звук у рожка сильный, но мягкий. Слушание.

Свирель — музыкальный инструмент типа продольной флейты. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Свирель представляет собой простую деревянную дудку.

На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва,

а на середине лицевой стороны вырезаны игровые отверстия — их обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. Двойная свирель встречается в современных оркестрах народных инструментов.

Слушание.

Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название. Начиная от большой, они называются «гудень», «подгудень», «средняя» и самая маленькая «пятушка». Играют на кугиклах женские ансамбли.

Слушание. Игра на кугиклах.

В заключение нашей экскурсии мы исполним частушки и сыграем на глиняных свистульках, которые сделали мастера из города Яранска, деревни Дворяне Яранского района, города Пскова. Рожок сделан из бересты в республике Марий Эл.

Исполнение частушек, игра на свистульках, окарине, рожке.

4 зал.

Предлагаю продолжить нашу экскурсию в зале шумовых инструментов.

Просмотр презентации «Шумовые ударные русские народные инструменты».

Продолжаем экскурсию по нашему музею. В этом зале размещена экспозиция ударных шумовых музыкальных инструментов.

О них, об инструментах, мы все сейчас расскажем,

И как звучат они красиво, вам с удовольствием покажем.

Самую древнюю группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной.

Использование этих инструментов похоже на хлопанье в ладоши, притопывание.

Ударные инструменты возникли ещё у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами камней и палок друг о друга.

Первый и самый древний из ударных инструментов – деревянные палочки. Палочками можно отстукивать разный ритм.

В наше время ударные инструменты используются в различных оркестрах: они подчёркивают ритм музыки.

Ложки - это ударный деревянный самозвучащий музыкальный инструмент.

Есть народные мастера, которые изготавливают именно деревянные музыкальные ложки из твёрдых пород дерева

(ясень, клён, дуб, бук, граб).

Их изделия отличаются прочностью и звучностью.

Музыкантов, которые играют на ложках, называются ложкарями, они знают много приёмов игры на ложках.


Бубен - представляет собою обруч с натянутой на него натуральной кожей.

Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой.

Иногда внутри подвешиваются бубенчики и колокольцы или металлические пластинки.

Без бубна невозможно представить ни один шумовой оркестр.


Трещотка - старый русский народный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.

Русский инструмент, издающий «трещащий» звук.

Трещотки имеют разные конструкции в виде нескольких деревянных пластинок на стержне или на шнурке, которые при тряске или вращении соприкасаются друг с другом и издают соответствующий звук.


Рубель - использовался в повседневной жизни крестьян: в прежние времена, когда утюгов не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем долго утрамбовывали рубелем.

Возможно, что кто – то когда – то случайно провёл по его зубцам другим упругим инструментом и получился искристый каскад звуков.

На рубеле играют деревянной палочкой.

Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что музыкальный рубель пустотелый, и звучит более громко и гулко.


- Каким музыкальным инструментом можно есть суп? (ложки)

- Ой, трещит она, трещит, всех ребяток веселит. (трещотка)

- Он похож на погремушку, только это не игрушка! (маракас)

Исполнение «Ой, сад во дворе», игра на шумовых инструментах.

На выставке, которую оформили наши дизайнеры, вы видите набор инструментов, которые очень похожи на русские народные по способу извлечения звука и по внешнему виду. Они не являются классическими, это набор инструментов для детского творчества, но на таких же по виду инструментах играют музыканты в других странах.

Эти инструменты представлены на нашей выставке: гуиро, тон-блок и румба, шейкеры, маракасы и кастаньеты.

Игра «Найди родственный инструмент».

На карточках - изображения русских народных шумовых инструментов и инструментов из других стран. Задача игроков – найти инструменты, сходные по звучанию и объединить их в группы: румба и бубен, кастаньеты и ложки, гуиро, тон-блок (эффект гуиро) и рубель; шейкер, маракас и шаркунок.

(Во время рассказа дети слушают и сравнивают звучание шумовых инструментов, определяют их сходство с тембром русских народных инструментов).

Гуиро - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент, первоначально изготовлявшийся из плодов дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэро», с нанесёнными на поверхность засечками.

Шейкер — название целого ряда ударных музыкальных инструментов (перкуссии), используемых для создания ритмов, а также придания музыке оригинального звучания. Шейкер наполнен мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зёрна растений).

Кастаньеты - ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Италии и странах Латинской Америки. В современной музыке кастаньеты широко применяются в латиноамериканской танцевальной музыке, например, фламенко.

Кастаньеты сделаны из дерева, имеют пластинки-ракушки и длинную удобную ручку.

Кастаньеты – ударный музыкальный инструмент, который представляет собой две круглые полые половинки, соединенные шнуром.

Тон-блок обладает очень звонким и ярким звучанием и имеет два тона.

Играющий на тон-блоке человек извлекает звуки, проводя палочкой по насечкам или ударяя по цилиндрам.

Тон-блок широко распространен как в оркестровой, так и в народной музыке Южной Америки, Дальнего Востока и Африки, откуда этот инструмент распространился по всему миру.

Румба (пандейра) - инструмент, в котором несколько пар маленьких тарелочек насажены на деревянную основу. При потряхивании издают гремящий звук. Румба наиболее широко распространена в Индии.

Маракас - древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов индейцев таино. Маракас представляет собой круглую деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Правильно держать маракас - одной рукой и только за ручку.

Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч.

Итак, подведем итоги, какие инструменты вы объединили в группы и почему?

Просмотр слайдов презентации.

4.Обобщение. Выводы.

 В ходе работы над проектом мы выяснили, что русские народные музыкальные инструменты делятся на следующие группы: духовые, струнные, ударные, пневматические язычковые. Мы узнали много нового о том, когда появились музыкальные инструменты, как они устроены. В других странах существуют инструменты, похожие на русские народные. Мы узнали, как они звучат и научились на них играть.

В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Старинные инструменты могут звучать в современных ритмах в руках виртуозных исполнителей.

4.1.Оценивание работы на уроке.

Ребята, вы все большие молодцы, спасибо вам за работу над проектом и творческие выступления. Я считаю, что все справились на «отлично».

4.2.Рефлексия.

А теперь настал момент превращения наших гармошек в птиц, у которых очень красивые голоса, они- самые яркие вокалисты леса, парящие высоко в небесах и разносящие по всему белому свету свои песни. Я сейчас вам, как и вначале урока, предлагаю выбрать себе птичек по той цветовой гамме, которая будет символизировать ваше настроение в конце нашего урока. Мне хочется у каждого из вас спросить:

-Что нового на нашем уроке узнали ваши птицы?

-О чём они будут рассказывать в своих песнях, когда поднимутся высоко в небо?

Учащиеся приделывают крылья-гармошки птицам и рассказывают о своих впечатлениях после урока.

5.Домашнее задание – составить кроссворд о музыкальных инструментах, с которыми познакомились в ходе работы над проектом.

Список использованных источников:

Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка 4 класс

Интернет-ресурсы:

История русских народных инструментов http://folkinst.narod.ru /

Древнерусский музыкальный инструментарий http://soros.novgorod.ru/project/toolkit.htm

Музыкальные файлы http://iplayer.fm/q /музыка русов/

Оформление доски: тема урока.

Оформление класса: выставка русских народных музыкальных инструментов, выставка инструментов перкуссионной группы.


t1576178242ah.jpg


t1576178242ai.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.