Занятие по русскому языку для дошкольников «Звук Ы. Буква Ы»
Тема: «Звук «Ы», буква Ы».
Цель: - Закрепить понятия звук, буква.
- Совершенствовать способность различать звук Ы на слух,
буквенное обозначение.
Задачи:
Образовательная: 1. Познакомить детей с гласным звуком Ы и с буквой,
которой обозначается изучаемый звук Ы.
2. Научить детей правильно произносить звук Ы, подбирать
слова со звуком Ы в середине и конце слов.
3. Научить детей узнавать и писать букву Ы.
Коррекционно-развивающая:
1. Развитие у детей слуховой и речевой памяти,
фонематического восприятия.
2. Закрепление способности определять место звука в словах.
(Середина и конец слова).
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Закрепление понятия гласные звуки и их условные обозначения.
2. Артикуляция звука: Ы.
3. Подбор слов с данным звуком.
4. Подготовка руки к письму.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска и магниты.
2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными буквами.
3. Фотографии и картинки предметных изображений.
4. Индивидуальные листы для написания слухового диктанта.
5. Простые карандаши.
6. Стихи и загадки.
7. Красные кружочки для условного обозначения звуков.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. 3. | Присоединение. И/упр.: «И/упражнение: «Настроение». Педагог интересуется настроением каждого из детей. К/упр.: «Послушаем тишину». - развитие слухового внимания, умения концентрировать и переключать внимание, в зависимости, от услышанных звуков. - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним звуком. А с каким звуком, узнаете, отгадав загадку: Всё идут, всё идут Только с места не сойдут.
| Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети прислушиваются к различным звукам 10-15 секунд и рассказывают по очереди об услышанном.
Часы. |
Педагог голосом выделяет последний звук в слове часЫ-Ы-Ы. (Если требуется, демонстрирует изображение часов на картинке). | ||
- Какой звук я выделила голосом? Анализ звука Ы. Педагог, демонстрирует правильную артикуляцию гласного звука Ы. Предлагает произнести звук Ы громко и тихо, протяжно, коротко. - Это гласный или согласный звук? | Дети определяют. Дети сами делают вывод: Ы – гласный, так, как его можно произносить кратко, тянуть, спеть, произнести громко и тихо. | |
Гласный звук Ы произносится длительно. Рот широко не раскрывается, губы в улыбку не растягиваются. Детям демонстрируется условное обозначение артикуляции звука Ы (на сигнальной карточке) | ||
Педагог показывает условное обозначение | Произносят звук. | |
4. 5. 6. 7.
| К/упр.: «Поймайте звук». - развитие фонематического слуха. | Слушают задание |
Детям называются разные слова, нужно поднять сигнальную карточку, когда прозвучит слово в котором слышится гласный звук Ы: часЫ, мишка, цветЫ, дом, мЫшка, колесо, машинЫ, дЫм, столЫ. (Если дети затрудняются с ответом, выставляются картинки). - Заметьте, что звук Ы, мы слышим только в середине или конце слов. - В нашей речи нет слов на звук Ы. | ||
К/упр.: «Дубы – берёзы». - Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. - Посмотрите на эти картинки. Обращается внимание на то, что деревьев много это дубы-ы-ы и берёзы-ы-ы.
| Называют: дубЫ-Ы-Ы берёзЫ-Ы-Ы | |
Детям предлагается назвать деревья на картинках, которые выставляются на магнитную доску. Физкультурная минутка: - Встаньте, вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что мы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Даже сильному ветру трудно раскачать большие дубы. Они стонут низким голосом: Ы-Ы-Ы-Ы. - - А сейчас, превратимся в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: Ы-Ы-Ы-Ы. | ||
- Мы уже знаем, что каждый звук обозначается буквой. У гласного звука Ы, тоже есть своя буква, посмотрите на неё. Анализ буквы Ы. Посмотри, бедняжка Буква Ы – ходит с палочкой, увы… - На что похожа буква Ы? | Дети рассматривают печатную букву Ы на доске. Прописывают большую букву Ы в воздухе указательным пальцем правой руки. Ответы детей. | |
- Какие элементы вы заметили в букве Ы? Две палочки и полуовал. Детям можно предложить выложить букву Ы из толстых ниток, выложить из фасоли. | ||
8. 9. |
К/упражнение: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графомоторных навыков.
| Дети рассматривают предложенную книжечку |
На первой страничке закрасить букву Ы красным цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Ы. На третьей страничке обвести контур буквы Ы по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов в названии которых слышится звук Ы. |