12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галышева Наталья Юрьевна154
2

Звукопись как приём характеристики героя. Стихотворения Г.Сапгира, М.Бородицкой, И.Гамазковой, Е.Григорьевой.

Жили-были буквы…

Урок 5. Звукопись как приём характеристики героя.

Стихотворения Г.Сапгира, М.Бородицкой, И.Гамазковой, Е.Григорьевой. Заголовок. Риф­ма.


1. Проверка ДЗ Ф.Кривин. «Почему «А» поется, а «Б» нет»

Какие звуки умеют красиво петь?

Знаете ли вы, как появилось название гласные буквы?

Назовите буквы, которые могут петь-заливаться. Как можно их назвать?

Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

Похожи ли буквы, о которых рассказал Ф. Кривин, на детей? Чем?

Перечислите свойства, которыми наделил писатель гласные и согласные буквы.


Разминка

1) ШРА КША ШБРА ДРША

ШРУ КШУ ШБРУ ДРШУ

ШРИ КШИ ШБРИ ДРШИ

ШРО КШО ШБРО ДРШО

2) Прочитай слова. Соедини рифмы

. БЕЛОБОКА

СИНИЦА . . РАЗДЕВАЛКА

ВОРОБЕЙ . . ЛИСИЦА

ГАЛКА . МАЙКА

СОРОКА . СЕСТРИЦА

ЧАЙКА . СКАКАЛКА

. НЕ РОБЕЙ

3) Прочитай предложение. Что это?

Шесть мышат в шалаше шуршат.

А) загадка Б) скороговорка В) поговорка

Какой звук здесь чаще всего произносишь? ____ Что он помогает услышать?

Прочитай эту скороговорку, выделяя слово, чтобы дать ответ на вопрос.

Сколько? Шесть мышат в шалаше шуршат.

Кто? Шесть мышат в шалаше шуршат.

Где? Шесть мышат в шалаше шуршат.

Что делают? Шесть мышат в шалаше шуршат.


Тема урока

Найди в двух стихотворениях слова-звукоподражания (обозначь их жёлтым карандашом). Прочитай их отдельно от текста. Теперь прочитай стихотворения полностью

Над сугробом – синь-синь,

Под сугробом – тень,

Капли с крыши – дзинь-дзинь,

А синицы – цвинь-цвинь,

Рван кафтанчик скинь-скинь,

Целенький надень!

Елена Благинина


О чём поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

Валентин Берестов

Чем они похожи и чем отличаются?

Как ты думаешь, для чего нужны звукоподражания в каждом стихотворении?

ЗВУКОПИСЬ – звуковые повторы, одинаковые или похожие звуки для образного звукоподражания. Это приём художественной речи.


2. Работа над произведением.

1) Чтение учителем

Почему стихотворение называется «Про медведя»?

2) Самостоятельное чтение

С кем и как пытался общаться Медведь? Найди строки и прочитай.

Почему общение не состоялось? Перечитай последнее четверостишие


Г.Сапгир. «Про Медведя»

Впиши пропущенные возгласы (2 столбик).

Оt1637682335aa.png тметь цифрами, как надо читать возгласы Медведя (1 столбик).

Сt1637682335ab.gif ВОСТОРГОМ


t1637682335ac.gift1637682335ad.gif


t1637682335ae.gift1637682335af.gif




Возглас

Слова вместо звуков

4

Он сказал в восторге: О-о-о!


5

Встретил Кролика в траве,

встал и чешет в голове,

что сказать, не знает: Э-э-э!

Привет!

3

А увидел он Москву,

город мой, где я живу,

в удивленье рявкнул: У-у-у !

Красота!

1

Колыбельную сынишке

пел он нежно: А-а-а!


2

Он ревел не хуже ветра,

все медведи таковы.

В чаще за три километра

из берлоги слышно: Ы-ы-ы!


Какими словами можно заменить звуки, которые произносит Медведь? Запиши в 3 столбик


3. Работа над СТИХАМИ М.Бородицкой.

1) Чтение стиха «Разговор с пчелой»

Прислушайся к звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?

Попробуй убедить своих слушателей, что в стихотворении подбор слов с определённым звуком помогает оживить картину.

