12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Галышева Наталья Юрьевна154 |
Звукопись как приём характеристики героя. Стихотворения Г.Сапгира, М.Бородицкой, И.Гамазковой, Е.Григорьевой.
Жили-были буквы…
Урок 5. Звукопись как приём характеристики героя.
Стихотворения Г.Сапгира, М.Бородицкой, И.Гамазковой, Е.Григорьевой. Заголовок. Рифма.
1. Проверка ДЗ Ф.Кривин. «Почему «А» поется, а «Б» нет»
Какие звуки умеют красиво петь?
Знаете ли вы, как появилось название гласные буквы?
Назовите буквы, которые могут петь-заливаться. Как можно их назвать?
Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.
Похожи ли буквы, о которых рассказал Ф. Кривин, на детей? Чем?
Перечислите свойства, которыми наделил писатель гласные и согласные буквы.
Разминка
1) ШРА КША ШБРА ДРША
ШРУ КШУ ШБРУ ДРШУ
ШРИ КШИ ШБРИ ДРШИ
ШРО КШО ШБРО ДРШО
2) Прочитай слова. Соедини рифмы
. БЕЛОБОКА
СИНИЦА . . РАЗДЕВАЛКА
ВОРОБЕЙ . . ЛИСИЦА
ГАЛКА . МАЙКА
СОРОКА . СЕСТРИЦА
ЧАЙКА . СКАКАЛКА
. НЕ РОБЕЙ
3) Прочитай предложение. Что это?
Шесть мышат в шалаше шуршат.
А) загадка Б) скороговорка В) поговорка
Какой звук здесь чаще всего произносишь? ____ Что он помогает услышать?
Прочитай эту скороговорку, выделяя слово, чтобы дать ответ на вопрос.
Сколько? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Кто? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Где? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Что делают? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Тема урока
Найди в двух стихотворениях слова-звукоподражания (обозначь их жёлтым карандашом). Прочитай их отдельно от текста. Теперь прочитай стихотворения полностью
Над сугробом – синь-синь,
Под сугробом – тень,
Капли с крыши – дзинь-дзинь,
А синицы – цвинь-цвинь,
Рван кафтанчик скинь-скинь,
Целенький надень!
Елена Благинина
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы! Живы мы!
Валентин Берестов
Чем они похожи и чем отличаются?
Как ты думаешь, для чего нужны звукоподражания в каждом стихотворении?
ЗВУКОПИСЬ – звуковые повторы, одинаковые или похожие звуки для образного звукоподражания. Это приём художественной речи. |
2. Работа над произведением.
1) Чтение учителем
Почему стихотворение называется «Про медведя»?
2) Самостоятельное чтение
С кем и как пытался общаться Медведь? Найди строки и прочитай.
Почему общение не состоялось? Перечитай последнее четверостишие
Г.Сапгир. «Про Медведя»
Впиши пропущенные возгласы (2 столбик).
О тметь цифрами, как надо читать возгласы Медведя (1 столбик).
С ВОСТОРГОМ
| Возглас | Слова вместо звуков |
4 | Он сказал в восторге: О-о-о! | |
5 | Встретил Кролика в траве, встал и чешет в голове, что сказать, не знает: Э-э-э! | Привет! |
3 | А увидел он Москву, город мой, где я живу, в удивленье рявкнул: У-у-у ! | Красота! |
1 | Колыбельную сынишке пел он нежно: А-а-а! | |
2 | Он ревел не хуже ветра, все медведи таковы. В чаще за три километра из берлоги слышно: Ы-ы-ы! | |
Какими словами можно заменить звуки, которые произносит Медведь? Запиши в 3 столбик
3. Работа над СТИХАМИ М.Бородицкой.
1) Чтение стиха «Разговор с пчелой»
Прислушайся к звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?
Попробуй убедить своих слушателей, что в стихотворении подбор слов с определённым звуком помогает оживить картину.
