Технологическая карта урока по физике для 9 класса «Высота и тембр звука. Громкость»
Дата проведения 14.01.2016.
Учитель Забелина М.В.
Урок № 34
Количество часов по теме «Механические колебания и волны. Звук»: 11часов.
Место урока в данной теме: 8.
Тема |
«Высота и тембр звука. Громкость». |
||||
Тип урока: |
урок усвоения новых знаний. |
||||
Цель |
Расширение понятия «звуковая волна» посредством знакомства обучающихся с объективными и субъективными характеристиками звука: высота, тембр, громкость. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе, определить объективные и субъективные характеристики звука; 2.используя демонстрационный эксперимент, справочные таблицы, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить, от каких величин зависят характеристики звуковой волны; 3.в ходе решения практико-ориентированной задачи, обучающиеся должны понять значение данной темы в жизни человека, для сохранения здоровья. Развивающие:
1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал, демонстрационный эксперимент; 2.используя правила написание синквейна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника; 3.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; 4.работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации. Воспитательные: 1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; 3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; ценность здорового и безопасного образа жизни. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации, используя графические модели, таблицы, диаграммы. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
||||
Основные понятия темы |
Звуковая волна, звуковые колебания, тембр, громкость, высота, амплитуда, частота, интенсивность звука. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы Оборудование |
|
1.Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 2.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3.Самостоятельная работа с учебником. 4.Наблюдение за демонстрациями учителя. ДЭ 5.Анализ графиков, таблиц, схем. 6.Постановка фронтальных опытов. ФЭЗ 7.Работа с раздаточным материалом. 8.Решение текстовых качественных задач. |
Технология: педагогические Мастерские. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая. |
мультимедийный проектор, презентация, камертон, различные предметы издающие звук (линейки металлические, расчески, нитки, миксер), правила написания синквейна, текст с заданием, справочные таблицы, учебник, магниты, листы бумаги. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации. |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Предлагает прослушать рассказ и назвать тему урока, определить цель. |
Слушают. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. |
Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
25 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить практико-ориентированную задачу. |
Решают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает составить синквейн. |
Сочиняют. Читают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на слайде в презентации. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание занятия.
Технологические этапы |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. |
- Нарисуйте слово «звук»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком |
- Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. |
Запишите все, что вы знаете о звуке. |
Записывают все, что знают о познавательном объекте |
3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов. |
- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". |
- Работают в парах по заданию учителя. |
4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) |
- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". |
- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними |
- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. |
- Представляют результаты работы групп. |
6. "Разрыв" - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому |
- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. - Показывает демонстрационный эксперимент |
- Осознают возникшие познавательные противоречия. |