Урок физики для 9 класса «Звук»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОМСКОГО РАЙОНА
Урок «открытия» нового знания по теме «Звук. Характеристики звука», 9 класс Севрюгина Светлана Сергеевна Урок «открытия» нового знания по теме «Звук. Характеристики звука», 9 классТехнологическая карта урока
Общая часть |
||||||
Предмет |
Физика |
Класс |
9 |
|||
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
УМК А.В. Перышкин. Физика, 9класс |
Учитель: Севрюгина Светлана Сергеевна, МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района |
|||
Тема урока |
Звук. Характеристики звука |
|||||
Цель урока |
Изучение характеристик звука в процессе исследовательской работы школьников |
|||||
Задачи урока, направленные на достижение планируемых образовательных результатов |
||||||
Предметных |
Метапредметных |
Личностных |
||||
Понимать суть таких физиологических характеристик как громкость, высота, тембр, знать с какими физическими характеристиками они связаны. |
Развивать умения планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме, распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы |
Развивать познавательный интерес к процессу обучения, формировать уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Громкость, высота, тембр звука. |
|||||
Физическое оборудование |
Музыка с элементами различных звуков, камертон, линеечки |
|||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная доска. |
|||||
Методическое назначение средств ИКТ |
Наглядность. |
Структура и ход урока
№ этапа |
Название этапа |
Содержание |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Подготовительный этап: мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в пробных действиях, рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием, постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи |
Постановка проблемного вопроса. Учитель: Сейчас я вам включу звуки различных животных, птиц, насекомых, а ваша задача разделить их по группам.
Учитель А вы никогда не задумывались над тем, как человек распознаёт звуки, окружающие нас? Ученики: По громкости, высоте, тембру? (об этом ученики могут знать из уроков музыки и жизненного опыта) Учитель: Действительно. Давайте, разберёмся с этим вопросом. Вы помните, что является источником звука? Ученики: Колеблющееся тело Учитель: Давайте обратимся к линейке, зажатой в тиски. (Создаёт колебания малой амплитуды и малой частоты). Мы видим колебания, но не слышим звук. Как выйти из этой ситуации? Ребята высказывают предположения о необходимости изменить амплитуду (размах) колебаний, длину колеблющейся части линейки (частоту колебаний), материал, из которого сделана линейка. Учитель: сможете ли вы проверить сами свои предположения и что для этого вам необходимо? |
Выполняют задание и формулируют свою цель урока . |
Организует поисковую деятельность школьников. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Основной этап — открытие новых знаний разработка проекта выхода затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...) |
Ученики: Да, мы сейчас достанем свои линеечки. Учитель: Когда вы будете проверять свои предположения, проанализируйте, как связаны ваши действия с перечисленными вами субъективными характеристиками звука - - громкости, -высоты, - тембра Ребята делятся на группы (лаборатории) в группах проводят эксперименты Первая лаборатория изучает высоту звука, вторая лаборатория - громкость звука, третья тембр звука. Первая и вторая группа пользуются линеечками, третьей группе выдаются камертон с молоточком, струны гитары, линейки из разного материала. Ребята делают выводы: Высота звука зависит от колебаний: чем частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый звук. Тембр звука определяется Громкость звука зависит от колебаний: чем амплитуда колебаний, тем громче звук. Выступают представители групп, сопровождая свой рассказ опытами. |
Проводят эксперимент, делают выводы и отвечают на вопросы |
Организует проведение эксперимента, выдаёт оборудование, задает вопросы, организует деятельность школьников. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Заключительный этап - применение знаний |
Заполняют схему:
Теперь Вы можете ответить на вопрос: почему летящего комара мы слышим, а птицу нет? |
Заполняют и комментируют схему |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Заключительный этап — рефлексия |
Рефлексия Какова была цель урока? Достигли ли цели урока? Продолжи предложения. «Я сегодня на уроке понял ________________________________» «Мне было на уроке трудно _______________________________» «Для меня осталось непонятным___________________________» Домашнее задание: Ученики: Мы хотели бы узнать, в чём измеряется громкость звука и какую минимальную громкость воспринимает наше ухо. Учитель: Прочитайте об этом в параграфах 35, 36. И напишите, пожалуйста, мини сочинение, о том, какую роль звук играет вашей жизни! |
Заполняют листок рефлексии, формулируют домашнее задание. |
Комментирует домашнее задание |
Литература
А.В. Перышкин. Физика, 9 класс. - М.: Дрофа, 2014 г.
С.Н. Бердышев Увлекательная физика. Интересные факты, занимательные задачи, фокусы, игры. – Ярославль: Академия развития 2008 г.
Л.Э. Генденштей, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. Задачи по физике для основной школы с примерами решения. - М.: Илекса, 2009 г.
А.Е.Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2011 г.
Ольчикова Людмила Михайловна