Придумать диалог «Разговор ПЧЕЛЫ и РЕБЁНКА»
2) Работа над скороговорками
Птичьи скороговорки
Прочитай скороговорки, которые придумала Марина Бородицкая. Подбери для каждой скороговорки подходящий заголовок.
1) ГРАЧИНАЯ
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»
2) ГАЛЧИНАЯ
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
3) СИНИЧЬЯ
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся –
Славно сегодня звенится-поётся!
Какие буквы и сочетания букв повторяются в первом стихотворении? Почему для повторов выбраны слова с такими буквами?
Обрати внимание на название второго стихотворения. Найди слова, в которых повторяются одна или несколько букв из названия.
Какой звук чаще повторяется в третьей скороговорке? Почему?
4. Работа над загадками-обманками.
1) Чтение стиха И.Гамазковой «Кто как кричит?» (работа в парах)
2) Презентация «Загадки-обманки»
5. Итог. Рефлексия
6. ДЗ
Жили-были буквы…
Урок 5
Разминка
1) ШРА КША ШБРА ДРША
ШРУ КШУ ШБРУ ДРШУ
ШРИ КШИ ШБРИ ДРШИ
ШРО КШО ШБРО ДРШО
2) Прочитай слова. Соедини рифмы
. БЕЛОБОКА
СИНИЦА . . РАЗДЕВАЛКА
ВОРОБЕЙ . . ЛИСИЦА
ГАЛКА . МАЙКА
СОРОКА . СЕСТРИЦА
ЧАЙКА . СКАКАЛКА
. НЕ РОБЕЙ
3) Прочитай предложение. Что это?
Шесть мышат в шалаше шуршат.
А) загадка Б) скороговорка В) поговорка
Какой звук здесь чаще всего произносишь? ____ Что он помогает услышать?
Прочитай эту скороговорку, выделяя слово, чтобы дать ответ на вопрос.
Сколько? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Кто? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Где? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Что делают? Шесть мышат в шалаше шуршат.
Тема урока
Найди в двух стихотворениях слова-звукоподражания (обозначь их жёлтым карандашом). Прочитай их отдельно от текста. Теперь прочитай стихотворения полностью.
Над сугробом – синь-синь,
Под сугробом – тень,
Капли с крыши – дзинь-дзинь,
А синицы – цвинь-цвинь,
Рван кафтанчик скинь-скинь,
Целенький надень!
Елена Благинина
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы! Живы мы!
Валентин Берестов
Чем они похожи и чем отличаются?
Как ты думаешь, для чего нужны звукоподражания в каждом стихотворении?
ЗВУКОПИСЬ – звуковые повторы, одинаковые или похожие звуки для образного звукоподражания. Это приём художественной речи. |
Г.Сапгир. «Про Медведя»
Впиши пропущенные возгласы (2 столбик).
Отметь цифрами, как надо читать возгласы Медведя (1 столбик).
| Возглас | Слова вместо звуков |
| Он сказал в восторге: _____________! | |
| Встретил Кролика в траве, встал и чешет в голове, что сказать, не знает: _____________! | |
| А увидел он Москву, город мой, где я живу, в удивленье рявкнул: _____________! | |
| Колыбельную сынишке пел он нежно: _____________! | |
| Он ревел не хуже ветра, все медведи таковы. В чаще за три километра из берлоги слышно: _____________! | |
Какими словами можно заменить звуки, которые произносит Медведь? Запиши в 3 столбик
Птичьи скороговорки
Прочитай скороговорки, которые придумала Марина Бородицкая. Подбери для каждой скороговорки подходящий заголовок.
1) ___________________
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»
2) ___________________
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
3) ___________________
С олнце садится, струится водица,
П тица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся –
Славно сегодня звенится-поётся!
Какие буквы и сочетания букв повторяются в первом стихотворении? Почему для повторов выбраны слова с такими буквами?
Обрати внимание на название второго стихотворения. Найди слова, в которых повторяются одна или несколько букв из названия.
Какой звук чаще повторяется в третьей скороговорке? Почему?