МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОМСКОГО РАЙОНА

Урок «открытия» нового знания по теме «Звук. Характеристики звука», 9 класс Севрюгина Светлана Сергеевна Урок «открытия» нового знания по теме «Звук. Характеристики звука», 9 класс

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Физика

Класс

9

Тип урока

Урок изучения нового материала

УМК А.В. Перышкин. Физика,  9класс

Учитель:

Севрюгина Светлана Сергеевна,

МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района

Тема урока

Звук. Характеристики звука

Цель урока

Изучение характеристик звука в процессе исследовательской работы школьников

Задачи урока, направленные на достижение

планируемых образовательных результатов

Предметных

Метапредметных

Личностных

Понимать суть таких физиологических характеристик как громкость, высота, тембр,

знать с какими физическими характеристиками они связаны.

Развивать умения планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме,

распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы

Развивать познавательный интерес к

процессу обучения,

формировать уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению

Основные понятия, изучаемые на уроке

Громкость, высота, тембр звука.

Физическое оборудование

Музыка с элементами различных звуков, камертон, линеечки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Методическое назначение средств ИКТ

Наглядность.

Структура и ход урока

№ этапа

Название этапа

Содержание

Деятельность учеников

Деятельность учителя

1

Подготовительный этап:

мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в пробных действиях,

рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием,

постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Сейчас я вам включу звуки различных животных, птиц, насекомых, а ваша задача разделить их по группам.

Птицы

Животные

Насекомые

Учитель

А вы никогда не задумывались над тем, как человек распознаёт звуки, окружающие нас?

Ученики: По громкости, высоте, тембру?

(об этом ученики могут знать из уроков музыки и жизненного опыта)

Учитель: Действительно. Давайте, разберёмся с этим вопросом. Вы помните, что является источником звука?

Ученики: Колеблющееся тело

Учитель: Давайте обратимся к линейке, зажатой в тиски. (Создаёт колебания малой амплитуды и малой частоты). Мы видим колебания, но не слышим звук. Как выйти из этой ситуации?

Ребята высказывают предположения о необходимости изменить амплитуду (размах) колебаний, длину колеблющейся части линейки (частоту колебаний), материал, из которого сделана линейка.

Учитель: сможете ли вы проверить сами свои предположения и что для этого вам необходимо?

Выполняют задание и формулируют свою цель урока .

Организует поисковую деятельность школьников.

2

Основной этап — открытие новых знаний

разработка проекта выхода затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...)

Ученики: Да, мы сейчас достанем свои линеечки.

Учитель: Когда вы будете проверять свои предположения, проанализируйте, как связаны ваши действия с перечисленными вами субъективными характеристиками звука -

- громкости,

-высоты,

- тембра

Ребята делятся на группы (лаборатории) в группах проводят эксперименты

Первая лаборатория изучает высоту звука, вторая лаборатория - громкость звука, третья тембр звука. Первая и вторая группа пользуются линеечками, третьей группе выдаются камертон с молоточком, струны гитары, линейки из разного материала.

Ребята делают выводы:

Высота звука зависит от колебаний: чем частота колебаний

источника звука, тем выше издаваемый звук.

Тембр звука определяется

Громкость звука зависит от колебаний: чем амплитуда

колебаний, тем громче звук.

Выступают представители групп, сопровождая свой рассказ опытами.

Проводят эксперимент, делают выводы и отвечают на вопросы

Организует проведение эксперимента, выдаёт оборудование, задает вопросы, организует деятельность школьников.

3

Заключительный этап - применение знаний

Заполняют схему:

 

Характеристики звука

 

   

физиологические

 
           

громкость

высота

тембр

 
       

физические

 
           

амплитуда

частота

совокупность обертонов

Теперь Вы можете ответить на вопрос: почему летящего комара мы слышим, а птицу нет?

Заполняют и комментируют схему

 

4

Заключительный этап рефлексия

Рефлексия

Какова была цель урока?

Достигли ли цели урока?

Продолжи предложения.

«Я сегодня на уроке понял ________________________________»

«Мне было на уроке трудно _______________________________»

«Для меня осталось непонятным___________________________»

Домашнее задание:

Ученики: Мы хотели бы узнать, в чём измеряется громкость звука и какую минимальную громкость воспринимает наше ухо.

Учитель:

Прочитайте об этом в параграфах 35, 36.

И напишите, пожалуйста, мини сочинение, о том, какую роль звук играет вашей жизни!

Заполняют листок рефлексии, формулируют домашнее задание.

Комментирует домашнее задание

Литература

А.В. Перышкин. Физика, 9 класс. - М.: Дрофа, 2014 г.

С.Н. Бердышев Увлекательная физика. Интересные факты, занимательные задачи, фокусы, игры. – Ярославль: Академия развития 2008 г.

Л.Э. Генденштей, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. Задачи по физике для основной школы с примерами решения. - М.: Илекса, 2009 г.

А.Е.Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2011 г.

Комментарии

Этот урок не соответствует теме конкурса.

12 December 2016