Придумать диалог «Разговор ПЧЕЛЫ и РЕБЁНКА»


2) Работа над скороговорками

Птичьи скороговорки

Прочитай скороговорки, которые придумала Марина Бородицкая. Подбери для каждой скороговорки подходящий заголовок.

1) ГРАЧИНАЯ

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера!»


2) ГАЛЧИНАЯ

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

3) СИНИЧЬЯ

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьётся –

Славно сегодня звенится-поётся!

Какие буквы и сочетания букв повторяются в первом стихотворении? Почему для повторов выбраны слова с такими буквами?

Обрати внимание на название второго стихотворения. Найди слова, в которых повторяются одна или несколько букв из названия.

Какой звук чаще повторяется в третьей скороговорке? Почему?



4. Работа над загадками-обманками.

1) Чтение стиха И.Гамазковой «Кто как кричит?» (работа в парах)

2) Презентация «Загадки-обманки»



5. Итог. Рефлексия

6. ДЗ







































Жили-были буквы…

Урок 5

Разминка

1) ШРА КША ШБРА ДРША

ШРУ КШУ ШБРУ ДРШУ

ШРИ КШИ ШБРИ ДРШИ

ШРО КШО ШБРО ДРШО

2) Прочитай слова. Соедини рифмы

. БЕЛОБОКА

СИНИЦА . . РАЗДЕВАЛКА

ВОРОБЕЙ . . ЛИСИЦА

ГАЛКА . МАЙКА

СОРОКА . СЕСТРИЦА

ЧАЙКА . СКАКАЛКА

. НЕ РОБЕЙ

3) Прочитай предложение. Что это?

Шесть мышат в шалаше шуршат.

А) загадка Б) скороговорка В) поговорка

Какой звук здесь чаще всего произносишь? ____ Что он помогает услышать?

Прочитай эту скороговорку, выделяя слово, чтобы дать ответ на вопрос.

Сколько? Шесть мышат в шалаше шуршат.

Кто? Шесть мышат в шалаше шуршат.

Где? Шесть мышат в шалаше шуршат.

Что делают? Шесть мышат в шалаше шуршат.


Тема урока

Найди в двух стихотворениях слова-звукоподражания (обозначь их жёлтым карандашом). Прочитай их отдельно от текста. Теперь прочитай стихотворения полностью.

Над сугробом – синь-синь,

Под сугробом – тень,

Капли с крыши – дзинь-дзинь,

А синицы – цвинь-цвинь,

Рван кафтанчик скинь-скинь,

Целенький надень!

Елена Благинина


О чём поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

Валентин Берестов


Чем они похожи и чем отличаются?

Как ты думаешь, для чего нужны звукоподражания в каждом стихотворении?


ЗВУКОПИСЬ – звуковые повторы, одинаковые или похожие звуки для образного звукоподражания. Это приём художественной речи.

Г.Сапгир. «Про Медведя»

Впиши пропущенные возгласы (2 столбик).

Отметь цифрами, как надо читать возгласы Медведя (1 столбик).

t1637682335aa.pngt1637682335ag.gif

t1637682335ah.gift1637682335ai.gif


t1637682335aj.gift1637682335ak.gif



Возглас

Слова вместо звуков


Он сказал в восторге: _____________!




Встретил Кролика в траве,

встал и чешет в голове,

что сказать, не знает: _____________!



А увидел он Москву,

город мой, где я живу,

в удивленье рявкнул: _____________!



Колыбельную сынишке

пел он нежно: _____________!



Он ревел не хуже ветра,

все медведи таковы.

В чаще за три километра

из берлоги слышно: _____________!


Какими словами можно заменить звуки, которые произносит Медведь? Запиши в 3 столбик


Птичьи скороговорки

Прочитай скороговорки, которые придумала Марина Бородицкая. Подбери для каждой скороговорки подходящий заголовок.


1) ___________________

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера!»


2) ___________________

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

t1637682335al.gif

3) ___________________

Сt1637682335am.gif олнце садится, струится водица,

Пt1637682335an.gif тица-синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьётся –

Славно сегодня звенится-поётся!


Какие буквы и сочетания букв повторяются в первом стихотворении? Почему для повторов выбраны слова с такими буквами?

Обрати внимание на название второго стихотворения. Найди слова, в которых повторяются одна или несколько букв из названия.

Какой звук чаще повторяется в третьей скороговорке? Почему?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.