Работа с текстом на уроках физики, химии, ОБЖ «Звук - огнегаситель»
Данный текст, имеющий межпредметное содержание, можно использовать на уроках различных школьных дисциплин, ставя и решая разнообразные учебные задачи.
Задание учащимся: прочитайте внимательно познавательный текст, ответьте на предложенные после текста вопросы.
Звук – огнегаситель!?
Физические явления, как процессы природные или созданные искусственно, мы наблюдаем непрерывно. Одни из них приносят нам радость и вдохновение, другие – опасность нашему здоровью и самой жизни, напоминая о том, что нельзя забывать о собственной безопасности.
Пожар – природное или техногенное явление, длительный по времени неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей и животных: такое определение дает Википедия [1].
Существуют и применяются на практике различные способы тушения пожаров, но суть их всех сводится к:
- прекращению доступа кислорода в зону горения;
- охлаждению области горения до температуры, ниже температуры воспламенения (самовоспламенения) участвующих в горении веществ;
- ингибированию (снижению) скорости протекающих в пламени реакций;
-срыву (отрыву) пламени от очага горения.
Веществами – огнегасителями чаще всего являются вода, химическая или воздушно-механическая пена, водные растворы солей, инертные или негорючие газы, водяной пар или сухие огнетушащие порошки [2].
Наука не стоит на месте, поэтому и в области пожаротушения появляются инновационные разработки. Вот одна из них, показавшая в результате проведенных экспериментов высокую эффективность при тушении горящего сухого спирта.
Студентами университета Джорджа Мейсона (штат Виргиния) был сконструирован огнетушитель, который способен ликвидировать возгорание использованием для этих целей только механических волн, частотный диапазон которых от 30 до 60 Гц.
Изучение физических основ работы этого устройства показывают, что продольные волны, исходящие от огнетушителя, противодействуют перемещению воздушных слоев, тем самым препятствуют притоку к источнику огня новых порций кислорода, что способствует быстрому прекращению процесса горения. Гипотеза студентов – изобретателей о том, что возникающее в процессе работы устройства акустическое поле должно ускорять отделение кислорода от огня, нашла подтверждение.
Создатели огнетушителя Сет Роберсон и Вьет Тран создали уникальное устройство, использовав принципиально новый способ борьбы с огнем! Звуковой огнетушитель кардинально отличается от созданных ранее средств тушения пожара тем, что…* (выполните задание 4 для завершения текста)
Задания учащимся:
Охарактеризуйте пожар как явление, указав его «физические» и «химические» составляющие.
Аналогичным делением укажите физические и химические проявления действий пожарных, составляющие единый процесс огнетушения.
Можно ли услышать процесс тушения пожара с помощью изобретения студентов. Почему?
*Для завершения текста выскажите собственные гипотезы особенностей нового вида огнетушителя!
Обсудите гипотезы.
Для проверки своих гипотез воспользуйтесь материалами источника [3].
4* Ответ: Звуковой огнетушитель выгодно отличается от аналогичных устройств полным отсутствием токсичных химикатов, которые обычно используются для тушения огня. Кроме того, такое устройство не требует использования воды, как пожарные машины, поэтому его можно использовать в любых условиях.
Источники информации:
Старшов Михаил Александрович
Спицына Любовь Ивановна
Старшов Михаил Александрович